СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «HOMO LEGENS, или человек читающий»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание уважительного отношения к книге, к знаниям

Задачи:

1.     Расширить кругозор детей

2.     Формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция

3. Побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию

4. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования

Просмотр содержимого документа
«Классный час «HOMO LEGENS, или человек читающий»»

МБОУ Пригорская СШ













Классный час

«HOMO LEGENS, или человек читающий»











Подготовлено и проведено

классным руководителем,

учителем русского языка

и литературы





2019 год

Тема: «HOMO LEGENS, или человек читающий»

Цель: воспитание уважительного отношения к книге, к знаниям

Задачи:

1.     Расширить кругозор детей

2.     Формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция

3. Побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию

4. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования

Участники: учащиеся 9 класса

Ход мероприятия

1. Вступительное слово "Самая лучшая система информации"

Мы живём в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, учёные всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашёл самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал её свойства:

  • "Первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

  • "Второе: портативность - для её использования не нужны никакие портативные устройства;

  • "Третье: надёжность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнёс: "Надеюсь, вы понимаете, что речь идёт о…" Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов?

Да, речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надёжный источник информации.

2. Проблемный вопрос: "Станет ли книга пережитком прошлого?"

Книга-это ещё и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации-кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрёт. С появлением Интернета любителей книжек стало ещё меньше, кажется, ещё чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но… Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему.

3. Книжная викторина

Книга-это такой предмет, который все знают с детства. Для них она стала близким другом, а для других до сих пор остаётся таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чём я говорю.

1.Так называется заглавие книги, а так же страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)

2.Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (факсимиле)

3.Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

4.Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)

5.Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага

6.Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

7.Сотрудник, который исправляет все ошибки и опечатки в книге. (Корректор)

8.Бумажная дополнительная обёртка поверх переплёта, которая украшает книгу и защищает её от загрязнения. (Суперобложка)

9.Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)

10.Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

11.В XV в. В Европе появилась первая печатная книга. Кто был её создателем? (Иоганн Гуттенберг)

12.В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)

13.Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. За один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона "Корсар"! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестселлер)

4. Интерактивная беседа по теме "Круг чтения"

Я хочу представить вашему вниманию высказывание известного писателя Оскальда Уальда: «Уровень культуры человека определяется не тем, что он читает, а тем, что он не читает».

Мне кажется, это очень точное и остроумное замечание, которое касается круга чтения каждого из нас. У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть ещё любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О.Уальд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?

А как вы формируете круг своего чтения, что нужно читать, а чего читать не стоит?

5. Рассказы детей по теме "Мои любимые книги"

Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: "Эта книга перевернула всю мою жизнь". Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребёнком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля "Красное и чёрное". Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

- Я ликовал, - вспоминал учёный, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии.

Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток начал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошёл у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из учёных так скажет потом о Льве Ландау: "Да, он умел держать себя в узде. Ни в чём не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это, несомненно". Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя?

6. Чтение и обсуждение еврейской притчи «Зачем учиться».

Однажды к раввину Нафтали постучали. Нафтали открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил:

— Ты зачем пришёл?

— Я пришёл учиться у тебя, — ответил человек.

Нафтали захлопнул дверь и сказал:

— Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание.

— Но почему же? — спросила Нафтали его жена. — Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего.

— Те, кто интересуется изучением Писания, по большей части, глупы. Они хотят "спрятаться", — сказал Нафтали.

На другой день постучал другой человек. Нафтали открыл дверь и спросил:

— Почему ты здесь? Чего тебе надо?

— Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, — ответил тот.

— Проваливай, — сказал Нафтали. — Ты ошибся дверью.

Жена была поражена:

— Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное. Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему?

— Тот, кто не знает сам себя, — сказал Нафтали, — не может никому служить. От его служения в итоге — одно несчастье.

На третий день постучал ещё один человек. Нафтали открыл дверь и спросил:

— А тебе чего?

— Я очень глуп, — ответил тот. — Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого?

Нафтали поцеловал его и сказал:

- Входи. Я жду тебя.

Вывод: Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему. Все наши знания нам пригодятся.

 Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила   аргументы в пользу чтения:

1. Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать.  Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3.  Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

4. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других народах, о, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

5. Книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где кривда, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

6. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

7. Заключительное слово учителя: Сейчас во всём мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять креативность.

Скоро вы будете определять своё место в жизни и свою креативность будете проявлять не в играх, а в настоящем деле. И от вас будет зависеть, кем вы станете в своём деле - ремесленником или артистом

Главное - помните, что книга – это ваш верный друг и помощник на пути к саморазвитию.

Стремление к успешной жизни нужно постоянно стимулировать, а также предпринимать любые действия для выполнения шагов к улучшению своего положения.

Начинать нужно не с трудовых вкладов, а с обучения, ведь богатый человек – это не только владелец «толстого» кошелька, но и умный, образованный и начитанный профессионал в определенной области.

