Цель: заинтересовать детей краеведческой работой
Задачи:
1.Актуализировать знания учащихся о своей малой родине.
2. Обобщить понятия: Родина, малая родина
3. Создать условия для развития интереса к историческому, краеведческому и культурному наследию малой Родины
Планируемые результаты:
Личностные
Развитие нравственных качеств, творческих способностей. Формирование межличностных отношений. Формирование чувства гордости за свою Родину, уважения к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Познавательные
Получение знаний об исторической ценности объектов. Выявление особенностей объектов в процессе их рассматривания; поиск сходства и различия объектов.
Регулятивные
Обучение планированию деятельности, обучение оценке своей деятельности и деятельности сверстников. Развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата.
Коммуникативные
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой и парной работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Оборудование: презентация, карточки, фотографии, реквизит ( щетка, фартук, счёты, веер, короб, шляпа, свисток, фуражка, петушок на палочке, цветок)
Классный час для 2 класса
«Назад в будущее»
Ход классного часа.
Здравствуйте. Меня зовут ….
1.Вступительное слово учителя
Я вас не знаю, вы меня тоже..
Но, кажется мне, мы с вами похожи.
Вам, как и мне, хочется многое знать
Всё в жизни успеть, всё разгадать.
Сегодня, прошу вас, чур, не лениться!
В историю вам приоткрою страницу..
У нас всё получится! Вижу, вы-класс!!!
Я всех приглашаю на наш классный час.
На партах лежат пронумерованные конверты. На доске расположены листы, изображения не видны)
(Работа в парах) Ребята, откройте конверт №1 (карта, разрезанная на части). Можно сделать «ловушку» - не доложить одну часть карты) и сложите паззл. Что у вас получилось? (карта)
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
(Слайд -ребус)
Чтобы узнать, карту какого государства мы собрали, отгадайте ребус
(Слайд –карта России)
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Россия для каждого из нас –Родина (открываю на доске лист1, слово «Родина»).
Люблю тебя, мой отчий край родной,
Берёзок перелески не густые,
Речушку, что бежит там под горой,
И журавлей, летящих вновь в Россию!
У каждого из нас есть своя малая Родина (открываю на доске лист 2-надпись «Малая родина» ) – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом.
Малая Родина у каждого своя! И куда бы человека не забросила судьба, малая Родина навсегда будет в его сердце.
Ребята, какой город мы можем с вами назвать нашей малой родиной?
(Слайд-Старый Серпухов, крепость)
В первом упоминании город называется СерпОхов (открываю на доске лист 3 – слово СерпОхов). Серпуховым он стал только лишь в XVI веке. До сих пор точно не выяснено, как город получил такое название, существуют лишь домыслы и предположения на этот счет….
При впаденье речки Нары
В воды славные Оки
Разместился город старый,
Как застава у реки.
Богатое историческое прошлое нашего города оставило большое количество интереснейших достопримечательностей. Серпухов любят посещать туристы. Каждый найдёт в городе интерес по душе.
(открываю на доске лист 4 –слова экскурсовод, гид )
Сегодня я стану вашим экскурсоводом, гидом. А вы –туристами.
2. (Ведущий надевает короб, в руках петушок на палочке)
(Слайд – Коробейник)
Эй, народ честной, мимо не проходи, на ярмарку заходи.
Кому петушок, кому гребешок, а кому и цветок…
Кого только не увидишь на ярмарке….
Люди, добрые, смелей, выходи ко мне поскорей
Вызываю детей (надеваю на ребёнка фартук, в руки даю щётки.)
(Слайд – чистильщик обуви)
Вот чистильщик обуви сидит
Подходи, не робей, гуталина не жалей.
(Вызываю мальчика, девочку - надеваю элементы костюма фабриканта)
(Слайд –фабрикант с семьёй)
А вот и фабрикант с семьёй вышел погулять, себя показать
(Надеваю на мальчика фуражку, даю свисток, свистит)
(Слайд- городовой)
Стой, мошенник! Ну, держись…Эх, насыщенная жизнь.
(Снимаю короб)
Ребята, как вы думаете, в каком месте города могли встретится эти персонажи? Рыночная площадь.
(Слайд-рынок, торг) (открываю на доске лист 5 –слова рынок, торг).
Сенная площадь (раньше здесь торговали сеном), а сейчас это скверик возле «Корстона». Местный скульптор Илья Дюков изобрёл машину времени.
(Слайд – скульптуры на Сенной)
Его композиции из жизни горожан, которые жили давным-давно приоткрывают завесу прошлого. Автор помогает нам попасть на улицы старинного города. Его скульптуры можно увидеть в разных уголках Серпухова.
На партах у каждого лежит схематическая карта центральной части города с отметками.
На доске – две старинные фотографии. (Можно работать в группах. Тогда старинные фотографии и современные разрезать на части и смешать. Каждой группе выдать такой набор.)
(Слайд-старинные дома)
Наш город хранит много тайн и загадок. Сегодня мы с вами разгадаем лишь малую часть из них. Часто мы идём по улице и не замечаем, как старые дома так и просят: «Зайдите, поговорите с нами. Расскажите всем нашу историю». Историю старых домов.
Перед вами на доске старинные фотографии.
