СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка проекта"здравствуйте, Баба Яга!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит аннотацию к проекту, призентацию, описаниек проекта, который мы проводили с учащимися 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Аннотация.

Читая волшебные сказки, мы обратили внимание, что во многих из них присутствует образ Бабы-Яги. Всем нам она прекрасно известна с самого раннего детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном Но многие ли из нас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна?

Цель проекта: проследить на примере русских народных сказок за образом Бабы-Яги, познакомиться с ней по­ближе.

Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 2 месяца (январь- февраль 2016 года.).

План действий по реализации проекта.


Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

1. Подготовительный этап.

1.

Планирование предстоящей деятельности.

15.01.2016-20.01.2016

Петрова О.Н.

Учащиеся класса

2.

Создание рабочей группы.

20.01.16-25.01.16

Петрова О.Н.


2. Основной этап.

1.

Что я знаю? Выявление знаний детей об этом сказочном персонаже.

25.01.2016.-29.01.2016.

Петрова О.Н..,

учащиеся 1А класса

2.

Анкетирование учащихся 1 классов

01.02.16-04.02.16

Петрова О.Н..,

учащиеся 1А класса

3.

Обращение к толковому словарю, энциклопедии

05.02.16-12.02.16

Петрова О.Н..,

учащиеся 1А класса

4

Обращение к сети Интернет

15.02.2016-22.02.2016

Учащиеся и родители

1 А класса

5.

Чтение и анализ сказок

Январь-февраль 2016

Петрова О.Н..,

учащиеся 1А класса

6.

Выставка поделок

Февраль 2016

Петрова О.Н..,

учащиеся 1А класса

3. Заключительный этап.

1.

Подведение итогов проекта (презентация)

Февраль 2016

Петрова О.Н.,

учащиеся и родители

1 А класса

2.

Школьный конкурс проектов «Дебют в науке» (защита проекта)

Март,2016

Петрова О.Н..,

учащиеся 1А класса

Прогноз деятельности по проекту.

  1. Возрастание интереса к чтению волшебных сказок.

  2. Развитие культуры чтения учащихся класса.






















Просмотр содержимого документа
«проект Здравствуйте, Баба Яга»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г. ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»




Номинация «Мы – исследователи»









«Здравствуйте, баба Яга»







Авторы: Желнова Ангелина, Юдина Дарья, Спевак Надежда,Ли Богдан, Иванин Даниил.

Участники проекта: учащиеся 1 А класса.

Руководитель: Петрова О.Н, учитель начальных классов


















Г. ЕРШОВ, 2016 Г.







СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение…………………………………………………………………………………..


2. Что мы знаем?………………………………………………………...


3. Проводим анкетирование………………………………………………………………


4. Узнаём толкование слова.……………………………………………………………

5. Ищем сведения из интернета ……………………………………………………….

6. Читаем сказки………………………………………………………….


7. Оформляем выставку……………………………………………………………………


8. Подводим итоги…………………………………………………………………….


9. Использованные ресурсы……………………………………………………………….



































  1. Введение.

Баба Яга, самый популярный сказочный персонаж, но ученые мало занимались его изучением. Ранее 16 века нет в сказках записей про Бабу Ягу. Поэтому данные нашего исследования заключаются в том, чтобы изучить Бабу Ягу, её происхождение.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве собрались за праздничным столом гости.

Это Иван Царевич праздновал свадьбу с Василисой Прекрасной.

Вдруг ударил гром, небо потемнело, поднялся сильный ветер и появился Змей Горыныч. Схватил он Василису Прекрасную и улетел.

Отправился Иван Царевич искать свою Василису Прекрасную. Шел он долго ли, коротко ли. И пришел Иван Царевич к избушке на курьих ножках.

На краю полянки малой,

Вся трава как изумруд.

Там в избушке старой-старой

Кот с Ягою век живут.»

Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из насзадумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна?

Кто такая Баба Яга?; Каково её происхождение? Сколько ей лет?; Как она выглядит?; С кем общается Баба Яга?; И главный вопрос – Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?



Цель:

проследить на примере русских народных сказок за образом Бабы-Яги, познакомиться с ней по­ближе. Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла


Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу;

  2. Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом обобщить полученные данные

  3. Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;;

  4. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе Бабы Яги.

  5. Оформить выставку поделок

Гипотеза.

Мы предположили, что скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, поскольку: у неё страшный внешний вид, её боятся дети, она всем вредит, но возможно, эта старушка не так уж и проста и её злобность – только видимость.









2. Что мы знаем?

Баба-Яга живёт в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с насаженными на них черепами, которые способны взглядом превращать в пепел.

Основной способ передвижения Бабы-Яги – полёт в ступе. Широко известны кулинарные таланты старушки.

Крылатые фразы Бабы-Яги: «Чую, чую – человечьим духом пахнет!» «Покатаюся, поваляюся, человечьего мясца поевши» «Много будешь знать – скоро состаришься!»

Верные слуги бабы-Яги: кот Баюн, Полкан, Ворон, Гуси-лебеди.

Друзья: Леший, Кикимора, Соловей -разбойник, Черти, Кощей бессмертный, Лихо одноглазое.

Вывод: Баба-Яга – известный персонаж, знакомый нам с детства, но не до конца изученный.





3. Проводим анкетирование.

Мы провели опрос среди первоклассников и выяснили, что почти все они любят читать сказки. В опросе участвовали 35 чел. Вот варианты ответов.


