СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Добро и зло»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           Классный час

Тема: «Добро и зло»

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:  сформировать в сознании детей понятие «добра» и «зла»;

расширить знания  учащихся о добре и  зле, их роли

в жизни каждого человека;

воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;

формировать у учащихся стремление совершать добрые дела;

развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость,    внимательность, уважение к людям;

формировать умения  анализировать поступки.

 

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям, природе, )

 

На доске: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

               «Спешите делать добро»,

а также название классного часа «Добро и зло»

 

                                                           Ход  классного часа:

  1. Мотивационно – целевой этап. Эмоциональный настрой .

 

 -Ребята , давайте   поприветствуем  наших  гостей.

-Марша дог1ийла шу!

Посмотрите на солнышко, какое оно радостное и яркое. Оно согревает всех своим теплом. Посмотрите друг на  друга и улыбнитесь . Подарите друг другу тепло.

      -А теперь с таким хорошим настроением начнем наш  классный час.      

    Сегодня мы с вами собрались ,чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком. Вы узнаете об  этом ,если отгадаете кроссворд.

    2) Кроссворд.  1.Он  в беде не бросит? (Друг)

 2.Как называется предмет, который дарят? (Подарок)  3.От неё станет всем теплей (Улыбка)  4.Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)  5.Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Прощение)  6.Назвать одно из качеств, которым должен владеть воспитанный ученик? (Вежливость)  7.Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо)

 А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта)

 

Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

Ученики: Добрый человек – это тот,  кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена.

Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»  

3) Наиля:   В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.    

У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый   (Раяна )

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный  (Рашип)

доброжелательный - желающий добра ( Магомед)

добропорядочный - приличный, достойный одобрения (Рахим)

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом (Рамзан)

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности( Бислан)

А ещё  - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. (Дауд)

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

 

   Учитель:- Ребята, а кого вы считаете добрыми? Почему? (Папу,маму…)

-А кого еще можно назвать добрым? ( Ахмат-Хаджи Кадырова, Рамзана Кадырова, Аймани Кадырову)

- А  почему вы их  считаете добрыми ?

 

16 апреля 2009г. отменили контртеррористическую операцию в нашей республике. На прошлой неделе мы отмечали «День  Мира» на Чеченской республике.Ахмат Хаджи Кадыров приложил все усилия , чтобы остановить войну.

Замученная, истерзанная, разрушенная, чеченская земля с радостью встретила эту долгожданную весть. Старики и дети, мужчины и женщины – все, кто пережил кошмар военных ужасов, вздохнули облегченно: Об этом дне мечтал и отдал за него свою жизнь первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров.

 

   Достойный сын своего народа продолжает начатое дело своего отца. Рамзан Кадыров  строит  школы, больницы, детские сады, стадионы, помогает  больным, нуждающимся . Мы живем мирной и счастливой жизнью. И это наше  достояние.

  Аймани Несиевна  руководитель Фонда им.Ахмат-Хаджи Кадырова  оказывает  благотворительную  помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

-А какая традиция добрых дел существует в  вашей семье?

4) Просмотр видео ролика «Могуш маьрша».

-Что вы можете сказать из увиденного ?

-Что действительно Аймани Несиевна оказывает большую помощь больным, немощным людям.

 Дала саг1а дойла  цунна  иза!

 

5)Примеры из жизни детей:

 

3) Пословицы и поговорки.

- А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и зле?

Злое слово ранит, а доброе лечит.

Добрые дела красят человека.

Жизнь дана на добрые дела.

 

 

 -А  теперь  ,что такое доброта мы услышим в стихах.

 

    7) Стихотворение     «Доброта»

Качество это серьезное,              Бислан Главное, важное.  То, что значит оно,  Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь.                                       Абдул В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество  В сердце у многих живет И о боли других                                 Рахим Позабыть не дает.

