Классный час
на тему:
«Добрые дела»
Провела: учитель начальных
классов
Матвеева Л.Д.
Цель: научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Ход классного часа:
Вступление.
Слово учителя. Вспомним великолепное стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорого к добру не легка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».
Анализ ситуаций.
а) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему , взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его , как мальчика возле него не оказалось.
б) Когда старушка – соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
- Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?
- Какая пословица подходит к данному рассказу? ( От добра добра не ищут. Скромность украшает героя.)
- Сформулируйте главную мысль рассказа.( Всякая помощь хороша во время).
Учитель. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: « Самое подлое дело , имея возможность , не хотеть сделать добро тому , кто в нем нуждается.»
Инсценировка рассказа.
ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней , прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что- стыдно? Мы ничего не делали!- удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
В. Осеева.
- Что показалось вам в рассказе самым главным?
- Предложите свой заголовок к рассказу.
- На какие размышления наводит этот рассказ?
Учитель. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становиться все больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты.
- Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи , о добрых делах.
- Какую оценку вы можете дать себе?
4. Анализ качеств человека.
( На доске таблички со словами: тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.)
- Что означает каждое слово?
- Представьте весы с двумя чашами. Распределите эти качества: на одну чашу поместите положительные качества, на другую- отрицательные.
- Какой же вывод вы сделали из этого? ( Ответы детей)
5. Обобщение.
Слово учителя. Чтобы делать добро, надо , прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе ее – Доброту.
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем , и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрее.
Р.Казакова
Дидактический материал.
КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу , как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней, да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-чисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама , но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
- Мы не заметили, как Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называли большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
РАССКАЗ ИЗ « НОВОЙ АЗБУКИ».
Старик сажал яблони. Ему сказали: « Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: « Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Л.Н. Толстой.
- Какие добрые дела совершали герои этих рассказов?
Докажите.
Расскажите какие добрые дела совершаете вы.