СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Доброе слово, что ясный день" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и закрепление форм вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; знакомство с правильной манерой произнесения «волшебных слов»; обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Доброе слово, что ясный день" (3 класс)»


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 70 г.Краснодара Карепановой В.Ю.




КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ


ТЕМА: ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ













Г. КРАСНОДАР


КЛАССНЫЙ ЧАС (3 класс)


ТЕМА: ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ


ЦЕЛИ: повторить и закрепить формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения «волшебных слов»; обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.


ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: путешествие в город Волшебных слов.


ОБОРУДОВАНИЕ: карта города Волшебных слов со следующими пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и Пословиц, Весёлая поляна, аллея Игр, улица Частушек, Театральная улица, сквер Нарядных Кукол, площадь Добра; пять нарисованных автобусов; фонозаписи Д. Кабалевского «Песня о школе», И. Ежков «Вежливые песенки», Б. Савельев «Если добрый ты»; детям заранее даётся задание подобрать и красочно оформить на альбомных листах пословицы о вежливости.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Звучит «Песня о школе»


- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов. Отправимся мы туда пятью командами на пяти разноцветных автобусах. Посмотрите, вот они. У каждой команды автобус своего цвета. Предлагаю командам выбрать командиров.

- Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово».

- Какое волшебное слово сказал старичок Павлику?

- Помогло ли ему это слово?

- Как надо было произносить это слово?

- Но ведь старичок сказал Павлику всего одно слово, а на самом деле их много.

- Взгляните на карту города Волшебных слов. Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов. (Автобусы постепенно передвигаются.)

- Для начала проведём небольшую викторину. Проверим, какие волшебные слова вы знаете. Командиры экипажей, возьмите в руки ручки. Экипаж каждого автобуса должен вспомнить и написать на листе как можно больше добрых слов. Время ограничено.

Далее дети вслух зачитывают слова и подсчитывают их. Команда, зачитавшая большее количество слов, получает фишку.

- По внеклассному чтению вам знакома книга А. Кондратьева «Счастливый парус». В ней есть стихотворение о вежливых словах. (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.)


Добрый день

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Доброго пути

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.


Здравствуйте

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.


Добрые слова

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.


Пожалуйста

Отменить, что - ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.


Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.


- Раз мы с вами находимся на улице Добрых слов, пусть прозвучат песенки о вежливых словах.

Звучат записи песен «Здравствуйте», «В добрый путь».

- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов?

- Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика приготовили каждому экипажу по одному вредному совету. Капитаны команд получают листочки со стихами Г. Остера. Скажите, что в этих советах неправильного, вредного? Как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

Командиры вслух читают советы. Ребята находят ошибки в поведении детей в стихотворениях и говорят, как надо поступить.


Если ты пришёл к знакомым-

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.


Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе

Ты оставь подарок дома-

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.


Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.


Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать прохода им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.


Если к папе или к маме тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»


- Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и Пословиц. Всю свою жизнь с самого детства человек познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают, за всё, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом. Доброта - признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идёт борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы.

- Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра?

Кроме того, своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Посмотрим, кто какие пословицы подобрал.

Идёт чтение и пояснение пословиц.


Доброе словечко в жемчуге.

Доброе слово, что дождь в засуху.

Добрые вести прибавляют чести.

Доброе слово дороже богатства.

Добрым словом и бездомный богат.

На добрый привет - добрый ответ.


- Мы попали на Весёлую полянку. Давайте выйдем из автобусов и немного отдохнём.


Релаксационная пауза с использованием песни - танца «Делай так».


- Но мы не можем уйти с Весёлой полянки, не решив две задачи. В их условиях есть ошибки, исправьте их.


1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»


- Надо не кричать, а вежливо спросить: «который час», а не «сколько часов». Надо употребить слово «пожалуйста», а после ответа сказать «спасибо».


2. Девочка возмущённо пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовёт меня Валькой». «А ты как его зовёшь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»


- Девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать «эй, ты!»


- Мы оказались на аллее игр. Я буду читать рассказ, а вы вставляйте нужные волшебные слова.


Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…» («пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила Вову… («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул мужчину, но сразу же сказал… («извините, пожалуйста»).


- А теперь мы на улице Частушек. Послушаем частушки.

Выступление детей.


Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!»

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Тётя Сима попросила

Слазить Петю на чердак.

- Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

- Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с мальчиком Петрусем.

Дети показывают сценку «Петрусь». Участвуют: автор, Петрусь, сторож (в куртке и шапке - ушанке), девочка Яринка (в косынке), вожатый (в руках стопка книг).

Обещал отцу Петрусь:

«Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить».

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только- только задремал.

А Петрусь как заорёт:

«С добрым утром, дед Федот!»

Дед ругнул его спросонок:

«Убирайся, пострелёнок!»

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

«Ты куда, Яринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!»

Та отпрянула в сторонку-

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

«Извините, добрый вечер!»

«Ты, вожатый закричал,-

И невежа и нахал!»

Петя очень удивлён-

Разве был невежлив он?


- Наше путешествие продолжается. Мы в сквере Нарядных Кукол. Посмотрим, что же здесь происходит.

Сценка «Слушай хорошенько!» Девочка сажает на стул перед собой куклу и разговаривает с ней.


-Слушай, хорошенько,- кукле я сказала,-

Полно наряжаться, это баловство.

Ты уже большою девочкою стала,

А ещё не знаешь ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,

За подарки, помощь всех благодарят.

Старикам в трамвае место уступают,

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою,- и тебя тотчас

Попрошу зачислить в вежливый наш класс!


III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ


- Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города - площади Добра.

- Итак, давайте вспомним, по какому городу мы с вами путешествовали?

- С какими вежливыми словами встречались?

- Что мы можем сказать всем на прощанье?


Надо, очень надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы хоть чуточку добрей.


Занятие заканчивается исполнением песни «Если добрый ты».







7