1. Кто такая Баба Яга?  Злая старуха с метлой

2. Какой вы себе ее представляете?  Злой, сердитой, плохой

3. Где она живет?  В лесу в избушке на курьих ножках

4. Чем занимается?  Варит зелья, колдует, ест детей

Вывод: Большинство детей представляют Бабу-Ягу злой лесной колдуньей





4. Узнаём толкование слова.

.Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

В «Толковом словаре живого великорусского языка»  В.Даля сказано, что «яга» это: Шуба мехом наружу.

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». 

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.









5. Ищем сведения из интернета


Из Интернета мы узнали, что родина Бабы-Яги – село Кукобой в Ярославской области. Среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы. Свой день рождения Баба-Яга отмечает 26 июня. Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят – больше. Точных сведений по её возрасту мне найти не удалось.

Чтобы разобрать образ Бабы Яги мы решили изучить теоретические  исследования  по данному вопросу.

Одни исследователи считают Ягу древнеславянской богиней.

Другие утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера.

Исследователь русского фольклора Подъяпольский находит Бабу Ягу в Индии.

Писатель Климов считает, что Баба Яга жила в Африке.

По мнению ученого Росциуса Баба Яга произошла от инопланетян.

В сказках Баба Яга – старая  некрасивая  бабка: сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет  колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом.

Злобная  Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а  пришедшему к ней передом. Вокруг её жилища – забор с костями и с черепами.







6. Читаем сказки

Чтобы узнать Бабу Ягу поближе, мы прочитали одиннадцать русских народных сказок:

«Гуси-лебеди»

«Царевна-лягушка»

«Баба Яга»

«Баба Яга и Заморышек»

«Василиса Прекрасная»

«Марья Моревна»

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

«Заколдованная королевна»

«Финист – ясный сокол»

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» .

Мы заметили, что во всех прочитанных русских народных сказках к Бабе Яге главные герои обращаются за помощью, но она либо помогает, либо нет.

Название сказки

Положительный

персонаж

Отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

 

похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

дает совет, как одолеть противника (Кощея)

 

«Баба Яга»

 

хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

 

хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

 

«Марья Моревна»

 

хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

 

билась с богатырями

« «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

помогла Андрею-стрелку

 

«Заколдованная королевна»

помогла найти королевну

 

«Финист – ясный сокол»

помогла найти Марьюшку

 

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

дала совет, как найти воду и яблоки

 



Мы увидели, что в 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. В сказках встречается разная Баба Яга. Читая сказки, мы заметили. что:

1. Баба-Яга – воительница, сражающая с героями   

2. Баба-Яга – похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить «Гуси-лебеди»

3. Баба-Яга – дарительница, к которой приходит герой (героиня). Она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет

4. Баба-Яга – советчица (она сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью). «Сказка о молодильных яблочках и живой воде.»

Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.




7. Оформляем выставку.


Узнав так много нового о Бабе Яге, мы решили организовать выставку поделок, посвящённую этой сказочной героине.

Выставка пока не очень богата, но мы решили, что она будет пополняться до конца учебного года, а значит на ней обязательно появятся новые работы ребят из нашего класса. Мы планируем показать нашу классную выставку поделок ребятам из других классов.


8. Подводим итоги.

В ходе нашего проекта мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение многих непонятных слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. 

Мы узнали, что  Баба Яга всегда разная. Она бывает не только злой, но  и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла.

Мы организовали выставку поделок, которая будет интересна ребятам из других классов.







10. Использованные ресурсы

1. В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка Год выпуска: 1998 Автор:  Жанр: Словарь Издательство: Цитадель


  1. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004


  1. Русские народные сказки



  1. Интернет ресурсы







Просмотр содержимого презентации
«Школьная Презентация Здравствуйте, баба яга»

Школьная научно- практическая конференция  конкурс проектов «Дебют в науке»  Номинация «Мы- исследователи»   Здравствуйте, Баба Яга!»   Авторы проекта: Юдина Дарья, Желнова Ангелина, Спевак Надежда, Ли Богдан, Иванин Даниил. Участники проекта: учащиеся 1 «А» класса Руководитель: Петрова О.Н., учитель начальных классов.

Школьная научно- практическая конференция конкурс проектов «Дебют в науке» Номинация «Мы- исследователи» Здравствуйте, Баба Яга!»

Авторы проекта: Юдина Дарья, Желнова Ангелина, Спевак Надежда, Ли Богдан,

Иванин Даниил.

Участники проекта: учащиеся 1 «А» класса

Руководитель: Петрова О.Н.,

учитель начальных классов.

Цель : проследить на примере русских народных сказок за образом Бабы-Яги, познакомиться с ней по­ближе. Задачи: 1) изучить литературу по данному вопросу; 2) проанализировать народные сказки 3) Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе Бабы Яги. 4) обобщить полученные данные 5) Организовать выставку поделок Наши гипотезы:

Цель : проследить на примере русских народных сказок за образом Бабы-Яги, познакомиться с ней по­ближе.

Задачи:

1) изучить литературу по данному вопросу;

2) проанализировать народные сказки

3) Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе Бабы Яги.

4) обобщить полученные данные

5) Организовать выставку поделок

Наши гипотезы:

  • скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, поскольку: у неё страшный внешний вид, её боятся дети, она всем вредит;
  • возможно, эта старушка не так уж проста и она может быть разной.

Фото опроса
  • Фото опроса
Фото как мы читаем толковый словарь, энциклопедии
  • Фото как мы читаем толковый словарь, энциклопедии
В.Васнецов «Баба ЯГА»

В.Васнецов «Баба ЯГА»

И. Билибин «Баба Яга»

И. Билибин «Баба Яга»

поделки
  • поделки
выставка
  • выставка
Подведём итоги.

Подведём итоги.