Классный час
«Если с другом вышел в путь»
Цель - формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; развивать умение жить в коллективе, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; показать значимость товарищества и дружбы в жизни, определить главные принципы дружбы.
Оборудование: электронная версия классного часа, кроссворды, рисунки-портреты друзей, своего «Я», волшебный сундучок; цветные сердечки.
- Чтобы узнать тему нашего разговора, скажите, что чаще всего бывает верной, крепкой, долгой? (Дружба)
Дети цепочкой говорят:
Какое прекрасное слово - дружба.
Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать.
Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который нам дарит прекрасное общение с другом.
Мы поговорим о дружбе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и каковы правила дружбы.
Итак, если с другом вышел в путь...
(Звучит песня. Дети подпевают)
- Есть ли у вас друзья, подружки? Расскажите о них. Продолжите предложения:
«Я дружу с...», Потому что...»
(написано на доске)
Иметь друга или много друзей - это настоящий подарок судьбы. Но «приятель», «знакомый», «друг» - разные понятия.
Кого же можно назвать другом?
В XII веке князь набирал дружину воинов, когда нападали враги, и каждый член дружины назывался другом. Друг должен был быть надёжным, верным, преданным, умеющим защитить в бою.
- Давайте подумаем вместе. Кого же в наше время называют другом? Друг - это тот, кто...
(дети продолжают)
(К разговору привлекаются гости)
Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
Друг- это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
Друг- это старый плюшевый медвежонок, с оторванным другом, который выслушивает тебя,
когда тебе бывает плохо.
А теперь поможем ребятам решить проблемы.
(Обсуждение стихотворений)
Стихотворение А. Барто» Требуется друг»
- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Ролевое моделирование «Кто кого обидел первым?»
- Стоило ли ссориться из-за того, что уже забыли?
Стихотворение А. Барто «Друг».
- Настоящий друг будет вести счёт своим добрым делам?
А. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита
Подружусь я с Ильиной - стану знаменита
Все пятёрки до одной у Светловой Нади
Я прошу: «Дружи со мной.
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать».
А девчонка - на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг»
А. Барто «Друг»
Друг напомнил мне вчера.
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал, и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Рассказ «Шутник»
- Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток, не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Данил поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» он обиделся и почему-то ушёл. А что я плохого сказал? Или вот: - выпачкал он пастой нос. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса - вакса - гуталин, на носу, горячий блин!»
Что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?
Ролевое моделирование
Рассказ «Шутник». Ответ на вопрос.
- Подведём итоги сказанному.
Друг - это человек, который...
всегда поможет в трудную минуту;
кому я могу доверить самое дорогое;
своё счастье и несчастье;
всегда поймёт и поддержит»
уважает твоё мнение;
не льстит, говорит тебе правду;
не предаст;
любит.
После всего сказанного я бы хотела, чтобы вы задумались над тем, все ли, кого вы назвали другом или подругой, являются ими в самом деле? Это просто приятели, одноклассники или знакомые?
(Стихотворение «цепочкой» дети говорят)
Кто в дружбу верит горячо.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Обведите свои ладошки и напишите одно самое главное пожелание своему другу. (Ладошки с пожеланиями вывешиваются на доску)
Все мы разные. У каждого своё «Я». Покажите своё «Я» и несколько слов скажите о себе, (дети показывают рисунки с собственным портретом в букве «Я»)
Давайте сложим рисунки в волшебный сундучок и, возможно, произойдёт чудо.
Все мы разные. Но несмотря на разную внешность, привычки, характеры - нужно научиться
жить в мире и дружбе друг с другом.
(Показ слайдов)
- Нам хорошо вместе и мы приглашаем гостей вместе с нами поиграть.
Часто в сказках, как и в жизни, друзья попадают в беду. И, конечно же, им нужно прийти на выручку.
Создадим команды спасателей. (Одна команда – учителя)
Твои друзья в городе «Потерянной дружбы», чтобы их вернуть, нужно приобрести новых друзей и пройти испытания огнём, водой и медными трубами. Идти нужно по дороге из жёлтого кирпича...
Счастливого пути! (показ слайдов
- Проведём разминку. Зарядка для ума. Разгадайте-ка мои загадки.
Загадки
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. /Емеля/
У Алёнушки — сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. /Гуси-лебеди/
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. /Конёк- Горбунок/
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. /Скатерть-самобранка/
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём. /Жар-птица/
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети? /Семеро козлят/
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их, она зовёт
И в дороге слёзы льёт. /Бабушка Федора/
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку
Он поймал их не сочком,
А поймал он их бочком. /Бычок-смоляной бочок/
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. / Баба-Яга/
- А теперь — в путь.