-Посмотрите на слайд (Слайд –современное фото дома под горой). Найдите на карте отметку №1. Здесь находится наш первый знакомый.
-Посовещайтесь в парах и выберите, на какой из старинных фотографий запечатлено это же здание. Давайте проверим….(проверили, слайд)
(Слайд –дом под горой старый/новый + ещё один старый)
(Слайд –картина с барином)
Барин (Открываю на доске лист №6 – слово барин)- это помещик, хозяин владений, на территории которого трудятся крестьяне и дворовые.
Рассмотрите картину (обсуждение репродукции), подумайте, что может связывать главного героя картины с домом? (Выдвигают предположения).
- Домик пристроился на берегу речки Серпейки, рядом с Соборной горой. Вот что рассказал нынешний владелец дома. Это был барский особняк, барин проиграл всё своё состояние, включая этот дом, за одну ночь. Вот как вредно играть в азартные игры!!!! Здание охраняется государством, поэтому дом до сих пор не перестроили. И мы можем видеть его таким же, как наши прадеды. Дом хранит тайну - как звали барина, который жил в нём, когда дом построен…
Отправляемся в путь. Найдите на карте ул Калужскую. Давайте передохнём и сделаем разминку. Выйдите, пожалуйста, в проход.
Физкультминутка
Мы по городу шагаем,
Карту вместе изучаем.
Шаг за шагом, всей гурьбой
Ты да я, да мы с тобой.
Тайны все мы разгадаем
Очень многое узнаем.
И вприпрыжку, и бегом.
Посидим, опять пойдём
-Отметка на карте №2 = пересечение улиц Аристова (прежде Коломенской) и Калужской.
(Слайд –фото пересечение Калужской/Аристова, «мусорка»/пустырь).
-У вас на партах лежат конверты №2 , загляните в них (конверт, телеграмма, снимок –почтальон. Задания можно усложнить. Почтовый голубь, старинные варианты передачи информации –письмо индейцев и т д). Эти рисунки помогут вам разгадать, что находилось на этом пустыре в старину. Ваши предположения.
(Слайд старое фото пустыря с домом)
- Раньше на этом месте стоял простой деревянный одноэтажный домик –почтового отделения и телеграфа в Серпухове. Принявший немало важных посетителей, среди которых был знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой! (Открываю на доске лист №7 – портрет Л.Н.Толстого). До преклонных лет Лев Николаевич любил ходить в окрестные деревни своего имения, совершая прогулки по 10–15 вёрст- старинная мера длины(Открываю на доске лист №8–пояснение меры верста), перебираясь через крутые овраги и прыгая через ручьи. Неоднократно он ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну (впервые в апреле 1886 года). В Серпухове Лев Николаевич заходил сюда на почту и спрашивал письма на своё имя.
***если есть время, можно зачитать письмо ( выполнено на старинной бумаге. Показать старинный инструмент для письма.)
«1889 г. Мая 4. Серпухов. Сейчас, 7 часов вечера, 4-го, получил твое письмо в Серпухове. Спасибо. Я ни разу не намок. Иду прекрасно. Сейчас меня узнала по портрету и довезла нас в тарантасе добродушнейшая сестра доктора Алексеева. Я редко бывал так здоров. Правда. Целую тебя. Иду».****
К сожалению, до настоящего времени здание не сохранилось. Мы можем его видеть только на старых фотографиях. Дома нет, а мы, изучив материалы, можем восстановить историю этого места.
Сможете ли вы самостоятельно узнать историю улиц, зданий, площадей города и провести небольшую экскурсию для гостей? Какие шаги вы для этого предпримите?
3. (Открываю на доске лист №9 – часть слова веды, часть слова –крае. Расположены неправильно. «Веды» «крае».) Подумайте и скажите, как называют людей, которые изучают историю своего края. Дать верное определение вам помогут карточки. Составьте с помощью карточек слово. Краеведы. Каждый из вас может стать краеведом. Возможно именно вы откроете тайны, которые хранит Серпуховская земля. А их, неразгаданных, на ваш век хватит… Есть ли подземный ход между Владычным и Введенским монастырями, спрятана ли библиотека Ивана Грозного в подземельях нашего города. И многое другое. Работа краеведа так увлекательна!
(Слайд- городская библиотека)
Стать настоящим краеведом вам поможет городская детская библиотека, в которой есть отдел «Краеведение». Здесь вы можете найти интересные факты, встретиться с единомышленниками, со старожилами. А где еще можно найти информацию?
У вас на партах лежат перышки. Запишите вверху на пёрышке пожелание родному городу, своей малой Родине. Одно слово. Я напишу – «Я желаю своему городу процветания.» (Пишут, собираю перья, вставляю в птицу) У нас с вами получился символ нашего города - павлин.
(Слайд –павлин)
Почему же павлин появился на городском гербе? Оказывается.…но это уже другая история…
Для каждого из вас я приготовила сюрприз- конверты №3. Я дарю вам первое задание для юных краеведов.
(Слайд-Красная гора)
Без любви к родному краю, бережного отношения к своей истории невозможна любовь к Родине. Большое начинается с малого.
Так, скорее в путь, юные краеведы. Вас ждут приключения! Удачи. И спасибо за работу.