Классный час
Г.К. Селевко «Познай себя» 5 класс
Тема: Настоящий друг?
Цель:Сформировать понятие дружбы как высшего нравственного качества человека, показать ее значимость в жизни, дать характеристику настоящему другу.
Задачи:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Оборудование:
1.Проектор
2. Презентация
3. Музыкальные произведения
4. Видеоролики
3.Раздаточный материал для работы в парах, в группах, тест «Какой вы друг?»
Ход занятия:
Организационный этап
Объявление темы и постановка целей занятия (5мин.)
Музыкальная заставка «Землю обмотали…..» из к/ф «Семь стариков и одна девушка».
Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.
Слайд 1.
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Слайд 2. Каждый человек стремится окружить себя близкими по духу людьми, с которыми интересно общаться и проводить досуг. Их мы с уверенностью именуем друзьями. Другие же члены окружения удостаиваются скромного звания «товарищ». Так что же подразумевается под этими определениями и существует ли между ними принципиальная разница? Рассмотрим подробнее, чем отличается друг от товарища. Перед вами таблица, в которую нужно распределить понятия, которые относятся к дружбе, а которые к товариществу.
Друг | Товарищ |
1.Человек, связанный с кем-либо близкими, доверительными отношениями | 1.Человек, связанный с кем-то общими занятиями, деятельностью, условиями жизни и прочими сближающими факторами |
2.Схожие интересы и взгляды на жизнь, готовность прийти на помощь | 2.Отсутствие высокого уровня доверия и взаимопонимания |
3.Приобретается по собственной доброй воле | 3.Появляется ввиду определенных обстоятельств |
4.Понятие является очень емким и весомым, не требует никаких дополнений | 4.Слово употребляется с различными уточнениями |
5.Термин употребляется только по отношению к нескольким очень близким людям | 5.Под данное определение могут подпадать десятки человек |
Музыкальное сопровождение работы групп
Слайд 3
Как сказал Аристотель: «Друзья – это одна душа, живущая в двух телах».
1.Работа с пословицами. (4 мин.)
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами. Соберите их. Работа в группах.
Проверка выполнения задания.
Слайд4.
1)Старый друг лучше новых двух
2) Был бы друг, найдется и недруг
3) Доброе братство дороже любого богатства
4) Не забывай друга ни в радости, ни в горе
5)Друга ищи, а найдешь, береги
6)Сам пропадай, а товарища выручай
7)Друга за деньги не купишь
8)Друг познается в беде
9)Друга иметь – себя не жалеть
10)Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.
11)Добро потеряешь – еще наживешь, друга потеряешь – уже не найдешь
12)Дружно не грузно, а врозь хоть брось
А какой вы друг? Вспоминают ли ваши друзья в связи с вами поговорку: «С такими друзьями и враги не нужны?» Или же вы настоящий друг, готовый помочь в беде? Доверяете ли вы друзьям? Доверяют ли они вам? Давайте с помощью теста выясним, какой вы друг?
Обучающиеся решают тест под музыку Бетховена. Финал концерта для фортепиано с оркестром №5
Тест «Какой вы друг?»
1.Вспомните вашего лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем (ней) больше всего:
Надежность – он (она) никогда не подведет;
Верность – он (она) всегда с вами, что бы вы ни сделали;
Совместимость – вам хорошо в его (её) компании
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете:
Выслушаете и успокоите;
Не откроете дверь, изобразите, будто вас нет дома;
Скажите, что уже поздно и пообещаете встретиться завтра
3. Вы выслушаете длинную историю бед одного друга, и в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
Предложите второму другу присоединиться к беседе;
Объясните второму другу, что заняты проблемами первого и предложите ему подождать;
Начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обращаются
4. Если друг попросил у вас новую вещь, прежде чем вы её успели хоть раз использовать, что вы сделаете:
Дадите без всяких колебаний;
Согласитесь, но неохотно;
Не дадите, признавшись, что хотели бы первым ею воспользоваться
5. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
Наотрез откажитесь;
Откажитесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
Согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз
6. Если вам кажется, что друг испытывает материальные затруднения, что вы сделаете:
Постараетесь помочь ему;
Спросите, не нужна ли помощь;
Отнесетесь к этому, словно вас это не касается
7. Ваши друзья:
Люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
Все похожи друг на друга;
Все разные
8. Кто для вас одноклассники:
Часть – друзья, часть – товарищи;
Все товарищи;
Часть – товарищи, часть – чужие
9. Какое качество из перечисленных является главным для того, чтобы быть другом:
Доставлять удовольствие от общения;
Всегда быть на вашей стороне;
Оказывать вам практическую помощь или давать совет всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь
10. Кого из домашней живности вы хотите, чтобы напоминал ваш друг:
Говорящего попугая;
Ласковую кошку;
Злую, но верную вам овчарку
Обработка и интерпретация результатов
В таблице приведены баллы за варианты ответов на каждый вопрос.
№ вопроса | Варианты ответов |
а | б | с |
1 | 4 | 5 | 3 |
2 | 5 | 0 | 3 |
3 | 5 | 4 | 0 |
4 | 5 | 4 | 2 |
5 | 5 | 0 | 3 |
6 | 5 | 3 | 0 |
7 | 4 | 3 | 5 |
8 | 5 | 3 | 1 |
9 | 3 | 3 | 5 |
10 | 1 | 4 | 4 |
Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
37-49 –Вы хороший, настоящий друг – внимательный, великолепный, верный, полный сочувствия, но рабски преданный. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы готовы уделить время тому, чтобы попытаться их понять
27-36 – Выспособны быть хорошим другом, но в определенных рамках вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Если вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе. Вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
13-26 – Вы человек, который берет все и нечего не дает. И если друзья намереваются вас о чем-нибудь попросить, вы уходите в кусты, поэтому настоящих друзей у вас немного, только узкий круг почитателей, которых привлекает какое-то ваше качество.
2. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1 Слайд 3.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2 Слайд 4.
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Ваши действия. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3 Слайд 5.
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.Ваши действия (Подарок не приму и скажу:«Друга на деньги не купишь».)
Ситуация 4, 5 Видеоролики
Старый друг лучше новых двух
Один за всех и все за одного (Обсуждение картины В. Васнецова «Три богатыря»
4.Упражнение «Я друг»(7мин.)
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
- Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и выберите те качества личности, которые важны для дружбы. Составьте свой образ «Я – друг»
Я=верный, добрый,……
Текст
злобный, верный, принципиальный, эгоистичный, лицемерный (лесть), критичный, прямой, подлый, искренний, ленивый, жадный, добрый, честный, заботливый, завистливый,бескорыстный, щедрый, преданный, трусливый, внимательный, хвастливый, понимающий, требовательный.
Работа в парах.
- Проверьте, все ли качества вы выбрали?
Слайд 11
Для дружбы важно:
- Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
5. Обсуждение вопроса для чего нужны друзья? (3 мин.)
- А для чего нужны друзья?
Учитель обобщает ответы детей.
- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.
Слайд 15
Рефлексия (2мин)
- Слайд 16
ПЕСОК И КАМЕНЬ
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Слайд 17
Прочитать
1.https://deti-online.com/skazki/rasskazy-gaydara/timur-i-ego-komanda/
А. Гайдар «Тимур и его команда»
2.http://www.stihi-rus.ru/1/Mihalkov/36.htm С.Михалков «Мой друг»
3. http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=14631 С. Михалков. «Хороший человек»