Не имей сто рублей, а имей ... /сто друзей/
Надо закончить пословицу, чтобы открылось первое испытание.
Первое испытание - огнём. Необходимо разгадать кроссворд. Задания: по ключевым словам угадать героев сказок и вписать в кроссворд. Найти огонь и погасить его.
(команды разгадывают кроссворд)
Вопросы к кроссворду
1. («Снежная королева») КОРОЛЕВА
- Кто в этой сказке оказался настоящим другом? ( Герда)
2. («Гарри Потер») ГАРРИ
- Почему Гарри Потер не смог бы отыскать философский камень один?
3. ( «Дюймовочка») ДЮЙМОВОЧКА
- Каких героев этой сказки можно назвать настоящими друзьями?
4. («Принцесса на горошине») ГОРОШИНА
- Были ли друзья у принцессы?
Почему вы так думаете?
5. ( «Дикие лебеди») ЛЕБЕДЬ
- Какими поступками героиня этой сказки доказала, что она настоящий и верный друг?
(После разгадывания - дуют вместе на костёр, тушат огонь)
- Теперь музыкальная разминка
Вспомним песни о дружбе.
(Кольцовка песен)
В воде невозможно разговаривать. Информацию можно передать только при помощи тестов.
Следующий конкурс - «Пантомима»
(По секрету сообщи героя сказки - при помощи движений показать ________ зрители отгадываю)
I герой - зайчик
II герой - медведь
III герой - Буратино
IVгерой - Колобок
- Обойти, не разлив воду, препятствия с завязанными глазами.
(Глаза игрокам завязывают - стаканы с водой убирают)
- Испытание с водой пройдено успешно!
(Танцевальная разминка)
Пословица: - Нет друга - так ищи, а нашёл - так... /Береги/.
Испытание славой — медными трубами - последнее испытание.
Приглашаю на сцену прославленных артистов.
- Я предлагаю участникам объединиться и совместно поучавствовать в проекте .
«Старая сказка на новый лад».
(Обыгрывается сказка «Репка»)
- Ура, ребята! Все испытания пройдены. Вот он - город «Настоящей дружбы». Наши участники не только вернули друзей, но и приобрели новых. Как всегда победила дружба!
/вручение приза/
- Снова подведём итог. По каким же правилам дружбы нужно жить.
Сформируем «Правила дружбы»
не оставляй друга в беде;
будь бескорыстным в дружбе;
не смейся над недостатками друга;
умей прощать другу;
живи по принципу - горе и радость - всё пополам.
- А теперь вернёмся к волшебному сундучку. Давайте откроем его и возьмём своё «Я»
(Дети подходят к сундучку, но в недоумении глядят на учителя. Там нет их «Я». Вместо «Я» в сундучке лежит «Мы», составленное из этих букв)
Что же случилось? Что произошло?
Да, очевидно, каждому «Я» было хорошо, но однако, и они объединились, образовав «Мы». Как вы думаете, стоит их снова разъединять?
(крепим это «Мы» на доску)
- Кто же это - Мы?
(фотомонтаж)
Мы -2-Б класс.
Мы - коллектив (общая жизнь, одни интересы)
Мы - школьная семья (каждый из нас важен и нужен)
Мы -друзья (все мы разные, но нам хорошо вместе).
О нас можно сказать:
Я - не ты, ты - не я, ну, а вместе мы...
(дети хором - Друзья!)
- Помните девиз мушкетёров?
Пусть и для нашей дружной классной семьи он станет главным: «Один за всех - и все за одного!»
(Рефлексия)
- У вас на партах лежат три сердечка: красное, желтое, оранжевое. Давайте образуем большое сердце нашего класса. Если вы всегда следуете принципам дружбы - возьмите красное сердечко, если стараетесь соблюдать - оранжевое, а если редко - желтое.
(дети клеят сердечки на общее сердце)
Дети говорят последние слова:
Полюбили мы друг друга,
Дружба крепкая у нас:
Вместе с нами наша дружба
Переходит в третий класс.
Мы останемся друзьями,
Дружбой будем дорожить,
Никогда не перестанем
По законам дружбы жить.
- Спасибо за приятное и с пользой проведённое время! Я желаю, чтобы вы в своей жизни встречали только настоящих друзей.