СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Эх, путь - дорожка фронтовая ... " ( военным водителям посвящается )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Эх, путь - дорожка фронтовая..." посвященный подвигу военных водителей в ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Эх, путь - дорожка фронтовая ... " ( военным водителям посвящается )»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

( ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)








Классный час

«Эх, путь - дорожка фронтовая…»

(Военным водителям посвящается)







Подготовила:

Е.С. Юркова

Классный руководитель

9 класса





г. Онега

2020 г.

Цель:

Познакомить обучающихся с профессией – военный водитель.

Задачи:

  • образовательные:

- расширить знания о роли водителей в Великой Отечественной войне,

об их героизме, проявленном на « Дороге Жизни» в блокадном Ленинграде;

- познакомить с техникой военного времени.

  • коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию выразительности речи, памяти, внимания через заучивание и прочтение стихов; просмотра презентации.

  • воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и уважения к солдатам – водителям.

Оборудование:

Мультимедиа, компьютер.

Презентация «Эх, путь дорожка фронтовая…».

Музыкальное сопровождение:

«Эх, дороги…» (Лев Ошанин (стихи), Анатолий Новиков (музыка)

«Песенка фронтового шофера» (Наум Лабковский; Борис Новиков (стихи), Борис Мокроусов (музыка).


Форма проведения: открытый классный час.

Место проведения: учебный кабинет.







Ход мероприятия

Ι. Организационный момент:

Бывают события, которые не стираются из памяти людей. К ним относится Великая Отечественная Война 1941-1945гг. Знаменательный день в нашей жизни – великий праздник 9 мая - День Победы.

(Презентация: «Эх, путь дорожка фронтовая…»)

Слайд 2

9 мая 2020 года наша страна  отметит 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В этот день мы вновь до земли поклонимся дожившим до наших дней ветеранам и вспомним миллионы погибших мирных жителей, павших на полях сражений солдат и офицеров. 

День Победы – 9 мая

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народу Победу

И вернувшим нам мир и весну!

Н. Томилина

ΙΙ. Тема, цель, мотивация:

(Звучит куплет из песни « Эх, дороги…»)

Слайд 3

…… Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер

Вспомним, друзья...
Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Дороги войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести и отваги не одной тысячи солдат и офицеров.

Главная профессия на фронте - разумеется, боец, военный, солдат. Для того, чтобы армия нормально функционировала, чтобы все организационные и прочие сопутствующие вопросы решались максимально незаметно и вовремя, силами одних только военных не обойтись. Люди разных профессий ковали победу в тылу и на фронте.

Вместе со всеми воинами отважно сражались и воины-автомобилисты.

ΙΙΙ. Проведение:

Слайд 4

Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль пехоты и кавалерии снизилась, на первое место вышла моторизированная техника. А там, где техника, должен быть и водитель. Водители не меньше других рисковали жизнью.

Они провели свои машины от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги, оставив свой автограф на стенах поверженного рейхстага.

Основной задачей водителей была эвакуация раненых бойцов и мирного населения, доставка продовольствия, горючего, орудий и боеприпасов на передовую.

Сколько их, за баранкой шоферов

На дорогах родимой Земли,

Одолевших и долы, и горы

По снегам, по воде и в пыли?

Сколько их?

Бесконечные грузы,

Бесконечные ночи без сна.

Труд для них —

уж никак не обуза,

Труд для них—

Долгих трасс новизна.

Слайд 5

Фронтовыми артериями называли автомобильные дороги, по
которым вели свои машины военные водители. Их пульс в годы войны
ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и заканчивая передовой.
Путь фронтовых водителей пролегал по пыльным проселкам,
асфальтированным шоссе с наспех заделанными воронками, по льду
Ладожского озера, горным перевалам Трансильванских Альп.
Вооружение и боеприпасы, продовольствие и обмундирование, топливо
для машин и вода для питья, медикаменты, запчасти – это не полный
перечень тех грузов, которые доставлялись автомобилистами во время войны.

