Сценарий Единого Всекубанского классного часа
«Краснодарскому Краю - 80 лет: история и современность"
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 ст. Павловской
Добриян С.И.
Цель – формирование активной гражданской позиции, патриотизма, любви к Отечеству на примерах исторических событий и явлений современной жизни.
Задачи - воспитание интереса к истории родного края;
- развитие умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани;
- развитие гордости за Кубань.
Оборудование: презентация, карта Краснодарского края, выставка рисунков «Красавица Кубань», цветные полоски бумаги (обязательно синего, малинового, зелёного цветов), зёрна, вырезанные из бумаги жёлтого цвета, полоски двустороннего скотча для составления колоса и приклеивания его на доску или ватман, распечатанные фотографии выдающихся людей Кубани, иллюстрации пейзажей Краснодарского края.
Подготовительная работа
1. Сбор краеведческого материала об истории Краснодарского края, района, станицы.
2. Оформление помещения.
3. Подготовка компьютерной презентации к уроку.
Ход классного часа
(Перед началом классного часа звучит песня о Кубани на слова С. Донченко "У моей Кубани золотое сердце")
|
Учитель: - Не случайно разговор на сегодняшнем классном часе мы начали с этой песни. 13 сентября 2017 г – знаменательная дата в истории Кубани. В этот день исполняется 80 лет образования Краснодарского края. Этой дате мы посвящаем наш Всекубанский классный час «Краснодарскому Краю - 80 лет: история и современность". Что же произошло за эти 80 лет? Как проходило становление нашего края? Каким он видится сегодня нам и как воспринимают его другие? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны пристальнее вглядеться в историю нашего края. Издавна Кубань называют житницей России. Здесь собирают богатые урожаи пшеницы, и мы с вами на сегодняшнем классном часе по крупицам, по маленьким зёрнышкам, будем собирать информацию о родном крае. |
|
Первое зёрнышко: историческая справка.
(Выступает подготовленный ученик)
Работа с картой.
-13 сентября 1937 года был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край. Площадь Краснодарского края составляет 76 тысяч квадратных километров. Протяженность края с севера на юг – 370 км, с запада на восток – 380 км. По своим размерам Краснодарский край превосходит ряд европейских государств (Данию, Голландию, Чехословакию; Бельгию и Швейцарию вместе взятых).
Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5км/ч и днём и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или 13 суток. На автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический корабль, летящий со скоростью 10 км/с промчится над краем всего за 37 секунд.
На сегодняшний день в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек.
Учитель:
- Краснодарский край имеет свои символы. Каждый элемент и даже цвет имеет своё значение, особый смысл. Назовите символы Краснодарского края. (гимн, герб, флаг).Я предлагаю вам вспомнить цвета и определить, что они означают.
Игра «Собери флаг» (из разноцветных полос, прикреплённых к доске, ребята выбирают полоски: малиновую, синюю и зелёную,- и составляют флаг)
Второе зёрнышко. Значения цветов флага и их расположения не были закреплены документально. Однако
существуютразличные неофициальные версии значений символики кубанского флага. По одной из них малиновый цвет символизировал казаков-черноморцев, потомков запорожцев, синий — казаков-линейцев, наследниковдонцов, зелёный — адыгов (либо всех горцев-мусульман). По другой малиновый цвет символизировал всех казаков Кубани, потомков как запорожцев, так и донцов, синий — иногороднее (неказачье) население(«гамселов»), зелёный — адыгов (либо всех горцев-мусульман).
Расположение цветов, по неофициальным данным, тоже несло в себе символизм. По
одной из версий, малиновая полоса в центре («ствол») символизировала «центральное», государствообразующее населениеКубани — казаков-черноморцев (либо всех казаков Кубани), зелёная снизу («корень») символизировала «изначальное», автохтонное население Кубани — адыгов, синяя сверху («ветви») символизировала«позднейшее» (полярное «изначальному») остальное население Кубани, формировавшееся на «корневой» и«стволовой» базе. Всё вместе являлось единым целым — «народом Кубани», образующим кубанское государство.
Третье зёрнышко.
- Что вы знаете о гимне нашего края?
(ребята -«историки» немного рассказывают о создании гимна)
- Расскажите, что вам известно о гербе.
Описание герба края
Современный официальный символ Краснодарского края основывается на историческом гербе, принадлежавшим Кубанской области, существовавшей на этих территориях. Герб имеет сложное композиционное построение, состоит их множества важных элементов, в том числе:
щита, разделенного на два поля, каждый со своими изображениями;
венчающих щит – княжеской короны, штандарта и орла императорской России;
четырех лазоревых знамен с вензелями российских императоров;
лент орденов Ленина, завязанных большим бантом.
Каждый из элементов, в свою очередь, можно разложить на более мелкие детали и символы. Например, тот же щит горизонтально делится на золотое и зеленое поля. В верхнем, золотом поле изображен появляющийся орел, символ Российской империи. Сама хищная птица изображена в черном цвете, с золотыми клювами и высунутыми червлеными языками.
В нижнем поле щита нарисована часть крепостной стены с башнями, бойницами и открытыми воротами. Между башен дополнительно прорисован золотой пернач, вид холодного вооружения, и два бунчука, выполненные в серебряном цвете. Бунчуки представляют собой древко с прикрепленным конским хвостом и символизируют власть.
Знамена – красота и символика
Особого внимания заслуживают эти элементы, венчающие композицию герба Краснодарского края. Они выполнены в лазоревом цвете с золотой вышивкой. На центральном штандарте можно увидеть вензель «А II», который соотносится с Александром II, сыгравшим важную роль в развитии этих территорий.
