Тема классного часа: «И не покинет сердце доброта…»
Цели: создать условия для развития у обучающихся чувства доброты и потребности совершать добрые поступки.
Задачи: - расширить знания школьников о проявлениях доброты, о её роли в жизни каждого человека;
- формировать у учащихся стремление совершать добрые дела;
- познакомить обучающихся с известными людьми, творящими добро;
- развивать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим.
Оборудование:
Ход классного часа.
1. Вступительное слово. Эмоциональный настрой на тему классного часа. (Слайд 1)
- Добрый день, ребята и уважаемые гости.
- Я хотела бы начать наш классный час со стихотворения Генриха Акулова. (Слайд 2)
***
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого «спасибо» не ждут.
- Я думаю, что эти строки не оставили вас равнодушными.
2. Определение темы и задач классного часа.
1) - Определите главную тему нашего классного часа. О чем мы сегодня будем говорить?
2) Упражнение «Импульс доброты» (Слайд 3)
- Вставайте в круг. Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь добром. А теперь откройте глаза, возьмитесь за руки и передайте импульс доброты своим одноклассникам.
3) Упражнение «Ассоциации» (Слайд 4)
- Назовите имя существительное, которое ассоциируется у вас со словом «доброта». С каким цветом у вас ассоциируется доброта? А как звучит доброта?
4) - Сегодня наш разговор пойдет о доброте и добрых поступках. И девизом нашего классного часа пусть станут слова известного писателя Марка Твена «Доброта – это, то что может увидеть слепой и услышать глухой». Как вы понимаете эти слова? (Слайд 5)
- Да, доброту действительно можно почувствовать сердцем. И та частичка доброты, которую мы получаем от других людей живет в наших сердцах. И та доброта, которую творим мы, тоже рождается в наших сердцах. И тема нашего классного часа так и звучит «И не покинет сердце доброта…» (Слайд 6)
- А мы с вами будем говорить о тех людях, которые несут добро людям. А еще будем учить друг друга совершать добрые поступки.
3. Доброта в литературе.
1) Пословицы и поговорки. Работа в группах. (Слайд 7)
- У всех народов мира существует множество пословиц и поговорок о доброте и добрых поступках. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа собирает пословицы и объясняет их значение.
Жизнь дана | а злое калечит. |
Доброе слово лечит, | а его добрые дела. |
За добро | кто добра не творит никому. |
Худо тому, | добром плати. |
Не одежда красит человека | добро творит в молчании. |
Кто добр поистине, | на добрые дела. |
2) Герои сказок.
- Все дети любят сказки. И это неслучайно, потому что сказочные герои тоже творят доброту. (Слайд 8)
– Ребята, я предлагаю вам вспомнить эти сказки. Назовите сказочного героя, название и автора сказки и вспомните, какие добрые поступки совершили герои.
Герой этого произведения говорил такие волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» (В.Катаев.« Цветик – семицветик»). (Слайд 9)
Женщина ахнула от восхищения, потому что внутри цветка, среди его лепестков, сидела крошечная девочка, ростом не больше дюйма. (Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»). (Слайд 10)
Этот герой сказки был превращён гномом в маленького человечка и совершил удивительное путешествие с дикими гусями? (С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). (Слайд 11)
3) Стихи о доброте. (Слайд 12)
- Поэты также уделяют большое внимание в своих произведениях теме доброты. Предлагаю вспомнить и рассказать такие стихотворения. (3 стихотворения на выбор детей)
4. Расширение знаний детей о проявлениях доброты. Сообщения обучающихся.
- Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
- Ребята, а вы знаете, что в мире празднуется день спонтанного проявления доброты? (Слайд 13)
1) Сообщение ученика.
-Этот праздник отмечают «всем миром» 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно.
В 1998 году в Токио состоялась первая конференция Всемирного движения за доброту. В этом мероприятии приняли участие Япония, Австралия, Великобритания, США, Канада, Сингапур и Таиланд. Они-то и решили, что такой праздник будет отмечаться 17 февраля. Позднее к движению присоединились многие европейские страны, в том числе и Россия.
2) – Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые оказывают благотворительную помощь престарелым людям, инвалидам, бездомным, сиротам? (Слайд 14)
- Этих людей называют волонтёрами от английского слова volunteer – добровольный помощник.
- А как называются организации, которые оказывают бесплатную помощь всем нуждающимся? (Слайд 15)
- Да, благотворительные. Их существует по всему миру сотни тысяч. Они стараются затронуть каждую сторону жизни: по защите природы, животных, бездомных людей, инвалидов, одиноких престарелых людей и т.д. Они собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, работают в больницах, приютах для животных и т.д.
- И ребята хотели бы рассказать вам об известных людях, которые посвятили свою жизнь благотворительной деятельности.
3) Сообщение о Матери Терезе. (Слайд 16)
«Я хотела бы вам рассказать об одном из добрейших людей нашей планеты. Это Мать Тереза, основавшая «Благотворительную Миссию»
Её звали Агнесса Гонджа. Она родилась в семье албанского торговца в 1910 году. Её родители были людьми очень религиозными. Мать научила детей молиться, любить и помогать другим людям. Это были первые уроки доброты для маленькой Агнессы.
