Организация начала урока.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать наш урок с мотивации : Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь)
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
2. Минутка чистописания.
Сейчас у нас минутка чистописания, для этого мы открываем тетради записываем число классная работа.
-Прочитайте пословицы. Что общего у этих пословиц?(общие однокоренные слова)
С ложью правда не дружит. В дружном коллективе дела спорятся. Умей дорожить дружбой.
-Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень
- Какие слова мы выпишем? ( дружит, дружном, дружбой) пишите аккуратно, красиво, выводя каждое соединение!!
Обратите внимание, у вас на парте лежит дневник, с другой стороны мы будем записывать баллы, за выполненные задания на уроке. Сейчас мы уже выполнили одно задание – это чистописание.
Сколько слов вы подчеркнули столько баллов и поставьте в наш дневник.
3. Актуализации знаний. ( ПОВТОРЕНИЕ)
Давайте вспомним, какие части речи мы уже знаем? ( окончание и корень)
-что такое корень? (это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов)
-что такое окончание? (это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- Молодцы, мы знаем, что такое окончание, поэтому сейчас я буду говорить слова в форме единственного числа, а вы будите записывать эти слова в форме множественного числа и выделять окончания.
Например: Большой – большие.
Береза – берёзы, дорога – дороги, помидор – помидоры, огород – огороды, ракета – ракеты, девочка – девочки, играла - играли.
У: Если вы не допустили не одной ошибки поставьте себе 3бала, если одну ошибку поставьте 2 балла, остальное 1 бал.
Хлопните если все согласны
4. Определение темы и цели урока:
-Как вы думаете, как называется часть слова перед корнем?
- Вопрос вызвал у вас затруднение? Почему? (мы не знаем, как называется часть слова перед корнем)
- Да, мы не знаем, как называется часть слова перед корнем, поэтому возникла проблема, которую мы и решим сегодня на уроке:
Давайте прочитаем шуточное стихотворение.
Бим как - то раз в саду сидел,
Вдруг, Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом на крышу залетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
Но со ступенек полетел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом
В саду сидят они вдвоём.
-Прочитайте какие действия выполнял Бом.
- Какое действие обозначают эти слова ?( действие полета)
- Какой здесь корень? ( лет)
- А какая часть слова уточняет значение действия?
Назовите приставки(Прилетел, пролетел)
-Запишите слова в тетрадь, выделите корень и приставку.
Молодцы, кто понял, для чего нужны приставки в словах?( Они уточняют значение действия)
-какой мы можем сделать вывод?(приставки уточняют значение слова)
- О чем мы будем сегодня говорить? Какая тема нашего урока?(Мы будем говорить о значении приставки.)
Чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить, давайте придумаем слова с корнем «вёз»
Отвёз, перевёз, подвёз (Слайд)
-Для чего нужна приставка перед корнем слова?(Приставка нужна для того, чтобы менялось значение слова, образовались новые слова)
-Кто догадался, какая цель нашего урока?(узнать об образовании слов с помощью приставки)
- верно!
- Давайте откроем учебник и прочитаем, что такое приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слова.
-давайте построим алгоритм нахождения приставки в слове.
Алгоритм.
1. Выделяем корень слова
2. Находим часть слова, которая стоит перед корнем.
3. Выделяем приставку.
4. Доказываем, что это приставка.
Работа в парах:
У вас на партах лежат карточки «Работа в парах» вам надо подобрать правильную приставку.
Вдруг, ...бежала по лесу позёмка, ...гудел лес, и стало в нём темно, как вечером. Откуда ни возьмись, ...летел ветер, деревья ...качались, ...летели сугробики с еловых лап, снег ...сыпал, ...вился – началась пурга. (Слайд)
В. Бианки
Давайте оценим: 2 ошибки – 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 и больше – 1 балл
Работа с учебником: стр87 упр 159
Что будем выполнять, как поняли задание?
- Нам надо вставить пропущенные буквы, выделить приставку, и определить какое значение имеет приставка.
(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)
- Молодцы. Найдите глаголы со значением приставки: начало действия. Направления движения в сторону.
– Давайте оценим.
0 ошибок – 3 балла
1- 2 ошибки - 2 балла,
3 - 4 ошибки – 1 балл
Индивидуальная работа
1. Прочитайте текст. Подчеркните слова с приставками.
Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.
– Сколько упражнений правильно выполнили столько баллов и поставьте.
Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Поставим оценки за урок.
18 – 15 баллов – 5
14 – 11 баллов – 4
8 – 6 баллов – 3
- Ребята о чём мы сегодня говорили?
- Мы говорили о приставках, о их значениях.