ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ № 70 г.Краснодара Карепановой В.Ю.
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ

Г. КРАСНОДАР
КЛАССНЫЙ ЧАС (3 класс)
ТЕМА: ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ
ЦЕЛИ: повторить и закрепить формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения «волшебных слов»; обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: путешествие в город Волшебных слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта города Волшебных слов со следующими пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и Пословиц, Весёлая поляна, аллея Игр, улица Частушек, Театральная улица, сквер Нарядных Кукол, площадь Добра; пять нарисованных автобусов; фонозаписи Д. Кабалевского «Песня о школе», И. Ежков «Вежливые песенки», Б. Савельев «Если добрый ты»; детям заранее даётся задание подобрать и красочно оформить на альбомных листах пословицы о вежливости.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Звучит «Песня о школе»
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов. Отправимся мы туда пятью командами на пяти разноцветных автобусах. Посмотрите, вот они. У каждой команды автобус своего цвета. Предлагаю командам выбрать командиров.
- Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово».
- Какое волшебное слово сказал старичок Павлику?
- Помогло ли ему это слово?
- Как надо было произносить это слово?
- Но ведь старичок сказал Павлику всего одно слово, а на самом деле их много.
- Взгляните на карту города Волшебных слов. Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов. (Автобусы постепенно передвигаются.)
- Для начала проведём небольшую викторину. Проверим, какие волшебные слова вы знаете. Командиры экипажей, возьмите в руки ручки. Экипаж каждого автобуса должен вспомнить и написать на листе как можно больше добрых слов. Время ограничено.
Далее дети вслух зачитывают слова и подсчитывают их. Команда, зачитавшая большее количество слов, получает фишку.
- По внеклассному чтению вам знакома книга А. Кондратьева «Счастливый парус». В ней есть стихотворение о вежливых словах. (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.)
Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста
Отменить, что - ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
- Раз мы с вами находимся на улице Добрых слов, пусть прозвучат песенки о вежливых словах.
Звучат записи песен «Здравствуйте», «В добрый путь».
- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов?
- Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили каждому экипажу по одному вредному совету. Капитаны команд получают листочки со стихами Г. Остера. Скажите, что в этих советах неправильного, вредного? Как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
Командиры вслух читают советы. Ребята находят ошибки в поведении детей в стихотворениях и говорят, как надо поступить.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе
Ты оставь подарок дома-
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать прохода им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
Если к папе или к маме тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
- Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и Пословиц. Всю свою жизнь с самого детства человек познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают, за всё, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом. Доброта - признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идёт борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы.
- Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра?
Кроме того, своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Посмотрим, кто какие пословицы подобрал.
Идёт чтение и пояснение пословиц.
Доброе словечко в жемчуге.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Добрые вести прибавляют чести.
Доброе слово дороже богатства.
Добрым словом и бездомный богат.
На добрый привет - добрый ответ.
- Мы попали на Весёлую полянку. Давайте выйдем из автобусов и немного отдохнём.
Релаксационная пауза с использованием песни - танца «Делай так».
- Но мы не можем уйти с Весёлой полянки, не решив две задачи. В их условиях есть ошибки, исправьте их.
№ 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»
- Надо не кричать, а вежливо спросить: «который час», а не «сколько часов». Надо употребить слово «пожалуйста», а после ответа сказать «спасибо».
№ 2. Девочка возмущённо пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовёт меня Валькой». «А ты как его зовёшь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать «эй, ты!»
- Мы оказались на аллее игр. Я буду читать рассказ, а вы вставляйте нужные волшебные слова.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…» («пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила Вову… («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул мужчину, но сразу же сказал… («извините, пожалуйста»).
- А теперь мы на улице Частушек. Послушаем частушки.
Выступление детей.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!»
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
- Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с мальчиком Петрусем.
Дети показывают сценку «Петрусь». Участвуют: автор, Петрусь, сторож (в куртке и шапке - ушанке), девочка Яринка (в косынке), вожатый (в руках стопка книг).
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить».
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только- только задремал.
А Петрусь как заорёт:
«С добрым утром, дед Федот!»
Дед ругнул его спросонок:
«Убирайся, пострелёнок!»
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
«Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку-
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
«Извините, добрый вечер!»
«Ты, вожатый закричал,-
И невежа и нахал!»
Петя очень удивлён-
Разве был невежлив он?
- Наше путешествие продолжается. Мы в сквере Нарядных Кукол. Посмотрим, что же здесь происходит.
Сценка «Слушай хорошенько!» Девочка сажает на стул перед собой куклу и разговаривает с ней.
-Слушай, хорошенько,- кукле я сказала,-
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают,
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою,- и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс!
III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
- Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города - площади Добра.
- Итак, давайте вспомним, по какому городу мы с вами путешествовали?
- С какими вежливыми словами встречались?
- Что мы можем сказать всем на прощанье?
Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
Занятие заканчивается исполнением песни «Если добрый ты».
7