Не только снабжение фронта ложилось на плечи военных
водителей. Автотранспорт обеспечивал и крупные перегруппировки войск.
Уже 24 июня 1941г., на третий день войны, из района
Барановичи в Слоним на грузовых автомобилях были
переброшены четыре дивизии, с ходу вступившие в бой.

Автомобиль – это еще и узел связи, командный пункт,
шасси для установки вооружения и техники, походная
типография, и средство буксировки артиллерии.

Все знают о подвиге шоферов, которые перевозили продовольствие в блокадный Ленинград.

Слайд 6

В сентябре 1941г., когда фашисты понесли под Ленинградом огромные потери в живой силе и технике, Гитлер выдвинул план блокады города: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его. Ленинграду придется умереть голодной смертью».

Слайд 7

Снабжение воздушным путем и кораблями по Ладоге не могло удовлетворить потребности огромного города. А с наступлением зимы водный путь уже не мог функционировать. Тогда решено было проложить мощную фронтовую магистраль по льду Ладожского озера. Уже вечером 22 ноября в путь двинулась первая автоколонна — 389-й отдельный автомобильный батальон под командованием капитана В. А. Порчунова.

О да – иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шофёры,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Было нелегко.

Слайд 8

«Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли…»

Почти беспрерывно штормовые ветры перемещали ледяные поля, образуя то; огромные разводья, то торосы высотой 5 - 10м. Фашистская авиация и артиллерия постоянно бомбили и обстреливали ледовую дорогу, идущие по ней машины, перевалочные пункты, склады, места расположения воинских частей и подразделений. Гитлеровское командование отдало строгий приказ, обязывающий фашистские войска, во что бы то ни стало парализовать его деятельность.

Но ничто не могло остановить жизнь на этой магистрали — продовольствие поступало в осажденный город!

Помните, водители-солдаты,
Хрупкий мост, протянутый войной,
Где провалов черные заплаты
Ладогу пятнали под луной.
И почти под самым Ленинградом
Небо Ладоги, не в добрый час,
Нет, не снегопадом — бомбопадом
Засыпало на дороге нас.
Ребра льдин! Мотор сбивался с ритма!
На торосах скрежетал металл!
«Пронеси!!!» — Шоферскую молитву
Кто на этой трассе не читал?!
В маскхалате ползала поземка,
В белом, белом Ладога сама,
И навзрыд, по-бабьи, над воронкой —
Где трехтонка обломила кромку —
Голосила русская зима.
И. Демьянов

О героизме водителей рассказывает в своей поэме «Ленинградская поэма» Ольга Бергольц.

… И было на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев».

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.
Автомобили Великой Отечественной войны!

Отдавая дань памяти Великой Отечественной войне, нельзя не вспомнить автомобили, внесшие свой вклад в Победу.

Слайд 9

Начать обзор следует с грузовичка, внесшего наибольший вклад в Победу: ГАЗ-ММ, «полуторка».

Первый автомобиль - это легендарная «полуторка». Маленький, неказистый, по-своему красивый грузовичок, составлявший половину автомобильного парка в годы войны. Не каждому автомобилю достается такая богатая и интересная судьба, как этому.

Именно «полуторка» чаще всего ходила по «дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. Перегруженная сверх нормы, взбиравшаяся на возвышенности исключительно задним ходом (в том числе и по причине отсутствия бензонасоса, топливо шло самоходом) эта машина доставляла в город продовольствие и эвакуировала больных и ослабевших ленинградцев, в основном – стариков и детей.

Слайд 10

ЗИС-5, «трехтонка»

На большинстве памятников автомобилям ВОВ установлен именно этот автомобиль, и его очень часто путают с «полуторкой» ГАЗ-ММ. Внешне они довольно-таки похожи, хоть ЗИС и несколько больше.

