МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Лицей №5 г. о. Подольск
Исследовательский проект
Донорство крови. Поколения доброты.
Автор работы:
Маркелова Яна
4 «Г» класс, МОУ «Лицей № 5»
Руководитель:
Белоусова Ирина Юрьевна
учитель начальных классов
г. о. Подольск
2019
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы донорства крови………………………………….5
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию у одноклассников понятия донорства крови............................................................................................7
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………….………………………………………...…14
Введение
Сдавая кровь, ты совершаешь подвиг,
Пусть неприметен он, но важен и весом,
И знаю я, что есть частица крови
Твоя в сердцах, что одарил добром.
Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из очень важных для государства и ключевых для отечественного здравоохранения. От ее решения зависит сама возможность и качество оказания высокотехнологичной медицинской помощи в мирное время и в чрезвычайных ситуациях. Поэтому данную проблему можно отнести к разряду вопросов безопасности страны.
Донорство воспитывает в человеке высокие нравственные принципы - гуманизм, доброту, отзывчивость, патриотизм, в которых так нуждается современное общество.
Положительное общественное отношение и активное участие населения в донорстве соответствуют целям государства в области безопасности и социальной политики - формирование здорового поколения, физически и духовно крепкого общества.
Моя мама врач. Она работает в Центре крови имени О. К. Гаврилова. Я несколько раз была у неё на работе. Там я впервые услышала слово «донор». Мама сказала, что «донором» называют людей, которые сдают свою кровь, чтобы спасти жизнь другого человека. Оказалось, что и мои папа и мама, бабушка и дедушка являются донорами, а бабушка с дедушкой получили звание Почетных доноров России.
Придя в школу, я спросила у своих одноклассников: «Знают ли они кто такие доноры?». Мои одноклассники не знали. Я решила с помощью учителя и мамы познакомить их с этим.
С учётом актуальности проблемы, тема исследовательской работы сформулирована следующим образом: «Донорство крови. Поколение доброты».
Объект исследования: процесс формирования у одноклассников понятия донорства крови.
Предмет исследования: исследование уровня знаний у сверстников о вопросах донорства крови.
Цель исследования: обратить внимание школьников на донорство крови, сформировать чувство милосердия и сострадания.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить материал по теме «донорство крови».
2. Провести опрос в школе и узнать, что знают ученики нашего класса о донорстве.
3. Познакомиться с донорами, Почетными донорами России.
4. Провести с учениками классный час по теме донорства крови, познакомить с самым гуманным поступком человека.
5. Привлечь внимание к донорству крови.
Гипотеза исследования: донорство крови — самый гуманный поступок человека.
Методы исследования: анализ литературы; наблюдение; работа с Интернет ресурсами; интервьюирование доноров; экскурсия на станцию переливания.
Глава 1. Теоретические основы донорства крови
Кровь и её влияние на организм.
С давних времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Неоднократно им приходилось видеть, что раненное животное или человек, потерявшие много крови, погибают. Эти наблюдения привели людей к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила.
В 18 веке английский учёный Антони Ван Левенгук создал микроскоп, что позволило изучить клеточный состав крови. В это время возникла наука- гематология.
Учёные выяснили, что кровь снабжает все ткани и органы организма кислородом, водой, солями и витаминами, а в процессе обмена веществ уносит продукты распада.
Кровь постоянно движется по сосудам живого организма. Белки- это строительный материал; жиры и углеводы- это источник энергии; соли, кислоты и щёлочи- поддерживают постоянство внутренней среды; ферменты и гормоны-обеспечивают правильный обмен веществ, рост и развитие организма.
Слово «донор» происходит от латинского глагола, которое означает «дарить».
Миллионы людей обязаны своей жизнью тем, кого они никогда не видели - людям, которые добровольно сдают кровь, не получая за это какого- либо вознаграждения.
Кому переливают кровь?
Переливание крови - это очень ответственная процедура; её проводят только в самых критических ситуациях, когда возникает смертельная угроза для жизни человека, когда организм не справляется с кровопотерей из-за полученных травм, кровотечений, при авариях, операциях, тяжёлых родах и ожогах. Много переливают и тем, кто страдает заболеваниями крови - гемофилией, лейкемией и др. Обменные переливания проводят при отравлениях и интоксикациях.
С любым из нас или наших близких может произойти подобное - даже самый здоровый и благополучный человек не застрахован от травмы или болезни. Мы можем оказаться на месте больного, но практически каждый из нас может в будущем стать донором.
Кто может быть донором?
Донором может быть человек, достигший 18 лет, не имеющий хронических заболеваний, прошедший медицинское обследование. Человек должен вести активный, здоровый образ жизни, правильно питаться, не употреблять алкогольные напитки и запрещённые лекарственные препараты.
Противопоказаниями к донорству являются заболевания крови, сердца, почек, печени, лёгких, инфекционные заболевания. Доноры- это люди разных профессий и вероисповеданий, разные по возрасту и убеждениям.
Безопасность донорства.
Главный принцип работы специалистов Службы Крови- «Не навреди донору!» При заборе крови используются только одноразовые контейнеры, которые исключают возможность инфицирования донора. Сдача крови в объёме 450 мл не наносит вреда здоровью, а тренирует и укрепляет организм, повышает устойчивость к заболеваниям.
Почётные доноры.
Граждане, безвозмездно сдавшие кровь 40 раз или плазму 60 раз, награждаются нагрудным знаком и удостоверением «Почетный донор России».
Всемирный день донора.