На знаменах такие же вензеля, которые знатоки российской истории быстро расшифруют. За буквами скрываются имена императрицы Екатерины, а также российских императоров Александра I, Павла I, Николая I. Каждый из вензелей окружен венками из ветвей дуба и лавра, символизирующих силу и победу.
Выглядят знамена очень красиво, благодаря подбору цветов – в изображении использованы лазоревый для полотнищ и золотой. Последний цвет присутствует в вышитом узоре, также золотым показаны бахрома, кисти, навершия.
Несколько выбивается из общей картины изображение алых лент, особенно, если знать, с чем они связаны. Авторы эскиза попытались объединить символику императорской России и советской власти.
Учитель:
- Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей, заставляет волноваться при встрече. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю. Живописные побережья двух морей – Черного и Азовского, горы, покрытые девственными лесами, и озера с целебными грязями, многочисленными минеральными источниками.
4-6 зёрнышки.
Дети читают стихи о красоте родной Кубани.
Показ презентации "Памятники природы Кубани" с кратким комментарием.
7-10 зёрнышки
Учитель: Но главную ценность Кубани представляют не полезные ископаемые, не горы и моря, а ее жители. За 80 лет истории нашего края их было много - замечательных людей, отдававших свои силы, знания, здоровье на благо родной земли.
Наши учёные: Очаповский, С.В.,Пустовойт, В.С., Лукьяненко П.П.
Наши космонавты: Горбатко В.В., Севастьянов В.И.,Березовой А.Н., Падалка Г.И.
Композиторы и искусствоведы:Коваленко Ф.А.- основатель картинной галереи в г. Екатеринодаре, Пономаренко Г.Ф.- известный композитор.
Писатели и поэты: В.В. Бакалдин, И.В. Беляков, И.Ф. Варавва, К.А. Обойщиков, В.С. Подкопаев, С.Н. Хохлов
Дети рассказывают о людях, прославивших Краснодарский край. (Братья Игнатовы, семья Степановых, Покрышкин Александр Иванович, Кропоткин Пётр Алексеевич, Лукьяненко, Кафельников....)
Учитель:
Степное раздолье- родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем..
(В. Подкопаев)
Дети просматривают ролик о войне (Михезеева поляна)
- Нельзя не вспомнить и о страшном испытании, через которое прошла Кубань. В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. В 1975 году в городе Тимашевске был открыт музей. Это музей одной семьи- семьи Степановых. Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И все они героически погибли, защищая Родину.
Неувядаемой славой покрыли себя защитники Новороссийска. Малой Землёй названа береговая полоса, бои за которую продолжались более 7 месяцев. Каждый метр был изрыт минами и снарядами. Фашисты сбросили на город 17000 бомб. Но герои не только выстояли, но и перешли в наступление. За мужество и храбрость его защитников Новороссийску было присвоено звание «Город- герой».
Ученик:
По горам шоссе петляет,
Но пора спускаться вниз.
Вот и море!
Нас встречает славный порт-
Новороссийск.
Не простое это место:
Бухта, город под горой,
О котором всем известно:
Он отважный, он герой.
Ученик: Вот такой он, наш Краснодарский край. Давайте подберём слова, характеризующие наш край.
- Самый красивый, героический, казачий, спортивный....
4. Подведение итога классного часа. Составление колоса.
-Итак, ребята, скажите сколько же лет исполняется нашему краю в 2017 году? 80 лет - это много или мало?
- Посмотрите: у нас на доске появился колосок. Зерно всегда символизировало собой саму жизнь и ее возрождение, ведь умирая зернышко дает начало новой жизни - целому колосу зерен. Добавлю еще то, что пшеница упоминается в Новом Завете, в одной притче; в ней же она есть символ щедрости и доброты земли.
Сноп пшеницы очень часто встречается на гербах, символизирует он плодородие и достаток, полученные от земли.
Сноп, обвязанный веревкой означал согласие, мир и спокойствие.Оно всегда приносит радость. Так пусть в ваших сердцах живёт радость от того , что вы живёте на Кубани. Богатой, благодатной, щедрой и гостеприимной....
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ |
КАЗАЧИЙ |
ГЕРОИЧЕСКИЙ |
ЩЕДРЫЙ |
БЛАГОДАТНЫЙ |
ГОСТЕПРИИМНЫЙ |
БОГАТЫЙ |
3 остановка «Казачьему роду- нет переводу»
1 ученик:
В кубанских станицах негромких
И в шуме больших городов
Живут рядом с нами потомки
Из славных казачьих родов!
2 ученик
Проходят века за веками,
Но кровные узы крепки.
Где были отцы казаками,
Сыны родились - казаки.
3 ученик
Под песни родимых сторонок
Растут не по дням – по часам!..
Глядишь, озорной казачонок
Уж скачет на лошади сам!
4 ученик
На прадеда очень похожий –
Характер – то пламень, то лед!
Он станет защитником тоже,
На смерть за Россию пойдет!
5 ученик
Он будет достоин той славы,
Что предком добыта в бою
За Веру свою, за Державу,
За Русь, за Кубань, за семью!
Учитель: Действительно, Краснодарский край - это казачий край. Ведь первыми переселенцами на Кубани и основателями станиц были казаки-черноморцы. Атаман Захарий Чепега, полковник Савва Белый, войсковой судья Антон Головатый-именно эти славные имена вошли в историю казачества.-
А я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты кубанские диалекты». Работа в группах. Каждая группа получает карточку с записанными словами. Через 2 минуты проверяется знание детьми кубанских диалектов.
Вечерять - ужинать
Шукать - искать
Тикать - убегать
Балакать - разговаривать
Бачить - видеть
Кавун - арбуз
Рэготать - хохотать
Рушник – полотенце![]()