Классный час
«Доброта в нас и вокруг нас»
Цели проведения классного часа:
Цель: создать условия для формирования этических представлений и знаний о категориях добра, милосердия, взаимопомощи, поразмышлять с учащимися о нравственных важнейших ценностях «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора.
Задачи:
- раскрыть составляющие понятий «доброта» и «любовь» через анализ обучающимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, опираясь на формирование в личности каждого ребёнка социально типичного и позитивного;
- закрепить у обучающихся понятие о том, что забота скрепляет отношения между людьми, скрепляет семью, скрепляет дружбу
- научиться заботиться не только о себе, но и других людях, проявлять доброту к окружающей среде, пожилым людям, животным и птицам.
Оборудование: плакаты с высказываниями «Делать добро спешите!» «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л.Н.Толстой), Доброе дело - это и есть счастье.
Никакая награда за доброе дело не может
сравниться со сладостью свершения добра.
(М.Метерлинк)
Маршрутные листы, конверты с заданиями для групп, песня «Я рисую этот мир…», распечатанная песня.
Оборудование для учащихся: Краски, кисти, ножницы, бумага, детали аппликации.
Ход классного часа
(На доске эпиграф к классному часу)
Знакомство с детьми в кругу (игра с мячиком, называя имена)
Ребята, оглянитесь вокруг, вы видите высказывания. Уже понятно, какие высказывания.
1 задание Продолжите фразу и подумайте, согласны ли вы, не согласны, мнение нейтральное. Все ученики встают, и, соглашаясь или не соглашаясь, расходятся в свою сторону. к пунктам «да», «нет», «нейтрально»
Согласны ли вы с тем, что, чем человек добрее, тем больше он замечает добра в людям?
что все люди на свете добрые?
…что заботиться о старшем поколении надо только на 9 мая?
…что добро – это всегда усилие?
что воздушные шары – это красота и праздник, но и беда?
…что есть такая страна, где нет бездомный собак?
…что судить человека надо по его делам?
…что на зло нужно отвечать добром?
Высказывания детей
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку,
на словах заботиться о природе, в то же время выпускать тысячи шариков в воздух, не думая о том, что они где-то осядут: в почву в реки, на деревья. И сотни животных, птиц, рыб запутаются, проглотят и просто погибнут.
Вы часто конфликтуете друг с другом, говоря друг другу обидные слова. Вы хотите, чтобы вас слышали, но сами при этом не слышите. Вы часто просите пересадить вас от кого-то, потому что он (или она)…., не задумываясь о том, что чувствует при этом тот человек, а может быть вы сами недостойны сидеть рядом с этим человеком. Вы сами, не замечая этого, совершаете зло против другого.
Сегодня мы с вами поговорим о доброте в нас и вокруг нас, а также о добрых делах. Это и будет темой нашего классного часа.
Ребята, а в каких жизненных ситуациях мы можем проявлять милосердие, относиться по-доброму и проявлять заботу? К кому? К чему? (мозговой штурм) Выделить три главные идеи, мысли.
мультфильм «Про Диму»
Практикум
Работа в группах (Составление проекта, коллажа) В проекте вы должны отразить какие дела можете совершить сами)
Команды работают в группе, спикер следит за выполнением заданий. У каждого спикера в маршрутном листе есть задания. Он им следует. Через 4 минуты группы переходят за другой стол и, вникая в проект, доделывают коллаж. Ещё через 4 минуты переходят за другой стол, доделывая уже третий проект и защищая его.
Примерные темы проекта, которые можно защищать (всё зависит от того, какие темы ребята определят в ходе мозгового штурма)
Во время игры звучит песня «Я рисую это мир…»
1 группа (Лесной парк, окружающая среда) (Чистить парки от мусора, не губить деревья, облагораживать парковую территорию и т.д.)
2 группа (Животные, птицы) (Накормить бездомную собаку, сделать кормушки для птиц, не издеваться над животными, создавать приюты, не запускать воздушные шары и т.д.)
3 группа (Пожилой человек или Мой одноклассник – особенный ребёнок) (Уступать место в транспорте, относиться уважительно, можно подготовить концерт для пожилых, с ребёнком – играть, разговаривать)
Защита проектов.
1 команда
2 команда
3 команда
Вывод:
Добрыми считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
Все учащиеся встают, берутся за руки.
Стоя в круге, держась за руки, учитель читает стихи Эдуарда Асадова:
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом его все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка,
Ты не дай ей зазря разбиться.
И, чтоб после себя не корить,
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Приложение №1
Текст песни «Мир, который нужен мне»
Музыка А. Варламова, слова С. Золотухина
Я рисую на окне
Мир, почти такой, как наш.
Я рисую на окне
Акварели и гуашь.
Краски яркие возьму
И закрашу серый цвет.
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет,
Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
«Где же счастье?» -« Вот оно!
Здравствуй, добрый человек -
Посмотри в моё окно!
Припев:
Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!
Я рисую новый мир.
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир.
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел
В этой жизни изменить -
Нарисуй в своём окне
Мир, каким он должен быть.
И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках!
Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!
Приложение №2
Пословицы
Час в добре пробудешь – все горе забудешь
Кто живет в добре – тот ходит в серебре
Лихо помнится, а добро век не забудется
Бедного обижать – себе добра не желать
Худо тому, кто добра не делает никому
Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло
Высказывания
В добро верят лишь те немногие, кто его творит. Мария Эбнер-Эшенбах
Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. Ф. Ларошфуко
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
Приложение №3
Маршрутный лист
Тема проекта: _________________________________________________
Задание №1
Придумайте лозунги (пословицы, тезисы), касающиеся вашей темы. Запишите их на листочек.
Задание №2
Выберите рисунки, касающиеся вашей темы, и наклейте в ваш проект. Ватман А4.
Или нарисуйте.
Задание №3
Доделайте проект, подпишите, если нужно, лозунги (пословицы, тезисы). Подготовьтесь к защите проекта.
Маршрутный лист
Тема проекта: _________________________________________________
Задание №1
Придумайте лозунги (пословицы, тезисы), касающиеся вашей темы. Запишите их на листочек.
Задание №2
Выберите рисунки, касающиеся вашей темы, и наклейте в ваш проект. Ватман А4.
Или нарисуйте.
Задание №3
Доделайте проект, подпишите, если нужно, лозунги (пословицы, тезисы). Подготовьтесь к защите проекта.
Маршрутный лист
Тема проекта: _________________________________________________
Задание №1
Придумайте лозунги (пословицы, тезисы), касающиеся вашей темы. Запишите их на листочек.
Задание №2
Выберите рисунки, касающиеся вашей темы, и наклейте в ваш проект. Ватман А4.
Или нарисуйте.
Задание №3
Доделайте проект, подпишите, если нужно, лозунги (пословицы, тезисы). Подготовьтесь к защите проекта.