Классный час в 7 классе
Тема: «Дом, в котором мы живём»
Цель: углубить представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.
Задачи:
личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми;
метапредметные: формировать умение защищать свою точку зрения, развивать речь, умение выполнять проблемные задания;
предметные: знать и характеризовать ценности и традиции семьи, приводить в качестве примера и объяснять нравственные качества членов семьи.
Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, ватман с нарисованным домом, «кирпичики», магниты, клей или двусторонний скотч, маркеры, карточки для групп, нарисованный букет.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас!
2. Целеполагание.
- Перед вами предметы: спицы, половник, молоток, очки, кроссворды. Как вы думаете, что объединяет эти предметы? (Они могут принадлежать членам семьи).
- Правильно! А где живёт семья, люди? (в домах)
- Каким должен быть дом и какая атмосфера должна в нём царить? (большой, красивый, прочный; атмосфера любви, дружбы)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о семье, о том, где она живёт и как живёт)
- Хорошо, ребята. Тема нашего классного часа «Дом, в котором мы живем». (Слайд)
3. Актуализация.
- Вы уже знаете, что 2024 год в нашей стране объявлен президентом Владимиром Владимировичем Путиным Годом семьи. Я предлагаю вам сегодня построить Дом счастья, ведь только в таком доме, в такой семье можно быть счастливым и здоровым.
- С чего начинается строительство любого дома? (С фундамента.)
- Предлагаю заложить фундамент нашего дома. (Слайд) Прочный фундамент – это крепкая семья со своими традициями, и передаются эти традиции от старшего поколения к младшему. Давайте вспомним, как называют членов семьи? (мама, папа, бабушка, дедушка).
- А знаете ли вы, как называют других членов семьи?
Жена сына – сноха
Брат жены – шурин
Брат мужа – деверь
Сестра жены – свояченица
Сестра мужа – золовка
Отец жены – тесть
Мать жены – теща
Отец мужа – свёкор
Мать мужа – свекровь
Муж дочери – зять
- Вот такая большая семья у нас получилась и включает она несколько поколений. Думаю, что в каждой семье есть свои традиции. Например, в моей семье традиция – всем вместе наряжать ёлку и семейно встречать Новый год. А какие традиции есть в ваших семьях? (Семьёй отмечать день рождения, вместе проводить отпуск, ездить каждое лето на море)
- Итак, наш фундамент – это традиции. (Прикрепляем слово-кирпичик на дом)
4. Получение нового.
- Ребята, когда заложен фундамент, дальше дому нужны крепкие, надёжные стены. Для того чтобы положить первые кирпичики, предлагаю задания по группам (ситуации). (Слайд)
Ситуация 1 (карточка): Бабушка вошла в комнату внука, а его вещи лежат на полу, на столе тоже беспорядок. Она сделала подростку замечание. Внук резко ответил: «Когда надо, тогда и уберу». Бабушка опустила голову и вышла. Правильно ли поступил внук? Как нужно разговаривать со старшими в семье? О каком понятии идёт речь? (Вежливость)
Ситуация 2 (карточка): Семья должна была отправиться в давно запланированную поездку на море. Но старший сын накануне сломал ногу, а младший требует от родителей, чтобы поездка состоялась, а брата оставить дома. Правильно ли поступает младший брат? О каком понятии идёт речь? (Понимание)
Ситуация 3 (карточка): В семье Ивановых четыре человека: мама, папа, сын и дочь. Какие обязанности по дому могут выполнять дети в этой семье? О каком понятии идёт речь? (Взаимопомощь)
По ходу ответов на ситуации пишем слова-понятия на «кирпичиках» и приклеиваем их на стены нашего дома.
- Ребята, а эта ситуация для всех вас. В переполненный автобус вошла старушка. Школьник посмотрел на неё, но продолжал сидеть. Как нужно поступить в этой ситуации? (уважение)
Взаимопомощь | Сотрудничество | Взаимопонимание |
- Ребята, вы видите, что этих кирпичиков мало. Продолжим.
- Помните сказку «Цветик-семицветик» (Слайд) о волшебном цветке, который исполнял желания? Представьте, что вы, как и героиня сказки, уже потратили 6 лепестков на исполнение собственных желаний. На что бы вы потратили последний, седьмой, лепесток? (ответы детей)
- Молодцы! В семье очень важно, чтобы каждый думал не только о себе, но и о близких. В заботе о близком человеке проявляется любовь к нему. Мы с вами получили ещё два кирпичика.
- Чтобы продолжить строительство Дома счастья, предлагаю вам прочитать и закончить следующие предложения:
Я счастлив, когда мы с семьей…(Ученик продолжает предложение, называет слово на кирпичике и клеит его на дом) - Счастье
Обычно всей семьей мы…(Ученик продолжает предложение, называет слово на кирпичике и клеит его на дом) – Общие интересы
В своей семье я больше всего доверяю… (Ученик продолжает предложение, называет слово на кирпичике и клеит его на дом) - Доверие
Доверие | Счастье | Общие интересы |
- Ребята, из чего еще может состоять наш Дом счастья? (Ребята называют качества. Учитель даёт «кирпичик», ученик пишет понятие и приклеивает «кирпичик»).
- Строительство любого дома завершается всегда крышей. Крыша нашего дома – это мудрость. (клеим крышу) Поэтому я вам предлагаю разгадать загадки. (Слайд)
1) У двух сестёр по одному брату. Сколько детей в семье? (3)
2) Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый? (По одному: дед, отец, сын/внук)
- Ребята, в доме важны не только крепкий фундамент, надёжные стены и прочная крыша, но и уют и красота. Давайте украсим наш дом. А для этого отгадаем названия цветов. (Слайд)
- Итак, игра «Букет»
Цветок – гадалка (ромашка).
Цветок – женское имя (роза, лилия, маргаритка).
Цветок – девичьи глаза (анютины глазки).
Цветок – ласковое мужское имя (василёк).
Цветок – себялюбец (нарцисс).
Цветок – юноша да девушка (иван-да-марья).
Цветок с хорошей памятью (незабудка).
Цветок, живущий вечно (бессмертник).
Цветок – маленький звонок (колокольчик).
Цветок – звезда (астра).
- Молодцы, ребята! Теперь в нашем доме есть красота. (Приклеиваем в окошко букет)
- Итак, дом счастья готов. Такой дом, где царит любовь, преданность, взаимопонимание, уважение, - это крепость. И любая семья в нем будет счастлива.
- А что часто мы называют вторым домом? (Школу)(Слайд)
- Почему? (Мы много времени проводим вместе, вместе трудимся, уважаем друг друга, здесь у нас друзья, есть старшие, которые передают знания и традиции большого дома).
- А что еще мы можем назвать нашим большим общим домом? (Край, Родину).
- Верно. Это наша необъятная, красивая, великая и любимая Россия. И жить в нашем доме мы должны дружно, с любовью и с взаимопомощью.
5. Подведение итогов.
- Что мы сегодня с вами сделали? (построили дом)
- Каким он получился? (красивый, для счастья)
- Хотели бы вы жить в таком доме?
6. Рефлексия.
- Ребята, наш классный час подходит к концу. Вы все очень активно работали, строили Дом счастья. У вас на партах лежат два сердечка: красное и жёлтое. Если вам сегодня на классном часу было комфортно, у вас всё получалось, вы уходите с хорошим настроением, то поднимите красное сердечко. Ну а если что-то осталось непонятным или не всё получилось, поднимите жёлтое сердечко.
- Спасибо!
- Желаю каждому из вас быть счастливым в своем доме, в своей семье! Всего вам доброго!