СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "И дети тоже победили в той войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для классного часа ко дню Победы

Просмотр содержимого документа
«текст»

«И дети тоже победили в той войне»: час мужества (Средний возраст)

2 слайд

Сможем ли мы понять, как жили дети во время Великой Отечественной войны?

Им, детям военного лихолетья, пришлось в полной мере хлебнуть горя, вынести на своих плечах все тяготы военной поры.

3 слайд

22 июня 1941 года прозвучали слова, бьющие прямо в сердце.

«Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение.

Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы нашего государства».

4 слайд

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда

Была земля и жесткой и метельной

Была судьба у всех людей одна

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…

5 слайд.

Майор привёз мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку.

Седой мальчишка на лафете спал.


6-8 слайд

в тылу врага

9 слайд

На запад, на фронт шли эшелоны с наскоро сформированными полками, а обратно на Восток, теплушки с беженцами – женщинами с детьми на руках. Малыши хотели, есть и пить, они не понимали, что происходит и плакали.


Эшелоны шли тогда к востоку,

Молча шли, без света и воды,

Полные внезапной и жестокой,

Горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила,

И рвалась из материнских рук,-

Показалась ей такой красивой

И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

И толпа, к посадке торопясь.

Куклу затоптала у теплушки

В жидкую струящуюся грязь

10 слайд

Могли ли дети помочь фронту?

В 6 лет Ада уже знала, что такое война. Мама Ады работала в эвакуированной больнице главврачом, приходила поздно. Девочка терпеливо ждала маму и мечтала о кукле. Она накопила деньги на куклу, но в последний момент отдала деньги на танк. И через газету обратилась к другим детям: «Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы и они отдавали деньги на танк. Мы назовём его «Малютка».

Письмо было опубликовано, и в редакцию посыпались конверты с неровным детским почерком.

Танк действительно был куплен, и его назвали «Малютка». Этот танк вручили девушке – водителю из Одессы Кате Петлюк. Экипаж танка громил фашистов под Сталинградом

11 слайд

29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся с призывом: наравне с отцами и матерями, работать для фронта.

На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения.

12 слайд

Как помогали фронту 12-летние дети?

Всё для фронта! Всё для победы!» – стало девизом 12-летних мальчишек и девчонок огненных сороковых…

Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.

13-14 слайд:

Дети в тылу вместо отцов

Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

15 слайд:

Дети для Победы

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

16 слайд

Некоторые ребята оканчивали кратковременные курсы, и их забрасывали с разведовательно-подрывной деятельностью в тыл врага. Многие из них были совсем юные, почти дети.


17 слайд:

Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве.

В Ленинграде за время блокады погибло 700 тысяч человек

18 слайд:

Зимой 1941- 42 гг. Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества.

От голода люди умирали прямо на улицах.

В день рабочие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.


“125 блокадных грамм… С огнём и кровью пополам”

(О.Бергольц)

19 слайд:

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму,

и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Сжатые, лаконичные записи:


Женя умерла 28 декабря 1941г

Бабушка умерла 25 января 1942 г.

Лека -17 марта 1942г.

Дядя Вася – 13 апреля 1942 г.

Дядя Леша – 10 мая 1942 г.

После смерти мамы Таню вывезли на Большую землю.

Последняя запись в дневнике:

«Савичевы умерли. Умерли все».

Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом.

Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: "Мне было 5–6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".


20 слайд:

Как жили дети на оккупированной врагом территории?

Они вынуждены были уйти из своих домов в землянки, умирали от голода и холода. Они могут рассказать, о том, как гитлеровцы вешали, расстреливали, сжигали заживо целые деревни по поводу и без повода. Как это случилось с деревней Хатынь.

Немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!"

Война отучила этих детей плакать. Вспоминает Валентина Ивановна: "Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

21 слайд:

Их угоняли в Германию на принудительные работы, превращали в рабов;

Их сжигали заживо в крематориях;

Морили голодом

В концлагерях проводили на них опыты;

22-23 слайды:

В фашистских лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. Нельзя верить тому, что уезжали работать добровольно. Такая добрая «воля» сопровождалась дулом автомата в спину. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

24 слайд:

Марат Казей

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

25 слайд:

Валя Котик

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

26 слайд:

В нашей стране немало памятников, воздвигнутых в память о той страшной войне. Есть памятники и детям – героям войны и труженикам тыла, жертвам концлагерей. Но ничто не заменит родителям, стране погибших детей.

27 слайд:

13 миллионов детских жизней унесла коричневая чума фашизма. Не зря вторую мировую войну называют самой кровавой войной в истории человечества. Этого не должно повториться.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

28 слайд:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!