Классный час
«Если рядом живёт доброта…»
Цель: формировать у младших школьников представление о красоте таких душевных качеств, как доброта и сострадание, показать ценность доброго отношения к окружающему миру.
Воспитывать доброжелательность и чуткость; развивать умение анализировать художественные произведения, давать оценку поступкам книжных героев, умение говорить, рассуждать, отстаивать свою жизненную позицию.
Оборудование: аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского П.И., модель цветка с большими лепестками, высказывания о добре, пословицы:
Кто добро творит, того зло не вредит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Добро не лихо, бродит по миру тихо.
Добра желаешь, добро и делай.
Ход классного часа.
Ведущий. Добрый день дети и взрослые! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Мы поговорим с вами о важном и нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и подумайте, о каком качестве идет речь.
1.Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти: вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не даёт.
И оно важнее, чем лиц красота.
Догадайтесь, что это?
Сердец доброта.
Вед. - О чем пойдет речь?
Д. Речь пойдет о доброте.
Ведущий. Для каждого человека понятие слова доброта разное. Услышав это слово, один подумает о поступках, другой о помощи, третий ещё о чём-либо. А о чём подумали вы? Слайд №2
Дети делятся своими предположениями.
Ведущий. Если мы откроем словарь Ожегова С.И., то увидим толкование этого слова.( Слайд №3)
Доброе дело может быть маленьким, но приносить огромное пользу. Давайте вспомним слова, которые вы говорите знакомым людям при встрече. ( Здравствуйте, привет, доброе утро)
Ученик.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
( Н.Красильников)
Ведущий: « Доброта – это вещь удивительная. Она сближает нас, как ничто другое, она - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если чаще будем вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку». Виктор Розов. Драматург. Слайд № 5
- К сожалению, в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Как вы думаете, в каком обществе будет жить лучше – в том, где много добрых людей или где мало?
1. Доброта – это человеческое качество, которое ценилось во все времена. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово! Слайд № 6
2.Доброта не обходится без вежливости. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Вед. Ребята! Много славных дел ждет вас впереди, но прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети!
Звучит песня «Доброта» Слова Н.Тулуповой. Музыка И.Лученка.
1.Добрым быть совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Будет вертеться Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
2.Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Припев.
3.Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Припев.
Ведущий.
-Очень много русский народ сложил пословиц и поговорок о добре. Я предлагаю вам вспомнить некоторые. Слайд №7
Игра «Я начну, а вы кончайте. Хором дружно отвечайте»
1. Добрые дела красят человека.
2.При солнышке тепло, при матери добро.
3. Доброе слово и кошке приятно.
4. Добро сделанное втайне, оплатится явно.
5.Худо тому, кто добра не делает никому.
6.Красоту уносят годы, доброту не унесут.
На доске прикреплен цветок доброты.
На лепестках слова: доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добропорядочный, добронравный, добродетель, добро. Слайд №8
- Как много добрых слов образовано от слова добро! ( Читаем слова)
« Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели» А.Грин
Вед.- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто её автор?
( Сказка «Цветик-семицветик» В.Катаев.)
- Кому и как помогла девочка в этой сказке?
- А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
- Действительно, научиться по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелёгкий. На нём человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. И начинается он с малого.
1. –Здравствуйте,- ты скажешь человеку. Слайд №9
- Здравствуй, улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
2.- Добрый день!- тебе сказали.
Добрый день!- ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
А.Кондратьев.
«Доброе утро» А.Яшин
3. Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
« С добрым утром!»
« Добрый вечер!»
« Доброй ночи!» говорим.
4. Если к чаю иль к обеду
В дом войдёшь-
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
« Чай да сахар!»
« Хлеб да соль!»
5. Хорошо и путь - дорогу
По обычаю начать.
У родимого порога
Посидеть и помолчать.
6.От души желаю счастья
Всем товарищам своим.
Молодым в любви согласья,
Долголетья – пожилым.
7.Рыболовам, звероловам –
Тёплой ночи у костра,
И - богатого улова,
И – ни пуха, ни пера.
8. Пусть людей во всех заботах
Ждут удачи и успех,
Чтоб работалось с охотой
И гулялось без помех.
9. Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим
« В счастливый час!»
10. И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Ведущий.
- Когда услышишь добрые слова, да ещё сказанные от души, с улыбкой на лице, то сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу тёплых слов и дарить улыбки.
Дети поют песню «Улыбка»
Ведущий.
- Как приятно, когда тебе улыбнулся человек. И как будто солнечный лучик пригрел тебя теплом. От доброго слова становится теплее и радостнее, оно может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».
- Как вы понимаете эту мудрость?
(Доброе слово поднимет настроение, разгонит грусть, улучшит настроение, вылечит. А грубость, обидное слово – ранит душу.)
Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший.
Что самое горькое?
1. – Что горче всего? –
У ребят я спросил.
Одни утверждают:
- Неспелый кизил.
- Микстура! –
Какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут, наконец.
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.
Р.Талипов.
- А что слаще всего?
2. –Что слаще всего?-
Я спросил у ребят.
- Всласть выспаться,-
Сони, зевая, бубнят.
Сластёны, зажмурясь, кричат:
- Леденец!
Кишмиш называют,
Халву, наконец.
Но чаще всего остального
Сердечное, доброе слово.
Р.Талипов
Вед: Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям. Творить добро ради самого добра и быть в этом бескорыстным.
А сейчас я прочитаю вам отрывки из двух рассказов, послушайте их внимательно.
1. Ученик, возвращаясь и школы, увидел как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу.
Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2. Когда старушка - соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
- Проанализируйте эти ситуации, и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? (в 1-бескорыстно, 2- с выгодой для себя)
- Как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Какие пословицы вы отнесёте к этим ситуациям?
Ученик Слайд №10
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ведущий.
Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!
Антон Павлович Чехов обратился к вам с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!
- Давайте вернёмся к нашему цветку доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
( Дети прикрепляют свои слова со словами: милосердие, сострадание, благодарность, скромность, трудолюбие, сочувствие)Слайд №11
Ведущий.
-К какому выводу мы пришли? Нужно ли быть сегодня добрым? Нужна доброта или нет? А действительно, может, можно прожить и без нее?
Дети
1.Нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире, чтобы жить дружно, не ссориться.
2.Нужно быть добрым, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.
3.В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
4.Доброта порождает много человеческих качеств. Наверное, по – настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
-Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.
Дети поют песню «Дорога добра» Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова.