Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
РАССМОТРЕНО
На заседании цикловой комиссии классных руководителей
Протокол №__ от ____ ______2016г.
Председатель _______Назатова С.Б.
Классный час
для студентов второго курса
специальности 36.02.01 Ветеринария
Урок-профориентация по теме:
«Моя будущая профессия»
Разработал:
классный руководитель,
преподаватель специальных дисциплин
Клюева Л.В.
Сергиев Посад
2016
Наиболее подготовленный в профессиональном отношении человек - это человек, который сам целеустремленно готовил себя к своей профессии.
Джонатан Огден Армур, американский магнат
Основной целью мероприятия является оказание профориентационной поддержки студентам в сфере будущей профессиональной деятельности и выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
План.
Введение
Историческая справка.
Профессиональный словарик будущего специалиста.
Профессиональная ориентация как система.
Особенности профориентационной работы в колледже.
Заключение
Введение.
Классный руководитель. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников. Эта работа должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, которые определяют формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. А значит, молодым людям необходимо оказывать личностно-ориентированную помощь в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Историческая справка.
Студент 1 Выбор пути - вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет полтораста назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью. Дворянский отпрыск, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, так как статус музыканта был приравнен к прислуге. А вот крестьянскому сыну за плуг приходилось встать волей-неволей, ибо на иное поприще общество допускало его крайне неохотно. За редким исключением человек наследовал социальный статус и ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.
Классный руководитель Отголоски этой традиции существуют и поныне: многие родители видят детей продолжателями своего дела и настороженно относятся к самой возможности иного выбора. Однако выбор существует, и молодой человек, не скованный сословными ограничениями, оказывается в своем самоопределении перед широким веером возможностей. Такая ситуация начала складываться в конце XIX в., когда в развитыx промышленный странах усилилась производственная специализация и в то же время пошатнулась сословная замкнутость. В частности, в России это проявилось в бурной активности разночинцев, «кухаркиных детей», стремившихся реализовать свои способности за пределами унаследованной социальной роли.
Студент 2 В нашей стране первые практические шаги в области профориентации были связаны с информированием юношества о возможностях получения той или иной трудовой специальности. С 80-х гг. XIX в. в России стали систематически выпускаться различные справочники, «Адрес-календари», «Студенческие альманахи», указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей. В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование. Но помимо самых общих сведений, ориентирующих в сложившейся системе профессиональных учебных заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального труда. В соответствии с сознаваемой общественной потребностью этого рода для подростков выпускались популярные издания, такие, как книга К.К.Вебера «Рассказы о фабриках и заводах», выдержавшая с 1871 по 1912 гг. 9 изданий. Вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического применения, а также знакомству с соответствующими факультетами университетов и институтов были посвящены книги Н.И.Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897), Л.И.Петражицкого «Университет и наука» (1907). В разнообразных источниках в популярной и занимательной форме описывались существенные для выбора профессии данные, требуемые знания и умения, трудности профессии и ее привлекательные стороны, пути освоения профессии. Так, в сборнике «На распутье» (1917), который открывался статьей профессора Н.А.Рыбникова «Психология и выбор профессии», было опубликовано 22 таких описания профессий, относящихся к числу «интеллигентных» и требующих высшего образования. Были приведены описания таких профессий, как -актер, -музыкант, -художник, -архитектор, -работник дошкольного воспитания, -народная учительница, -учитель средней школы, -работник внешкольного образования, -ученый, -журналист, -священник, -кооператор, -статистик, -фабричный инспектор, -чиновник, -коммерсант, -медик, -агроном, -ветеринарный врач, -коммерческий служащий, -железнодорожный служащий, -инженер, -почтово-телеграфный чиновник, -моряк.
Студент 3 Первое профориентационное учреждение - служба по «приисканию» работы — появилось в России в 1897 г. В то же время за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах — при биржах труда, промышленных предприятиях стали создаваться бюро по профессиональному отбору рабочих, самостоятельные службы профессиональной ориентации молодежи, развивалась практика разовых консультационных услуг.
Первые психологические изыскания, связанные с профессиональным самоопределением, осуществлялись как частный аспект разработки проблемы способностей и одаренности. Родоначальник современной психодиагностики Фрэнсис Гальтон предложил специальные измерительные процедуры, названные впоследствии тестами, для выявления широкого спектра способностей.
Параллельно осуществлялись первые шаги в области консультативной практики. Некоторые источники пионером этого движения называют Дж.Дэвиса, который еще в 1898 г. начал консультировать учащихся средних школ Детройта по вопросам выбора профессии. Чаще приоритет отдается Ф.Парсонсу, который в 1908 г. основал в Бостоне Бюро руководства выбором профессии. Через год после открытия Бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, пытаясь объединить консультационный и информационный аспекты профориентации.
Бурное развитие промышленности в конце XIX — начале XX в. стимулировало рост прикладных исследований в психологии и становление особой научно-практической отрасли - психотехники, пионерами которой выступили Х.Мюнстерберг в США и ВШтерн в Германии (последнему и принадлежит сам термин «психотехника»). Проблемам профессиональной ориентации, в частности профотбора, в психотехнике уделялось особое внимание. Так, Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить эффективность труда - подбирать работникам должности, которые соответствуют их характеру и умственным способностям. Инструментом такого подбора должны были выступить психологические тесты, в первую очередь тесты интеллекта.
Студент 4 В нашей стране после 1917 г. интерес к проблемам профессионального выбора значительно усилился. По западному образцу была создана отечественная психотехника, включавшая и профориентацию. В 1921 г. по указанию В.И.Ленина был основан Центральный институт труда (ЦИТ), в котором была создана особая лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации.
Профориентация в СССР развивалась в 70-е гг. благодаря трудам Е.А.Климова, работавшего в то время в Ленинграде, в Институте профессионально-технического образования. Именно Климов наиболее основательно занялся разработкой теоретических основ профессиографии и выбора профессии, разработанная им классификация профессий по сей день служит фактическим стандартом в нашей стране, а популярная методика выявления профессиональных интересов широко используется поныне.
Профессиональный словарик будущего специалиста
Классный руководитель А сейчас мы вспомним значения слов «Профессия», «Специальность», «Квалификация» в соответствии с большим энциклопедическим словарём.
Студент 5 ПРОФЕССИЯ (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Таким образом, профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. species - род - вид) - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и т. д.).
Значение слова Квалификация по Бизнес словарю:
КВАЛИФИКАЦИЯ - степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретические знания и практические навыки, которые должны соответствовать нормам Единого тарифно-квалификационного справочника.
Таким образом, квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Профессиональная ориентация как система.
Классный руководитель Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики и занятий по психологии. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностной ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, здесь изучаются требования к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Студент 6 Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных составляющих:
профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональный учебных заведениях;
в процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения;
выделяются также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности,
и профессиональная адаптация - приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности
Студент 7 В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым (Евгений Александрович Климов (11.06.1930 – 31.05.2014) - ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук).
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Особенности профориентационной работы в колледже.
(Сопровождается электронной презентацией)
Классный руководитель Для формирования профессиональное самосознание у студентов в нашем колледже проводятся следующие мероприятия:
тематические кураторские часы;
недели по специальностям, конкурсы «Лучший специалист»;
конференции, профессиональные праздники;
встречи со специалистами;
экскурсии на предприятия;
открытая защита курсовых и дипломных проектов;
экскурсии на предприятия;
посещение выставок профориентационной направленности.
На базе нашего колледжа функционирует ветеринарная клиника «Айболит». Ветеринарная клиника "Айболит" оказывает ветеринарную помощь, как мелким домашним, так и сельскохозяйственным животным. Студенты, начиная со второго курса обучения, проходят производственную практику, в том числе и в «Айболите».