Книги для успешных людей

  • многие люди не используют весь свой потенциал из-за различных страхов, преодолеть их будет намного проще после прочтения книги Джона Вон Эйкена «Никогда не сдавайся»;

  • неудачи в жизни нужно воспринимать правильно, ведь они учат нас действовать правильно, а на эту тему была написана книга «Законы успеха» Наполеоном Хиллом;

  • один из популярнейших авторов книг для людей, желающих добиться финансового благополучия это Дейл Карнеги, советуем прочитать его книгу «Как перестать беспокоиться и начать жить»;

  • известный человек, который заработал свои миллионы на инвестициях Ричард Брэнсон, написал интересную книгу о своем успехе «К черту всё, берись и делай»;

  • всем, кто хочет преодолеть барьеры на пути к успешной жизни, необходимо прочитать «Думай, и богатей» от автора Наполеона Хилла;

  • лидерские качества необходимы всем предпринимателям, чтобы развить их в себе используйте книгу Радислава Гандапаса «Харизма лидера»;

  • у Дейла Карнеги есть много полезных книг, пополняем этот список ещё одной его работой «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»;

  • мотивация помогает успешным людям бороться с ленью, а научиться мотивировать себя можно благодаря книге «Пробуй — получится» от автора Сета Година;

Сделать первый шаг всегда труднее всего. Развивайтесь и учитесь быть успешным у тех, кто уже этого добился.

8. Рефлексия.

Учитель: Какое настроение осталось у вас после классного часа? Изменилось ли у вас отношение к книге и к чтению?







Литература:

  1. Классные часы / Авт-сост. А.В. Давыдов. – М.: ВАКО, 2016.

  2. https://infourok.ru/klassniy-chas-chtenie-put-k-uspehu-1181774.html

  3. https://infourok.ru/chudo-imya-kotoromu-kniga-klassniy-chas-1170447.html





































САМОАНАЛИЗ классного часа

«HOMO LEGENS, или человек читающий» (9 класс)

Основные характеристики мероприятия

Краткая характеристика класса: в классе 20 учащихся (1 находится на домашнем обучении), 14 мальчиков и 6 девочек. Все они обучаются в 9 классе. Уровень познавательной активности средний.

Тема: «HOMO LEGENS, или человек читающий»

Цель: воспитание уважительного отношения к книге, к знаниям

Задачи:

1.     Расширить кругозор детей

2.     Формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция

3. Побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию

4. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования

Время и место проведения: Мероприятие проводилось на классном часе после уроков; продолжительность беседы – 45 мин.

I. Целенаправленность

Мероприятие «HOMO LEGENS, или человек читающий» интеллектуальную направленность. Реализация цели мероприятия предполагала развитие коммуникативных и социальных навыков учащихся, навыков самоанализа и саморегуляции, расширение кругозора детей. Следовательно, мероприятие соответствовало общей цели современного воспитания – формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Цель мероприятия была сообщена учащимся в начале классного часа после того, как школьники на основе предложенной проблемной ситуации сами определили тему предстоящего разговора.

При выборе темы мероприятия и постановке его цели и выборе задач учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Для старшеклассников в целом характерен интерес к проблемным вопросам.

II. Содержание

Как уже было отмечено, выбранная для мероприятия тема актуальна для учащихся в силу их возрастных особенностей.

При разработке мероприятия обращалось внимание на то, чтобы сделать содержание беседы доступным и увлекательным для учащихся. Это достигалось за счёт простоты языка, подбора интересных примеров, установления связей с жизненным опытом учащихся.

Большая часть информации являлась новой для школьников, поэтому вызывала их живой непосредственный. В целом содержание мероприятия расширяет кругозор школьников, формирует положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция, побуждает к чтению, саморазвитию, самообразованию, создает положительный (привлекательный) образ образованного человека.

III. Методика проведения

Для проведения мероприятия «HOMO LEGENS, или человек читающий» была выбрана форма беседы, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, класс расположен к доверительному, дружескому общению с учителем, обсуждению различных вопросов нравственного, этического, психологического характера. Во-вторых, мероприятие давало возможности тренировать навыки участия в совместном диалоге, доказательства своей точки зрения, построения монолога на заданную тему. В соответствии с выбранной формой мероприятия использовались такие методы и приёмы как слово учителя, викторина, проблемные вопросы, дискуссия. Выбор беседы как формы проведения классного часа обусловил использование преимущественно фронтальной работы.

Активность и самостоятельность участников в ходе мероприятия поддерживалась благодаря таким средствам активизации внимания как вопросы по содержанию беседы, реплики учителя, направляющие внимание и побуждающие к размышлению. Оживленному течению беседы способствовали общий доброжелательный тон разговора и положительной эмоциональный настрой учителя.

Мероприятие было подготовлено учителем, от учащихся специальная подготовка не требовалась. Учитель играл ведущую роль в мероприятии, что связано со спецификой выбранной формы проведения.

IV. Результативность

Определить уровень реального достижения целей мероприятия на данный момент достаточно сложно, поскольку для этого требуется продолжительное наблюдение за поведением учащихся. Ориентируясь на реакцию школьников во время беседы, их выводы можно говорить о том, что цели мероприятия достигнуты на среднем уровне. Учащиеся согласны с тем, что книги должны являться неотъемлемой частью жизни человека

Можно говорить о положительном отношении детей к мероприятию. Школьники с интересом слушали учителя, активно участвовали в беседе, спорили, приводили примеры, задавали вопросы.

Классный руководитель: _____________ (Т.И. Соркина)