СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Экстремизм и терроризм

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час Экстремизм и терроризм»

1. Оргмомент
- Добрый день, дорогие девятиклассники! Давайте поприветствуем друг друга (дети встают). Садитесь, пожалуйста.

- Рад приветствовать вас на своем уроке.

- Давайте сразу посмотрим, что у вас есть на партах. У вас есть методические материалы, рабочие листы (писать и делать пометки вы будете только на них), заготовки для изготовления проекта.

- Ребята, прежде чем начать сегодняшний серьезный разговор, давайте вспомним, для чего вам нужны уроки ОБЖ, чему они вас учат.

Ответы детей. (слайд 1 – обобщение ответов)

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) относится к предметам, имеющим большую практическую ценность.


2. Формулирование темы, целей и задач урока.

Ребята! Возьмите методические материалы или посмотрите на слайд, на котором даны слова. Прочитайте их. Что их объединяет?

слайд 2

На слайде появляются слова ТЕРРОРИЗМ ЭКСТРЕМИЗМ

Знакомы вам эти слова?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти слова?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

- Тема нашего урока: «Экстремизм и терроризм» (слайд 3)

- Какие цели и задачи мы поставим себе на урок?

Цели урока (слайд 5)

Сегодня мы попытаемся сформировать представления об опасных социальных явлениях терроризма и экстремизма. Сумеем увидеть «страшное» лицо терроризма  и его последствия. Постараемся определить, почему терроризм стал обыденным явлением  современной  действительности.


3. Изучение нового материала

1) - Ребята, давайте попробуем разобраться в понятиях «экстремизм» и «терроризм». Чем они похожи и чем отличаются? Как не попасть в сети террористов?

Экстремизм и терроризм во всех своих проявлениях представляют собой одну из самых серьезных социальных угроз миру и безопасности.

Так, что такое экстремизм? (ответы детей)

Слайд 7(определение экстремизма)

Понятие экстремизм – из латинского языка и переводится как «крайний». Экстремисты занимают крайнюю позицию и переступают грань дозволенного морально и законодательно. И данные поступки по степени общественной опасности являются криминальными.

Экстремисты стремятся решать проблемы жёсткими (радикальными) методами, включая террор и насилие. Экстремизму свойственно нарушение политической, экономической и общественной стабильности, организация беспорядков, разрушение общественных институтов, нарушение прав человека.

Почему в нашем обществе существует экстремизм? К сожалению, причин тому много. Причиной возникновения экстремистских проявлений и действий может стать социальная несправедливость, снижение уровня жизни граждан, снижение уровня защищенности от внутренних и внешних угроз. Проводятся массовые, разрешенные демонстрации протеста. Но когда демонстрация, под влиянием отдельных экстремистских представителей или групп, сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан - это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные. Отсюда: экстремизм - это приверженность отдельных людей, групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против законных политических прав и свобод граждан.

Экстремисты не стремятся работать на благо общества, не идут на диалог ни с государством, ни с другими людьми, не уважают чужую культуру и обычаи. Они сознательно подвергают себя культурной, экономической и социальной изоляции.

Самым страшным проявлением экстремизма в XX веке был нацизм (фашизм), формой власти которого была террористическая диктатура. Насилие, захваты территорий, уничтожение «нечистых» рас, диктатура государства и власти, уничтожение демократических свобод, шовинизм, расизм — главные идеи нацизма.

А что вы понимаете под терроризмом?(ответы детей)

Слайд 8

Термин «терроризм» произошел от латинского слова «terror» - «страх», «ужас».

Терроризм – это насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и прочее) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов,навязывания определенной линии поведения.

- Ребята, а как можно охарактеризовать терроризм? Терроризм - он какой?

Давайте попробуем подобрать к этому слову прилагательные - Жестокий, аморальный, уличный, бытовой, международный…

По характеру общественного проявления и формам технического осуществления можно обозначить следующие основные виды терроризма:

- Политический терроризм – это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников.

- Религиозный терроризм – проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооруженном, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий.

- Криминальный терроризм – осуществляется уголовными элементами с целью запугивания власти заказными убийствами, вооруженными столкновениями, запугиванием населения.