И оно поважнее, Чем лица красота. Это качество - Наших сердец  ДОБРОТА.                 Адам "Что такое добро?"(Марет)

Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это целая наша Земля! Добро – это праздник в семье, Добро – это песня ручья по весне,  Добро – это радости море и смеха,  Добро – это также прекрасно, как лето!  Когда мама с папою рядом – Добро! И люди идут, улыбаясь в метро, Ну. в общем, добро – это что-то такое,  Что объяснить не в силах порою!

Учитель: А как вы думаете с чего начинается дружба?

Ученики:  С  улыбки

8)Песня  «Улыбка»  .

 

9)     Добрым быть совсем не просто.

        Не зависит доброта от роста.

        Не зависит доброта от цвета,                    Зайнап

        Доброта - не пряник, не конфета

        Только надо, надо добрым быть         И в беде друг друга не забыть.                    Зулихан         завертится Земля быстрей,          Если будем мы, с тобой добрей

А добрым человеком рождаются или им становятся? (становятся)

-Ребята , приведите антоним к слову «добро".

10)   Марета: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт     характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и  равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

11)  Опомнись, вздрогни, человек!          Перед природой ты в долгу,          И славен будет пусть твой век         Травой душистой на лугу.                            Макка

       Твори добро, чтобы любя,          Добро тебя нашло.         Зла не верши, чтоб и тебя            Хадижа         Не погубило зло.         Словами, мыслями, делами          Твори добро, борись со злом.                      Хажар         Всегда, везде, где только сможешь,          А главное - в себе самом. Учитель:      Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно. 12)     Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.               Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика  купить ей лекарство в аптеке , он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его. Учитель:  Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?  Учитель:  Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? Учитель:  Какой бы вы совет ему дали?  Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.

13) Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

 -А   какие добрые слова вы знаете  на нашем языке?

(Дела реза хийла,некъ дика хийла ,1уьйре  дика хийла,де дика хийла, буьйса дика хийла.)

 

-А часто ли вы их применяете на нашем языке ?

 

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

 

14)Работа в группах. «Каким должен быть друг»?

Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.

Какие  качества вы выбрали ? Почему?

Ученики: Общительность, отзывчивость ,доброта, справедливость и т.д

Учитель: Какие оставили слова? Почему?

Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…

Сейчас мы с вами вывели правила дружбы

 

15) Правила дружбы

Уступать

Не бояться  просить прощения, если обидел друга

Не грубить. Не злится .Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным.

Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.

 

16) Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо  руками.

-На какого героя хотели бы быть похожим? Почему?

-Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

 

 

   17)Просмотр и обсуждение притчи «Стакан молока».

Обсуждение притчи.

 

Что спросил мальчик у женщины ?

-Что она ответила ему?

-Чем ответил доктор?

Он ответил ,тем же самым ,что когда-то она сказала  ему, что за добро нужно платить добром , а не деньгами.

 

Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте добро людям и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

 

18)Создание картины . Один мудрец заметил: что человек прожил жизнь не зря, если построил дом,  посадил дерево и воспитал ребёнка. (учитель готовит детали из цветной бумаги: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки зверей птиц, людей).

 Давайте сейчас тоже сделаем доброе дело. Мы будем создавать картину.

- Сначала посадим деревья , цветы.

-Затем построим дом.

-Воспитаем ребенка.

- Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.

-Какая получилась картина?

- Как мы ее назовем? ( «Доброта», «Как прекрасен этот мир»,Добро побеждает зло”)

 -Какое чувство испытали, делая добро?

-Делать добро очень приятно и радостно.

 

19)Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»

 

 20)  Итог.

Наш классный час подходит к концу , впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми . Ведь делать добро – это так здорово.

   Давайте ребята, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем нашим гостям и друг другу;  Мир вам , Мир вашему дому! Здоровья, счастья, хороших друзей и  много улыбок.

-А теперь ребята , мы  подарим  нашим  гостям  частицу тепла  нашего солнца.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!