11
Классный час для 4 класса
«Моё здоровье – в моих руках»
Платонова Светлана Юрьевна
Учитель начальных классов
МБОУ Мурзицкая СШ
Пояснительная записка
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни
Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни. Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, о физическом развитии и воспитании детей.
Цель:
дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные:
-вызывать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье - самое ценное достояние человека;
-формировать представление о значении питания, физической культуры в жизни человека,
-пытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам.
Развивающие:
-развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания,
-развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму;
-формировать у детей коммуникативные навыки.
Ход классного часа:
I. Организационный момент.
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
-Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний классный час подарил вам только радость.
Психологический настрой. « Всё в твоих руках» Начнём мы его с притчи.
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках»
- А что находится в наших руках? (здоровье)
II.Тема классного часа «Моё здоровье – в моих руках»
- Как вы считаете, какова будет цель нашего занятия?
- «Будьте здоровы!» -мы произносим эту фразу , когда желаем здоровья, ведь здоровье – это самое ценное, что есть у человека, это то, что не купишь ни на какие деньги. Здоровому все здорово –есть такая поговорка, а больному и мед не вкусен.
-А что же такое здоровье?
-Давайте обратимся к словарю Ожегова и узнаем толкование этого слова.
- Ребята, вам знакома аббревиатура ЗОЖ?
- Как вы понимаете - здоровый образ жизни?
Что является составляющими здорового образа?
(гигиена, режим дня, привычки, правильное питание, спорт)
-А когда человека считают здоровым?
-Я предлагаю вам провести классный час в виде устного журнала. Мы с вами перелистаем его страницы и вспомним, что является составляющими здорового образа жизни.
III.1 страница Послушайте, пожалуйста, стихотворение (Приложение 1) и попробуйте догадаться, как называется первая страница.
- Как же называется эта страница? Первая страница – режим дня.
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? - Обратите внимание на запись на плакате: « Режим – установленный распорядок жизни (дел, действий)».
- Совпало ли ваше предположение о значении слова «режим» с его научным значением?
- Ребята, а для чего нужен режим дня? Зачем нужно соблюдать такой распорядок дня? - Действительно, ребята, когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что–то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают то люди не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организовывают свою работу, не соблюдают режим дня. Дело в том, что все физиологические процессы в нашем организме совершаются в определённом ритме. И если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях.
Беседа по содержанию стихотворения.
- Давайте вспомним стихотворение и попробуем восстановить правильную последовательность элементов режима дня.
- Молодцы! Все хорошо запомнили.
Сценка «Режим дня» (Приложение 2)
- Ребята, мальчик правильно распределил своё время?
-Конечно, мальчик неправильно распределил своё время: прогулка, обед, прогулка… сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют здоровье.
По мнению учёных, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!
- Ребята, а кто из вас придерживается режима дня?
- Сейчас попробуем расписать свой день по часам, то есть составим режим дня.
Практическая работа учащихся по группам.
Проверка работ
-Режим запомни этот ты
И строго время укажи,
Его старайся выполнять,
И будешь ты все успевать.
IV.2 страница – правильное питание
-Что такое питание? Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга.
Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.
Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддерживая нормальное состояние кожных покровов, защитной функции организма.
-Какие продукты называются полезными?
-Что поступает с пищей в организм человека?
-Что такое белки? Жиры? Углеводы?
-Какие правила необходимо выполнять во время еды?
-Что такое режим питания?
-Что такое витамины? Где содержится больше всего витаминов?
-Какие овощные соки вы знаете?
-Чем полезна рыба и морепродукты?
-Какие молочные продукты вы знаете и чем они полезны? Совместно с учащимися формулируются правила правильного питания. (памятки раздать учащимся) (Приложение 3)
- Подведём итоги на этой страничке, закончив фразу:
-Питание необходимо для того, чтобы….. (расти, двигаться, играть, учиться, быть здоровым).
-Еда должна быть …. (здоровой, вкусной)
V.3 страница – гигиена
Прежде чем перелистнуть страницу журнала я хочу прочитать небольшое стихотворение, послушайте его внимательно и подумайте, о чём мы будем говорить?
Кто зубы не чистит, не моется мылом.
Тот вырастит болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утоли.
- О чем мы с вами поговорим? Правильно, о личной гигиене.
- Что такое личная гигиена?
- Личная гигиена - это совокупность мероприятий по сохранению здоровья, путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности человека. Это уход за кожей, уход за полостью рта, в частности за зубами, содержание одежды и обуви в чистоте, поддержание порядка в квартире.
- Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки (Приложение 4)
Практическая работа
- Ребята, кто из вас знает и может рассказать, как нужно правильно чистить зубы?
В конце этой страницы прослушаем песню на стихи Ю. Энтина «Вода буль-буль»
Физкультминутка. Игра «Ровным кругом»
VI .4 страница- привычки
- Назовите вредные привычки.
-Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртного и наркотиков.
-Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? Так ли бесследно проходит курение для растущего, ещё не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют лёгкие, становиться труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становиться немного жёлтоватым, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются. Курение может привести к раку.
Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Петя Рыбкин
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок
Вот что значит — табачок!
- Каковы последствия курения?
Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье своё и своих близких.
-Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введён орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.
-Чем же вредно пьянство? Пагубно действует на мозг; речь становиться нечёткой, непонятной; неровная походка. Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям.
Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.
Средняя продолжительность жизни наркомана 21 год. Спустя 6 месяцев после начала регулярного приёма наркотиков погибает 50% . Только 13% наркоманов достигает до 30 лет.
Только 1% наркоманов доживает до 40 лет.
-10-15 человек вовлекает в наркозависимость в год каждый наркоман.
6000 человек ежедневно во всём мире заболевают СПИДом.
- Какие страшные цифры? Об этом стоит серьёзно задуматься.
Ребята, прочитаем памятку и запомним её на всю жизнь. (Приложение 5)
Обобщение. Игра «Пирамида» (Учитель выбирает двух учеников, а затем каждый выбирает себе еще учеников и так выйдет весь класс.)
– Чтобы поднять вас всех, понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро табак, алкоголь, наркотик и другие вредные привычки втягивают человека.
VII. 5 страница – спорт. -Следующая страница нашего журнала «Спорт».
«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!» -Правильна ли, с вашей точки зрения, эта пословица? Как вы понимаете её смысл?
-Известна и другая пословица: «Кто много ходит, тот долго живёт».
- В школьном возрасте ребёнок не мене 1,5 часов в день должен заниматься активными физическими упражнениями. Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости. Двигательная активность улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.
Спорт- это здоровье!
Спорт – это крепкие мышцы!
В спорте во все времена
Воля стальной быть должна.
Воля кует характер, и только она.
Физкультура – залог здоровья и хорошего настроения. Заниматься физкультурой – полезно. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час.
VIII. Подведение итогов
В конце нашего классного часа составим синквейн для слова здоровье.
Пример:
Здоровье.
Слабое, крепкое.
Сохраняется, восстанавливается, лечится.
Здоровье дороже золота.
Самочувствие
Рефлексия « Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.
Указательный –узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
Приложение 1
Стихотворение «Режим дня».
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять и завтрак съесть
А потом за парту сесть.
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай:
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся.
Пообедав, можешь сесть
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!
Приложение 2
Сценка «Режим»
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
-Конечно! Режим…Режим –куда хочу, туда скачу!
-Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед.
- Хорошо…
-А можно ещё лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.
- Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
-Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
- Как это «с бабушкой»?
- А так: половину –я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
- Не понимаю – как это?
- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…
- И тебе не стыдно?
Приложение 3
Правила правильного питания
Пища должна быть разнообразной (растительной и животной).
Больше употреблять фруктов и овощей.
Меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков.
Не используйте в пищу немытые овощи, фрукты и ягоды.
Соблюдайте режим питания.
Кушаем в одно и то же время.
Принимаем пищу 3-4 раза в день.
Соблюдаем баланс белков, жиров, углеводов.
Обращаем внимание на содержание витаминов и микроэлементов.
И ни в коем случае не переедаем.
Приложение 4
Загадки
Ускользает как живое, но не выпущу его
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ)
Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит, нам усердно служит (Зубная щетка)
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер —
Люди все ко мне бегут. (Ванна)
Белая река в пещеру затекла
По ручью выходит с собою грязь выводит (Зубная паста)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей. (Расческа)
Лёг в карман и караулит реву, плаксу и грязнулю
Им утрет потоки слез и не забудет он про нос (Носовой платок)
Приложение 5
Памятка.
Нельзя курить, пить, употреблять наркотики», потому что:
У человека пожелтеют зубы.
Будет неприятный запах изо рта.
Человек будет постоянно кашлять и болеть.
Не сможет заниматься спортом.
Будет плохая память, и будет плохо учиться.
Может ухудшиться зрение.
Можно оказаться среди преступников.