- Терроризм, основывающийся на разжигании межнациональных конфликтов это способ дестабилизации обстановки в ряде регионов одной страны с целью внутреннего раскола людей и требования добиться независимости от государства через превосходство одной нации над другой.

- Кибертерроризм – это дезорганизация автоматизированных информационных систем с последующими человеческими жертвами и нанесением значительного материального ущерба, в том числе нарушением условий жизнедеятельности людей и влиянием на мирные объекты инфраструктуры.

Что можно отнести к террористической деятельности? (ответы детей) Слайд

К экстремистской деятельности? (ответы детей) Слайд

Направления экстремистской деятельности (слайд)

Индивидуальные качества, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность (слайд)

Многие подростки, вступая в самостоятельную жизнь, сталкиваются с финансовыми трудностями, одиночеством и непониманием. Между тем они жаждут доказать свою значимость. При этом они ещё не умеют трезво оценивать окружающую обстановку, свои силы и возможности, ещё не могут продуктивно трудиться и хорошо зарабатывать. Всё это делает некоторых из них восприимчивыми к экстремистским идеям. Проникшись ими молодой человек быстро превращается в асоциальную личность, то есть сознательно ставит себя вне общества, замыкается в своей ненависти к нему, теряет старых друзей и, как следствие, может совершить преступление.


Тест

В истории современной России немало грустных страниц, связанных с массовой гибелью граждан в результате терактов. Среди них взрывы в автобусах, поездах, самолётах, захваты зданий, школ, больниц.

22 октября 2002 года в г. Москва во время представления мюзикла «Норд – Ост» вооруженной группой боевиков был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В момент захвата в здании было 711 зрителей, а также более 100 актеров и работников театра. Среди заложников находились 75 иностранных граждан. Спустя 3 дня было освобождено около 700 человек. 130 заложников погибли.


На слайде появляется надпись «1 сентября»

  • Что для вас означает эта дата?

  • Для многих из нас это праздничный день, когда мы идем нарядные в школу, чтобы встретиться снова со своими друзьями, учителями.

Далее появляется «2004 год»

  • А что за дата 1 сентября 2004 года?

А в тот день произошла ужасная трагедия. Одним из самых бесчеловечных террористических актов, совершенных на территории Росии стал захват заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия), совершенный боевиками. 1 – 3 сентября 2004 года, в течение трех дней, террористы удерживали в здании школы 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы. В результате террористического акта погибли:

- 186 детей,

  • 15 учителей,

- 10 сотрудников ФСБ,

- 2 сотрудника МВД.

Свыше 500 человек были ранены.

Для всей России этот день стал днем общенациональной скорби, а дата 3 сентября объявлена Указом президента России Днем солидарности в борьбе с терроризмом.



Идут годы, и новые испытания выпадают на долю нашего народа – 31 октября 2015 года террористы взорвали российский Airbus над Синайским полуостровом. Погибли все находившиеся на его борту 224 человека — 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Это самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа за всю историю России. В этот день авиалайнер вылетел из египетского Шарм – эль – Шейха и взял курс на Санкт – Петербург.

По данным ФСБ РФ, в хвостовой части самолёта произошёл взрыв самодельного взрывного устройства.


- Ребята, у вас на столах карточки темного цвета, на них напишите слова, которые ассоциируются у вас со словом терроризм (слезы, несчастье, унижение…)

Выполняют проет «Терроризм – это …», на доске вокруг слова «терроризм» приклеивают карточки со словами.


- Ребята, это я вам рассказал только о терактах, которые произошли в последнее время. А их намного больше, и происходят они во всех уголках мира. В некоторых странах террор носит государственный, легальный характер в обществе.

Проявляется данная закономерность и в рамках одной из наиболее резонансных революций современности – «Майданной» – на Украине. Граждане этой страны, движимые идеалами справедливости и надеждой на интеграцию с Евросоюзом во многом способствовали тому, чтобы к власти пришел политический режим, взявший на вооружение методы репрессий и террора в отношении собственного народа. 

Например, Одесская Хатынь 2 мая 2014 года, систематические обстрелы шахтерских городов и поселков из тяжелого оружия, в том числе баллистическими ракетами, преднамеренное разрушение инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности населения Донбасса, похищения, пытки, издевательства, внесудебные расправы, массовые убийства, ‒ все это не только нацистское 75-летнее прошлое, это еще и реалии современной Украины.