Слайд 11

Легендарная «Катюша» поначалу монтировалась на трехосной версии ЗИСа, но установка оказалась излишне тяжелой и крупногабаритной и для ЗИСов подходила слабо; для залпа установку надо было повернуть на 90 градусов относительно продольной оси грузовика, из-за чего автомобиль сильно раскачивало, и терялась точность залпа. С началом поставок автомобилей «студебейккеров», «катюша» стала ставиться преимущественно на них, это привело к ощутимо возросшей точности залпа.

Слайд 12

«Студебейккер» (студебеккер) - поставлялись по «ленд-лиз» - система передачи США (взаймы или в аренду) вооружения, продовольствия и т.д. странам антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны. Впервые машина появилась на наших дорогах уже осенью 1941; пока в минимальных количествах, но уже летом 1942 автомобиль стал узнаваемым на всех фронтах.

Сегодня стоит военная техника в музеях или на бетонных и гранитных пьедесталах, напоминая о подвиге тех, кто погиб, так и не выпустив руль из похолодевших рук. «Руль» - таким знаком обычно отмечалось место гибели водителя. «Сигналить колонной» - традиция среди водителей. Когда проезжаешь место, где установлен памятник «Руль» - сигналит каждая машина.

Слайд 13

Самый известный в стране памятник воинам - водителям, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны, находится в Брянске. В камне воссоздан выразительный образ фронтового шофера, который бесстрашно вел свою машину по дорогам войны.

Слайд 14

Тысячи водителей удостоены боевых наград, многие награждены посмертно. Подсчитано, что водителями за годы войны перевезено более 100 миллионов тонн военных грузов. Колоссальную нагрузку и тяжелые испытания наши водители и автомобили выдержали с честью.
Такой невероятной ценой была достигнута Победа!

IV. Итог

Многие водители, прошедшие всю войну и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие. Пехотинцы, вступавшие в бой «с колес», закрывая бреши в обороне. Артиллеристы, отцеплявшие свои орудия от ЗиСов и «студеров» на пути у прорвавшихся немецких танков. Советские танкисты, получавшие горючее и боезапас с машин обеспечения подчас прямо на передовой…

Однако без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу.

Слайд 15

О героях-водителях слагают стихи, пишут песни, ставят танцы. Красивый лирический текст известной многим "Песни фронтового шофёра" рассказывает нам о нелегких буднях неунывающего военного водителя, который колесит фронтовыми дорогами в любую погоду. Военные шоферы не боятся бомбежки и знают каково быть военным водителем. Только они знают, что является собою разбитая фронтовая дорога до самого Берлина. Музыку к песне для военных водителей создал талантливый композитор Б.Мокроусов. Он положил музыку на стихи двух талантливых поэтов - Н. Лабковского и Б.Ласкина, которые сочинили их в победном 1945 году.
«Песенка фронтового шофера» стала гимном тех, кто во время войны не расставался с «баранкой».

(Звучит «Песенка фронтового шофера»)

Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины,
Объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато —
Есть у нас еще дома дела.
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи,
Было трудно очень,
Но баранку не бросал шофер.
Припев.
Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомек.
Мы ж не позабудем,
Где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Припев:












Интернет – источники

  1. https://materinstvo.ru/art/stihi-o-voine-i-pobede Materinstvo.ru

  2. https://fishki.net/1520473-10-izvestnyh-i-neizvestnyh-professij-na-fronte.html?sign=80079549010393%2C357965426718174 

  3. http://chelib.ru/year-theme/god-pamyati-i-slavy-2020/2444-lyudi-raznykh-professij-v-velikoj-otechestvenn

  4. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-chasa-gruppi-posvyaschyonnogo-dnyu-pobedi-voditeli-uchastniki-velikoy-otechestvennoy-voyni-518565.html

  5. http://www.spb.kp.ru/daily/25790.5/2772985/

  6. http://defendingrussia.ru/a/vyzhit_v_doroge_podvig_vojennyh_avtomobilistov-383/

  7. http://www.aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=899:2015-03-31-10-29-56&catid=149:2015-03-29-13-11-18

  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/03/voennym-voditelyam-posvyashchaetsya