Работодатели профильных организаций, колхозов и совхозов Сергиево-Посадского района и соседних районов охотно предоставляют места для прохождения производственных практик студентам колледжа.


Лекции в школе.
Студенты колледжа проводят беседы о профилактике инфекционного заболевания бешенства, недопущения его распространения. Студенты доступно рассказали школьникам о бешенстве, об источниках заражения, о мерах предосторожности и мерах, которые необходимо принимать, если укусило больное животное.

В рамках программы по развитию молодежного кадрового потенциала, в целях реализации дополнительных мер по совершенствованию системы профориентации подростков и молодежи, в интересах обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами был сформирован Всероссийский профориентационный портал «Траектория успеха». Данный портал интересен для обучающихся потому, что он предлагает многообразную информацию для развития профессиональной карьеры: мероприятия, стажировки, статьи, видео, тестирование, спецпроекты.
Также ежегодно проводятся Дни открытых дверей, на которых студенты выпускных групп знакомят будущих студентов с особенностями выбранных профессий.
Постоянное проведение Классных часов по профориентации. В гости приглашаются представители профильных организаций от работодателя. На таких мероприятиях студенты могут задать самые разные вопросы и получить ответ напрямую от профессионала, что на мой взгляд представляет особую ценность.
Участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах. Например, Чемпионат WorldSkills Russia по компетенции "Ветеринария", на котором студенты нашего колледжа заняли призовые места.
Заключение.
В заключении нашего классного часа, посвященному знакомству с профессиональной ориентацией, я хочу прочитать вам стихотворение Льва Куклина:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
– Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
– Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
– Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Используемая литература:
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/412720/
http://psychology.academic.ru
http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html
http://школа-профориентация.рф/stati.html
http://www.vakzo.ru/
http://shkola9sposad.narod.ru/eight.html
http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/646-detskie_stihi_o_professiyah.html