СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Если рядом живёт доброта…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у младших школьников представление о красоте таких душевных качеств, как доброта и сострадание, показать  ценность доброго отношения к окружающему миру.

Воспитывать доброжелательность и чуткость; развивать умение анализировать художественные произведения, давать оценку поступкам книжных героев, умение говорить, рассуждать, отстаивать свою жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Если рядом живёт доброта…»»


Классный час

«Если рядом живёт доброта…»


Цель: формировать у младших школьников представление о красоте таких душевных качеств, как доброта и сострадание, показать ценность доброго отношения к окружающему миру.

Воспитывать доброжелательность и чуткость; развивать умение анализировать художественные произведения, давать оценку поступкам книжных героев, умение говорить, рассуждать, отстаивать свою жизненную позицию.

Оборудование: аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского П.И., модель цветка с большими лепестками, высказывания о добре, пословицы:

Кто добро творит, того зло не вредит.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Добро не лихо, бродит по миру тихо.

Добра желаешь, добро и делай.

Ход классного часа.

Ведущий. Добрый день дети и взрослые! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Мы поговорим с вами о важном и нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и подумайте, о каком качестве идет речь.

1.Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти: вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не даёт.

И оно важнее, чем лиц красота.

Догадайтесь, что это?

Сердец доброта.

Вед. - О чем пойдет речь?

Д. Речь пойдет о доброте.

Ведущий. Для каждого человека понятие слова доброта разное. Услышав это слово, один подумает о поступках, другой о помощи, третий ещё о чём-либо. А о чём подумали вы? Слайд №2

Дети делятся своими предположениями.

Ведущий. Если мы откроем словарь Ожегова С.И., то увидим толкование этого слова.( Слайд №3)

Доброе дело может быть маленьким, но приносить огромное пользу. Давайте вспомним слова, которые вы говорите знакомым людям при встрече. ( Здравствуйте, привет, доброе утро)

Ученик.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

( Н.Красильников)

Ведущий: « Доброта – это вещь удивительная. Она сближает нас, как ничто другое, она - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если чаще будем вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку». Виктор Розов. Драматург. Слайд № 5

- К сожалению, в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Как вы думаете, в каком обществе будет жить лучше – в том, где много добрых людей или где мало?

1. Доброта – это человеческое качество, которое ценилось во все времена. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово! Слайд № 6

2.Доброта не обходится без вежливости. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вед. Ребята! Много славных дел ждет вас впереди, но прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети!

Звучит песня «Доброта» Слова Н.Тулуповой. Музыка И.Лученка.

1.Добрым быть совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

Будет вертеться Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

2.Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев.

3.Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев.

Ведущий.

-Очень много русский народ сложил пословиц и поговорок о добре. Я предлагаю вам вспомнить некоторые. Слайд №7

Игра «Я начну, а вы кончайте. Хором дружно отвечайте»

1. Добрые дела красят человека.

2.При солнышке тепло, при матери добро.

3. Доброе слово и кошке приятно.

4. Добро сделанное втайне, оплатится явно.

5.Худо тому, кто добра не делает никому.

6.Красоту уносят годы, доброту не унесут.

На доске прикреплен цветок доброты.

На лепестках слова: доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добропорядочный, добронравный, добродетель, добро. Слайд №8

- Как много добрых слов образовано от слова добро! ( Читаем слова)

« Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели» А.Грин

Вед.- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто её автор?

( Сказка «Цветик-семицветик» В.Катаев.)

- Кому и как помогла девочка в этой сказке?

- А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

- Действительно, научиться по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелёгкий. На нём человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. И начинается он с малого.

1. –Здравствуйте,- ты скажешь человеку. Слайд №9

- Здравствуй, улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

2.- Добрый день!- тебе сказали.

Добрый день!- ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

А.Кондратьев.

«Доброе утро» А.Яшин

3. Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

« С добрым утром!»

« Добрый вечер!»

« Доброй ночи!» говорим.

4. Если к чаю иль к обеду

В дом войдёшь-

Не любо, что ль,

Поклонясь, сказать соседям:

« Чай да сахар!»

« Хлеб да соль!»

5. Хорошо и путь - дорогу

По обычаю начать.

У родимого порога

Посидеть и помолчать.

6.От души желаю счастья

Всем товарищам своим.

Молодым в любви согласья,

Долголетья – пожилым.

7.Рыболовам, звероловам –

Тёплой ночи у костра,

И - богатого улова,

И – ни пуха, ни пера.

8. Пусть людей во всех заботах

Ждут удачи и успех,

Чтоб работалось с охотой

И гулялось без помех.

9. Даже стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим

« В счастливый час!»

10. И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Ведущий.

- Когда услышишь добрые слова, да ещё сказанные от души, с улыбкой на лице, то сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу тёплых слов и дарить улыбки.

Дети поют песню «Улыбка»

Ведущий.

- Как приятно, когда тебе улыбнулся человек. И как будто солнечный лучик пригрел тебя теплом. От доброго слова становится теплее и радостнее, оно может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».

- Как вы понимаете эту мудрость?

(Доброе слово поднимет настроение, разгонит грусть, улучшит настроение, вылечит. А грубость, обидное слово – ранит душу.)

Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший.

Что самое горькое?

1. – Что горче всего? –

У ребят я спросил.

Одни утверждают:

- Неспелый кизил.

- Микстура! –

Какой-нибудь скажет храбрец.

Горчицу и лук назовут, наконец.

Но горче горчицы –

Поверьте мне снова –

Обидное, грубое слово.

Р.Талипов.

- А что слаще всего?

2. –Что слаще всего?-

Я спросил у ребят.

- Всласть выспаться,-

Сони, зевая, бубнят.

Сластёны, зажмурясь, кричат:

- Леденец!

Кишмиш называют,

Халву, наконец.

Но чаще всего остального

Сердечное, доброе слово.

Р.Талипов

Вед: Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям. Творить добро ради самого добра и быть в этом бескорыстным.

А сейчас я прочитаю вам отрывки из двух рассказов, послушайте их внимательно.

1. Ученик, возвращаясь и школы, увидел как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу.

Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2. Когда старушка - соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

- Проанализируйте эти ситуации, и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? (в 1-бескорыстно, 2- с выгодой для себя)

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Какие пословицы вы отнесёте к этим ситуациям?

Ученик Слайд №10

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Ведущий.

Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!

Антон Павлович Чехов обратился к вам с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!

- Давайте вернёмся к нашему цветку доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

( Дети прикрепляют свои слова со словами: милосердие, сострадание, благодарность, скромность, трудолюбие, сочувствие)Слайд №11

Ведущий.

-К какому выводу мы пришли? Нужно ли быть сегодня добрым? Нужна доброта или нет? А действительно, может, можно прожить и без нее?

Дети

1.Нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире, чтобы жить дружно, не ссориться.

2.Нужно быть добрым, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

3.В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.

4.Доброта порождает много человеческих качеств. Наверное, по – настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

-Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. 

Дети поют песню «Дорога добра» Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова.