«И дети тоже победили в той войне»: час мужества (Средний возраст)
2 слайд
Сможем ли мы понять, как жили дети во время Великой Отечественной войны?
Им, детям военного лихолетья, пришлось в полной мере хлебнуть горя, вынести на своих плечах все тяготы военной поры.
3 слайд
22 июня 1941 года прозвучали слова, бьющие прямо в сердце.
«Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение.
Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы нашего государства».
4 слайд
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на маленькие плечи
Огромная не детская беда
Была земля и жесткой и метельной
Была судьба у всех людей одна
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война…
5 слайд.
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку.
Седой мальчишка на лафете спал.
6-8 слайд
в тылу врага
9 слайд
На запад, на фронт шли эшелоны с наскоро сформированными полками, а обратно на Восток, теплушки с беженцами – женщинами с детьми на руках. Малыши хотели, есть и пить, они не понимали, что происходит и плакали.
Эшелоны шли тогда к востоку,
Молча шли, без света и воды,
Полные внезапной и жестокой,
Горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила,
И рвалась из материнских рук,-
Показалась ей такой красивой
И желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
И толпа, к посадке торопясь.
Куклу затоптала у теплушки
В жидкую струящуюся грязь
10 слайд
Могли ли дети помочь фронту?
В 6 лет Ада уже знала, что такое война. Мама Ады работала в эвакуированной больнице главврачом, приходила поздно. Девочка терпеливо ждала маму и мечтала о кукле. Она накопила деньги на куклу, но в последний момент отдала деньги на танк. И через газету обратилась к другим детям: «Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы и они отдавали деньги на танк. Мы назовём его «Малютка».
Письмо было опубликовано, и в редакцию посыпались конверты с неровным детским почерком.
Танк действительно был куплен, и его назвали «Малютка». Этот танк вручили девушке – водителю из Одессы Кате Петлюк. Экипаж танка громил фашистов под Сталинградом
11 слайд
29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся с призывом: наравне с отцами и матерями, работать для фронта.
На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения.
12 слайд
Как помогали фронту 12-летние дети?
Всё для фронта! Всё для победы!» – стало девизом 12-летних мальчишек и девчонок огненных сороковых…
Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.
13-14 слайд:
Дети в тылу вместо отцов
Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
15 слайд:
Дети для Победы
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
16 слайд
Некоторые ребята оканчивали кратковременные курсы, и их забрасывали с разведовательно-подрывной деятельностью в тыл врага. Многие из них были совсем юные, почти дети.
17 слайд:
Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве.
В Ленинграде за время блокады погибло 700 тысяч человек
18 слайд:
Зимой 1941- 42 гг. Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества.
От голода люди умирали прямо на улицах.
В день рабочие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.
“125 блокадных грамм… С огнём и кровью пополам”
(О.Бергольц)
19 слайд:
Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму,
и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Сжатые, лаконичные записи:
Женя умерла 28 декабря 1941г
Бабушка умерла 25 января 1942 г.
Лека -17 марта 1942г.
Дядя Вася – 13 апреля 1942 г.
Дядя Леша – 10 мая 1942 г.
После смерти мамы Таню вывезли на Большую землю.
Последняя запись в дневнике:
«Савичевы умерли. Умерли все».
Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом.
Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: "Мне было 5–6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".
20 слайд:
Как жили дети на оккупированной врагом территории?
Они вынуждены были уйти из своих домов в землянки, умирали от голода и холода. Они могут рассказать, о том, как гитлеровцы вешали, расстреливали, сжигали заживо целые деревни по поводу и без повода. Как это случилось с деревней Хатынь.
Немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!"
Война отучила этих детей плакать. Вспоминает Валентина Ивановна: "Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
21 слайд:
Их угоняли в Германию на принудительные работы, превращали в рабов;
Их сжигали заживо в крематориях;
Морили голодом
В концлагерях проводили на них опыты;
22-23 слайды:
В фашистских лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. Нельзя верить тому, что уезжали работать добровольно. Такая добрая «воля» сопровождалась дулом автомата в спину. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
24 слайд:
Марат Казей
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
25 слайд:
Валя Котик
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
26 слайд:
В нашей стране немало памятников, воздвигнутых в память о той страшной войне. Есть памятники и детям – героям войны и труженикам тыла, жертвам концлагерей. Но ничто не заменит родителям, стране погибших детей.
27 слайд:
13 миллионов детских жизней унесла коричневая чума фашизма. Не зря вторую мировую войну называют самой кровавой войной в истории человечества. Этого не должно повториться.
Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…
28 слайд:
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.