Вы все знаете, что с 24 февраля 2022 года на Украине проводится специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины. Российские военнослужащие, задействованные в этой военной операции на территории Украины, в ходе сражений постоянно демонстрируют невероятное мужество, смекалку и военную сноровку, благодаря чему успешно выполняют стоящие перед ними задачи, обрекая врага на неминуемое поражение.

Одним из первых получил звание Героя России (посмертно) десантник, старший лейтенант Нурмагомед Гаджимагомедов.

Машину Нурмагомеда подбили. Попал в окружение, и чтобы не попасть в плен подорвал себя и окруживших его украинских боевиков гранатой.


- Организована ли борьба с терроризмом в России?

В России Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2008 г. «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет (НАК)

Также 6.03.2006 года был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму».


Несмотря на то, что касательно времени возникновения терроризма специалисты расходятся во мнениях, одно известно точно – в последние сто лет он стал настоящим кошмаром для всего цивилизованного мира.

Жертвами террористических актов стали тысячи мирных граждан, а постоянная угроза новых нападений никому не позволяет чувствовать себя в безопасности.

- Каковы же цели террористических актов?

- Взять в заложники, использовать шантаж; проводить протесты против политики правительства; вымогать и наносить экономический ущерб; проведение терактов.


Упражнение «Бесхозный предмет» (на видном месте лежит большая коробка, в ней тикает будильник).

- Скажите, что же мы можем увидеть в классе, того, чего ни когда здесь не было?

- Правильно, это вот этот бесхозный предмет.

- Что может в ней находиться?

- Каковы наши действия в такой ситуации?

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:
1) немедленно сообщить об опасной находке взрослым и в правоохранительные органы по телефону "112";
2) запомнить место и время обнаружения;
3) постараться сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки.

Категорически запрещается

- прикасаться, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ними в контакте с места на место;
- наносить удары (ударять по корпусу, а также один боеприпас о дру­гой);
- закапывать в землю или бросать в водоем;
- пользоваться электро-, радиоаппаратурой, телефонами и другими гаджетами вблизи обнаруженного предмета;
- предпринимать попытки к разборке найденного подозрительного предмета;
- бросать в костер или разводить огонь вблизи него.



Если вы услышали взрыв (хлопок) на улице – ваши действия?

- Молодцы, правильно.

- Мы вначале должны лечь на землю, закрыть голову руками и не подниматься, пока не стихнет.

- А скажите, если вдруг рядом с вами кого-либо ранило? Что надо делать в этой ситуации?

- Первое: позвонить в скорую помощь или по телефону 01, 112, 02. Подойти к раненому, осмотреть его ранение, если есть возможность оказать ему первую помощь и накрыть курткой.  Узнать если он в сознании: фамилию, имя, телефон родных, чтобы им позвонить и сообщить о происшедшем.

ПАМЯТКА. Прочтем её вместе вслух.

- В заложники лучше не попадать.

- Не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки,                    

  не оставляйте багаж без присмотра.

- Обращайте внимание на подозрительных людей

  и предметы.

- Всегда узнавайте, где находятся резервные

  эвакуационные выходы из помещения.

- Если произошел взрыв или пожар –

  не пользуйтесь лифтом.

- В любой ситуации не поддаваться панике.


Как прекрасен этот мир: голубое небо и яркое солнце, цветущие деревья и зеленая трава. В считанные минуты счастье может обернуться бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо - скрыться за облаком серой пыли, если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести подменяются идеями насилия и экстремизма. Все мирное население планеты надеется, что когда – нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда. Терроризм – это преступление против человечества в целом и каждого конкретного человека.

В итоге нашей встречи давайте подумаем, что может истребить и победить терроризм. Напишите это слово красным маркером на ладошке, вырезанной из бумаги яркого цвета (доброта, дружба, милосердие, искренность…)

Возвращаемся к проекту «Терроризм – это…», на доске слово терроризм закрывается ладошками.


Заключение.

Я очень рад, что у нас состоялся урок. Вы хорошо обучены, очень интересные и умные люди, с вами интересно работать. Но в заключении я хотел вам сказать вот что. Я хочу, чтобы вы не забывали свое прошлое, свою историю и не теряли связь с реальностью. И помнили, что настоящие герои живут среди нас.