Классный час «Гражданин и обыватель»
Класс: 10 класс
Классный руководитель: Стаценко И.В.
Цель: формирование начального представления о поведении гражданина в обществе; показать, чем различаются гражданин и обыватель; обобщить представление учащихся о гражданственности.
Задачи:
-
воспитывать патриотические убеждения и прививать общегражданские ценности;
-
формировать чувство гражданской ответственности, общественной активности.
Ход классного часа
I ЭТАП: МОТИВАЦИОННЫЙ
А. Подумай, как бы ты поступил в следующих ситуациях:
а) загорелся соседний лес или дом;
б) человек, оказавшийся в беде, попросил деньги;
в) потребовалась кровь для раненого;
г) необходимо сходить пешком за 10 км и принести лекарство для постороннего человека;
д) в разговоре оскорбительно отозвались о твоей стране.
Б. Теперь представь, что точно такие же решения принял другой человек, но:
а) загорелся твой дом;
б) в беде оказался ты, и деньги понадобились тебе;
в) кровь понадобилась для тебя;
г) в лекарстве нуждаешься ты;
д) оскорбили тебя самого.
Подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
2) Разгадайте слова
ждагранин
ваотельбы
3) Появляется эпиграф урока
Эпиграф урока:
"Поэтом можешь ты не быть,
А гражданином быть обязан".
Н.Некрасов
Все мы растем и взрослеем в одинаковых условиях. Однако, почему-то одни люди становятся созидателями, другие – разрушителями, а третьи – сторонними наблюдателями.
Задумывались ли вы, к какой категории людей относитесь?
Важно ли это знать?
Нужно ли вам для себя ответить на вопрос: гражданин вы или обыватель?
Кто такой «Гражданин» зрения?
Что не так с обывателем, если к нему нельзя в полной мере применить понятие «гражданин»?
Сформулируйте тему нашего классного часа. Сформулируйте цель нашей работы.
II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ
Давайте определимся с терминами
ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь со статьями Конституции РФ и обсудите их в группах.
Раздаточный материал
-
группа.Какой смысл вы вкладываете в понятие«гражданин»?
Гражданин– 1) в юридическом (правовом) смысле – лицо, обладающее правом гражданства. Говоря ина- че, это принадлежность лиц к государству.
Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их – гражданина и государства – взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином – значит иметь опре- деленную правоспособность, т.е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обременен- ным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией – основным законом, а также другими правовыми документами.
Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспе- чить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны;
2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть граж- данином – значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответст- венностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем же- лании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов про- явить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посягательств.
-
группа.На основании Конституции Российской Федерации определите права гражданина.
-
группа.На основании Конституции Российской Федерации определите обязанности гражданина.
Приложение. (Из Конституции Российской Федерации)
Статья 17.
-
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина со- гласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
-
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
-
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 19.
-
Все равны перед законом и судом.
-
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи- тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так- же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам со- циальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
-
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защи- ту своей чести и доброго имени.
Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленным законом, или на основании судебного решения.
Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Дискуссия
-
Какие значения слова «гражданин» вам известны?
-
Кого из выдающихся липчан вы знаете?
-
Означает ли, что гражданин – это только выдающаяся личность, например композитор, полко- водец, ученый?
-
Что такое гражданский поступок?
-
А вы, ребята, совершали гражданский поступок?
-
Все ли люди способны совершить гражданский поступок?
-
Какие черты гражданина я вижу в себе?
-
Какие черты обывателя я нахожу в себе?
В ходе дискуссии педагог на доске записывает результаты обсуждения, выделяя главные составляющие понятий «гражданин» и «обыватель». Систематизация может выглядеть таким образом:
Черты гражданина | Черты обывателя |
-
готовность защищать Родину; -
чувство тревоги за судьбу страны; -
стремление сделать жизнь более справедли- вой; -
чувство долга; -
чувство чести; -
милосердие; -
чувство ответственности | |
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть!» (К.Гельвеций)
Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, зависит от меня самого, от того, какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города (поселка), гражданина Рос- сии, человека демократического общества.
И сейчас мы постараемся разработать программу саморазвития «Моя гражданская позиция».
ЗАДАНИЕ 2. В группах обсудить одно из направлений программы саморазвития «Моя гражданская пози ция».
1 группа Я – будущий семьянин
2 группа Я – достойный житель своего города
3 группа Я – гражданин России
Дискуссия программ
На занятии мы убедились, что быть гражданином означает быть человеком с активной жизненной позицией, которому небезразличны актуальные проблемы страны, который с уважением относится к национальным символам, знает историю своего города, страны.
В качестве домашнего задания предлагается памятка по работе с понятиями и самооценке.
Список литературы
Я – ЛИПЧАНИН /Методическое пособие для классных руководителей 1-11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка / Издание первое.