14 июня – Всемирный день донора крови. В этот день происходит особое чествование тех, кто добровольно и безвозмездно отдаёт свою кровь для спасения жизни людей. Донор - это человек с чистым сердцем, отдающий частичку своей жизни. В нашем городе в этот день также проводится праздник, где выражают особую поддержку и благодарность донорам. Я даже присутствовала на построении «капли из живых людей», которая попала в книгу Мировых Рекордов Гиннеса в июне 2013 года, в городе Оренбург.
Глава 2. Исследовательская работа по формированию у одноклассников понятия донорства крови
В исследовательской работе осуществлялась диагностика уровня сформированности у одноклассников понятия донорства. Для этого мы провели следующее анкетирование:
Знаешь ли ты, кто такие «доноры»?
а) да, знаю;
б) нет, не знаю;
в) затрудняюсь ответить.
Являются ли донором кто-то из твоих родственников или знакомых?
а) да, постоянно сдают кровь;
б) нет, никогда не сдавали;
в) это опасно;
г) не знаю.
По какой причине люди сдают кровь?
а) желание спасать жизнь незнакомым людям.
б) возможность заработать деньги.
в) затрудняюсь ответить.
Кому переливают донорскую кровь?
а) новорожденным.
б) людям во время тяжелых операций.
в) пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
г) спортсменам для достижения успеха.
Какие правила должен соблюдать человек, который хочет стать донором крови?
а) вести активный, здоровый образ жизни.
б) сохранять своё здоровье, правильно питаться.
в) употреблять в пищу чипсы и газировку.
г) ложиться спать поздно вечером, не высыпаться по ночам.
В исследовании участвовали 23 моих одноклассника, учащихся 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5» г. о. Подольск.
Результаты анкетирования занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Анкета «Сформированность понятия донорста»
І | Знаешь ли ты, кто такие доноры? |
| Да, знаю. | 19 чел.(83 %) |
| Нет, не знаю. | 2 чел.(8,5 %) |
| Затрудняюсь ответить. | 2 чел.(8,5 %) |
ІІ | Являются ли донором кто-то из твоих родственников или знакомых? |
| Да, постоянно сдают кровь. | 4 чел.(17 %) |
| Нет, никогда не сдавали | 10 чел.(43 %) |
| Это опасно. | 0 чел.( 0%) |
| Не знаю. | 9 чел.(39 %) |
ІІІ | По какой причине люди сдают кровь? |
| Желание спасать жизнь незнакомым людям. | 18 чел.(78 %) |
| Возможность заработать деньги. | 2 чел.(8,5 %) |
| Затрудняюсь ответить. | 4 чел.(17 %) |
ІV | Кому переливают донорскую кровь? |
| Новорожденным. | 1 чел.(4 %) |
| Людям во время тяжелых операций. | 12 чел.(52 %) |
| Пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. | 12 чел.(52 %) |
| Спортсменам для достижения успеха. | 0 чел.(0 %) |
V | Какие правила должен соблюдать человек, который хочет стать донором крови? |
| Вести активный, здоровый образ жизни. | 12 чел.(52 %) |
| Сохранять своё здоровье, правильно питаться. | 18 чел.(78 %) |
| Употреблять в пищу чипсы и газировку. | 0 чел.( 0 %) |
| Ложиться спать поздно вечером, не высыпаться ночью. | 0 чел.(0 %) |
Обработка полученных результатов показала недостаточно осознанное отношение моих одноклассников к понятию донорства крови. Следовательно, налицо актуальность знакомства моих одноклассников с понятием донорства крови.
В гипотезе мы предположили, что донорство крови - это самый гуманный поступок человека, поэтому мы решили моих одноклассников познакомить сначала с этим понятием. Был проведен классный час на тему «донорство крови». Я рассказала ребятам о донорстве крови, как это важно для людей, познакомила их с собственно изготовленной брошюрой, которая наглядно показывала суть донорства крови (рисунок 1).
Рисунок 1
Брошюра Что вы знаете о донорстве крови?
Я продемонстрировала видео, на котором мои бабушка и дедушка - Почетные доноры России, рассказали моим одноклассникам, как важно сдавать кровь и спасать сотни жизней.
Мы проводили групповые и индивидуальные обсуждения донорства крови. Задавали друг другу волнующие нас вопросы.
В благодарность мы с ребятами нарисовали открытки для доноров и вручили их на станции переливания крови (рисунок 2).
Рисунок 2
Наши открытки
После проведения классного часа в работе с одноклассниками было использовано анкетирование аналогичное тому, что проводилось в начале недели.
Результаты повторного анкетирования представлены в диаграммах.
З
наешь ли ты, кто такие доноры?
Являются ли донором кто-то из твоих родственников или знакомых?
По какой причине люди сдают кровь?
По диаграммам видно, что уровень сформированности понятия донорства крови у моих одноклассников значительно увеличился.
Заключение
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, все более возрастает. Миллионы людей обязаны своей жизнью тем, кого они никогда не видели - людям, которые добровольно сдают кровь, не получая за это какого- либо вознаграждения. Доноры - это люди разных профессий и вероисповеданий, разные по возрасту и убеждениям. У них у всех одна задача: спасти чью-то жизнь.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Переливание крови - это очень ответственная процедура; её проводят только в самых критических ситуациях, когда возникает смертельная угроза для жизни человека, когда организм не справляется с кровопотерей из-за полученных травм, кровотечений, при авариях, операциях, тяжёлых родах и ожогах. Много переливают и тем, кто страдает заболеваниями крови - гемофилией, лейкемией и др. Обменные переливания проводят при отравлениях и интоксикациях.
Донорство крови – это самый гуманный поступок человека.
Список литературы
Березовский В.М. Основные принципы донорства. - М., 2009. С. 27-28.
Титаев А.А. История переливания крови и донорства. - М., 2006. С. 23.
4