СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Гражданин или обыватель?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект класснго часа для 10 класса "Гражданин или обыватель".

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Гражданин или обыватель?"»

Классный час «Гражданин и обыватель»

Класс: 10 класс

Классный руководитель: Стаценко И.В.

Цель: формирование начального представления о поведении гражданина в обществе; показать, чем различаются гражданин и обыватель; обобщить представление учащихся о гражданственности.

Задачи:
  • воспитывать патриотические убеждения и прививать общегражданские ценности;

  • формировать чувство гражданской ответственности, общественной активности.



Ход классного часа

I ЭТАП: МОТИВАЦИОННЫЙ

А. Подумай, как бы ты поступил в следующих ситуациях:

а) загорелся соседний лес или дом;

б) человек, оказавшийся в беде, попросил деньги;

в) потребовалась кровь для раненого;

г) необходимо сходить пешком за 10 км и принести лекарство для постороннего человека;

д) в разговоре оскорбительно отозвались о твоей стране.

Б. Теперь представь, что точно такие же решения принял другой человек, но:

а) загорелся твой дом;

б) в беде оказался ты, и деньги понадобились тебе;

в) кровь понадобилась для тебя;

г) в лекарстве нуждаешься ты;

д) оскорбили тебя самого.

 Подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

2) Разгадайте слова

ждагранин

ваотельбы

3) Появляется эпиграф урока

Эпиграф урока:

"Поэтом можешь ты не быть,

А гражданином быть обязан".

Н.Некрасов

Все мы растем и взрослеем в одинаковых условиях. Однако, почему-то одни люди становятся созидателями, другие – разрушителями, а третьи – сторонними наблюдателями.

Задумывались ли вы, к какой категории людей относитесь?

Важно ли это знать?

Нужно ли вам для себя ответить на вопрос: гражданин вы или обыватель?

Кто такой «Гражданин» зрения?

Что не так с обывателем, если к нему нельзя в полной мере применить понятие «гражданин»?

Сформулируйте тему нашего классного часа. Сформулируйте цель нашей работы.

II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Давайте определимся с терминами

ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь со статьями Конституции РФ и обсудите их в группах.

Раздаточный материал
  1. группа.Какой смысл вы вкладываете в понятие«гражданин»?

Гражданин– 1) в юридическом (правовом) смысле – лицо, обладающее правом гражданства. Говоря ина- че, это принадлежность лиц к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их – гражданина и государства – взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином – значит иметь опре- деленную правоспособность, т.е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обременен- ным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией – основным законом, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспе- чить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны;


2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть граж- данином – значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответст- венностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем же- лании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов про- явить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посягательств.



  1. группа.На основании Конституции Российской Федерации определите права гражданина.



  1. группа.На основании Конституции Российской Федерации определите обязанности гражданина.

Приложение. (Из Конституции Российской Федерации)

Статья 17.
  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина со- гласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19.
  1. Все равны перед законом и судом.

  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи- тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так- же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам со- циальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защи- ту своей чести и доброго имени.

Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленным законом, или на основании судебного решения.

Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Дискуссия



    • Какие значения слова «гражданин» вам известны?

    • Кого из выдающихся липчан вы знаете?

    • Означает ли, что гражданин – это только выдающаяся личность, например композитор, полко- водец, ученый?

    • Что такое гражданский поступок?

    • А вы, ребята, совершали гражданский поступок?

    • Все ли люди способны совершить гражданский поступок?

    • Какие черты гражданина я вижу в себе?

    • Какие черты обывателя я нахожу в себе?



В ходе дискуссии педагог на доске записывает результаты обсуждения, выделяя главные составляющие понятий «гражданин» и «обыватель». Систематизация может выглядеть таким образом:


Черты гражданина

Черты обывателя

  • готовность защищать Родину;

  • чувство тревоги за судьбу страны;

  • стремление сделать жизнь более справедли- вой;

  • чувство долга;

  • чувство чести;

  • милосердие;

  • чувство ответственности

  • стремление уйти от ответственности;

  • лень;

  • пассивность








«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть!» (К.Гельвеций)

Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, зависит от меня самого, от того, какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города (поселка), гражданина Рос- сии, человека демократического общества.

И сейчас мы постараемся разработать программу саморазвития «Моя гражданская позиция».

ЗАДАНИЕ 2. В группах обсудить одно из направлений программы саморазвития «Моя гражданская пози ция».

1 группа Я – будущий семьянин

2 группа Я – достойный житель своего города

3 группа Я – гражданин России

Дискуссия программ

На занятии мы убедились, что быть гражданином означает быть человеком с активной жизненной позицией, которому небезразличны актуальные проблемы страны, который с уважением относится к национальным символам, знает историю своего города, страны.

В качестве домашнего задания предлагается памятка по работе с понятиями и самооценке.



Список литературы

Я – ЛИПЧАНИН /Методическое пособие для классных руководителей 1-11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка / Издание первое.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!