СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Если мы войну забудем, вновь придёт война."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для учащихся 15-16 лет о подвигах юных героев в годы Великой Отечественной войны .Литературно-музыкальная композиция

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Если мы войну забудем, вновь придёт война."»

Классный час: "Если мы войну забудем, вновь придёт война."

Цыганова Виктория Викторовна,

учитель английского языка МБОУ «Гимназия №25», город Ростов-на-Дону

Цель: патриотическое воспитание учащихся

Задачи:

  • Познакомить учащихся с именами юных героев-антифашистов

  • Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ

  • Развитие актёрского мастерства учащихся

  • Воспитывать любовь к своей стране

Форма: литературно-музыкальная композиция

Возраст: 15-16 лет

Оборудование:

1. Фонограммы:

  • Песня “Священная война” (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

  • Песня “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

  • Песня “До свидания, мальчики” (Б. Окуджава)

2. Отрывки из документальных фильмов о ВОВ

3. Портреты юных героев-антифашистов ( презентация)

4. Цитаты на доске:

Никто не забыт и ничто не забыто!
Ольга Бергольц

Нет героев от рожденья
Они рождаются в боях.

А. Твардовский

5. Метроном (фонограмма)







ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: 8 февраля – день юного героя-антифашиста. 79 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши ровесники и даже младше.

1 ведущий:

Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае…

Фонограмма песни “Священная война”, отрывки из фильма о начале войны.

1 чтец:

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”.
Чтоб дойти до тебя, 45-й
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…

2 ведущий: Сорок первый… Как он изменил жизнь людей! Кровь, слёзы, запах гари , взрывы , смерть ... Смерть близких, смерть молодых людей, смерть детей...Так близко, совсем рядом вражеские танки... Чёрное небо..Чёрные от горя, уставшие лица людей..

1 ведущий:

Вся страна встала в строй на защиту своей любимой Родины. Плечом к плечу встал и стар и млад...Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Нельзя забыть глаза семилетней девочки, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… Невозможно описать, что чувствовали наши люди глядя на мёртвые тела своих близких и друзей…

2 чтец:

Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.



К. Симонов

2 ведущий: В ту суровую пору на борьбу с врагом становились не только мужчины , но и старики, и женщины и дети. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.

1 ведущий: В указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему?

(Ответы учащихся)

3 чтец:

Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строп мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!

Фонограмма песни “До свидания, мальчики”

4 чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.

Далее ученики рассказывают о жизни и подвигах детей в годы ВОВ ( презентации готовят заранее)

  • Марат Казей:

…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…Вместе с опытными бойцами Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”,орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Леня Голиков:

Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в оз. Ильмень. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Как-то партизаны решили взорвать поезд с немецкой боевой техникой. Когда паровоз подошёл к тому месту, где партизаны заложили мину, Лёня рванул шнур, и глухой взрыв потряс воздух. Когда партизаны бежали от ж./д., за ними началась погоня. Старший группы Степан был ранен. Лёня перевязал его и повёл раненого. Но Степан потерял сознание и не мог двигаться дальше. Выбиваясь из сил, Лёнька потащил Степана к лагерю… За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью “За боевые заслуги”. А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

  • Валя Котик:

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен. В феврале 1944 г. Валя участвовал в освобождении города Славуты, а когда шли освобождать Изяслав, партизаны приняли бой. Танки врага били из пушек и пулемётов. Валя упал от страшной боли в животе и потерял сознание. Он очнулся на повозке, двигавшейся по полю. Открыл глаза – по небу неслись самолёты с красными звёздами на крыльях. Это последнее, что увидел Валя в жизни, в свои 14…2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественноё войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Зина Портнова:

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Долго гитлеровцы старались напасть на их след, пока им не помог провокатор – бывший ученик Обольской школы Михаил Гречухин. Возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент иона схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…Девочку расстреляли январским утром подле невысокой сосны, во Второй Баравухе, под Полоцком. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Вася Коробко:

Черниговщина. Фронт подошёл вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается мальчик. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надёжно прячет его. Окраина села. Под мостом – мальчик. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского бронетранспортёра. В те дни партизаны убедились, что ему можно доверять, и через некоторое время поручили Васе серьёзное дело: стать разведчиком в самом логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передаёт партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью “партизану Отечественной войны” 1 степени.

  • Люся Герасименко

Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ешё и 11 лет, когда её родной город Минск захватили фашисты. С первых дней оккупации в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем одной из них был отец Люси – Николай Евстафьевич Герасименко. Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Всё более серьёзные поручения давали коммунисты – она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их и на завод, где работал отец, тщательно пряча на дне кастрюльки, в которой несла ему обед…На квартире Герасименко несколько суток скрывался секретарь одного из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась через Люсю. Её отвага, выдержка поражали даже взрослых. В декабре 1942 г. Люсю с мамой арестовали и бросили в камеру, где находилось более 50 женщин. Девочку вызывали на допросы как и других женщин. Когда увидели, что конфетами Люсю не уговорить, стали бить. Но она молчала… Молчала и тогда, когда гистаповец, избивая её плетью, вырывал волосы, топтал ногами. А в один из дней их с мамой подвели к чёрной крытой машине – “ворону”, как её называли. Значит, повезут на расстрел. Девочка взялась за ручки, не спеша влезла по железной лесенке и шагнула в машину…Так погибла Люся Герасименко. Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея ВОВ в Минске висит её портрет.

2 ведущий: Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик. Мы знаем имена этих героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

1 ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

2 ведущий: Был враг добит, советская держава
Смела с лица Отчизны злую тень
София, Прага, Берлин, Варшава
Солдат встречали с песней в этот день.

Фонограмма песни “День Победы”, отрывок из фильма с кадрами Победы.

1 ведущий:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны
Памяти павших будьте достойны.
Минута молчания (включается метроном)



5 чтец:

Их теперь не обнять, не пожать им ладонь
Но восстал из земли негасимый огонь
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.

2 ведущий: Есть вечный огонь и в нашем городе. И каждый год 9 мая мы ходим к нему, чтобы возложить цветы в дань памяти погибшим в те тяжёлые военные годы. Пост номер один. Каждый год учащиеся школ города несут вахту памяти

6 чтец:

Задохнулись канонады
В мире – тишина
На большой земле однажды
Кончилась война
Будем жить, встречать рассветы
Верить и любить
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари
И кружилась мгла
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда
Эта память – верьте, люди
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.



Учитель: В качестве домашнего задания предлагаю прочитать книгу нашего земляка А.Ю. Кудрякова «Тихие подвиги. Нерассказанные истории войны» и обсудить ее на нашей следующей встрече. В книге вы найдете воспоминания реальных людей, тех, кто защищал наш город Ростов - на-Дону. Это истории не только от участников Великой Отечественной войны, но и от людей, которые прямо сейчас защищают Родину в зоне спецоперации. Эти рассказы никогда не публиковались, не получили широкой огласки, эти тихие подвиги лишены героического пафоса, но стали военными подвигами, совершенными во имя спасения жизни других людей. 

«Если мы войну забудем, вновь придет война.»