Но когда девочке было 9 лет, их отец умер. Тем не менее, мать Агнессы не сдавалась, открыла собственное дело и, потихоньку, их семейный бизнес наладился. Это был второй жизненный урок, полученный от матери: пусть жизнь трудна – ты должен по ней карабкаться вверх, к вершине. 12-летняя девочка твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным.
В 1928 году Агнесса оставила семью, чтобы стать монахиней. Она уехала в Индию, где 20 лет преподавала географию в Калькуттском институте Св. Марии, директором которого потом стала.
Она основала больницу для бедных. Единственная цель всей этой затеи была в том, чтобы окружить умирающего бедняка любовью. И заботой. Он теперь знал: он не один. О нем не забыли. Он нужен. Он – в лучах любви. Старый, уродливый, увечный – любимый. И тогда умирать не страшно.
Сестры собирали не только умирающих, но и младенцев, которых отыскивали в больницах, в тюрьмах. Ни от одного младенца мать Тереза не отказалась. 10 тысяч прокаженных нашли убежище в лепрозории матери Терезы.
На выделенной правительством Индии территории устроен целый "Город Мира", где несчастных не только спасают, но обучают ремеслам – так, чтобы они могли прокормить себя, а не просить подаяния.
Невероятная албанская старушка устроила подвижные клиники, которые ездят по всему свету и оказывают помощь прокаженным. Она создала приюты для больных. Она поспевала везде. В ее клиниках и приютах используются самые лучшие лекарства – искренняя улыбка, доброе слово и любовь.
В 1979 году она получила Нобелевскую премию мира. Всю ее она вложила в свою миссию. Как и прочие деньги, которыми ее награждали.
Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше»
4) Сообщение о Леониде Рошале
- Ребята, а какие благотворительные организации существуют в России?
- О следующем известном человеке вы тоже наверняка слышали.
Я хочу вам рассказать об удивительном человеке – Леониде Михайловиче Рошале. (Слайд 17)
Это всемирно известный детский хирург, директор Московского научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Он доктор медицинских наук, профессор.
Рошаль отправлялся в Афганистан, в Турцию и в Индию для оказания помощи детям, пострадавшим в результате землетрясения, руководил бригадой детских врачей.
В 2002 году бригада скорой помощи Рошаля работала в Каспийске, где в результате теракта 9 мая 2002 года пострадало много людей. В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими здание Театрального центра на Дубровке. Благодаря участию Рошаля из здания были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.
15 января 2015 года Леонид Рошаль выступил в поддержку прекращения боевых действий на Украине, осмотрев восьмилетнего мальчика Ваню Воронова, пострадавшего в результате обстрела Донбасса.
Журналисты назвали Рошаля Детским доктором мира. Леонид Михайлович имеет много российских и мировых наград. Он получил титулы "Гордость России", "Человек года", "Персона года". Владимир Путин вручил Рошалю орден Мужества - за самоотверженность, проявленную при спасении заложников.
- Думаю, что вы еще много могли бы назвать имен известных людей, которые занимаются благотворительностью.
4. Обобщение личного опыта по теме классного часа.
1) Создание панно «Наполни сердце добротой»
- Но чтобы помогать всем, оказавшимся в нелегкой ситуации, необязательно быть известным и влиятельным человеком. Ведь доброта определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. А этому люди учатся с самого детства.
- У нас в школе хорошо развито волонтерское движение. Например, ученики 6 «Д» и 7 «Б» классов постоянно оказывают посильную помощь Энгельсскому дому престарелых, приюту для бездомных животных «Верный пес». (Слайд 18)
- Мы с вами тоже принимаем активное участие в благотворительных акциях. Это такие акции, как «Тепло наших рук», «Дай лапу человек», «Дети - детям», «Новогодний подарок другу» и много других.
- Ребята, а как вы думаете, как часто нужно совершать добрые дела? Может быть нужно выделять специально время на добрые поступки?
- Я с вами совершенно согласна, что доброта – понятие круглосуточное, и невозможно ее вписать в режим своего дня. Добрые поступки идут от сердца и совершаются тогда, когда они необходимы окружающим. И я просто уверена, что каждый из вас умеет творить доброту просто по велению сердца.
- Я вас просила в течение предыдущей недели записывать все добрые дела, которые вы совершили. А теперь предлагаю вам оформить в своей группе панно «Наполни сердце добротой». (выполнение работы) (Слайд 19, щелчок)
- Расскажите всем нам, какие же добрые дела вы совершили за прошедшую неделю. (Дети рассказывают о своем панно) (Слайд 20)
2) Анкетирование учащихся
- А сейчас предлагаю вам ответить на небольшую анкету. Отвечать на нее надо «да» или «нет». (Слайд 21)
1. Можно ли заставить человека быть добрым?
2. Согласны ли вы с мнением, что «добротой мир живет»?
3. Можно ли стать добрым лишь на некоторое время?
4. Можно сказать, что доброта — самое большое украшение души?
5. Легко ли быть добрым?
6. Можно сравнить доброту с солнцем?
7. Есть ли у вас желание совершать добрые дела?
- Посчитайте, каких ответов у вас оказалось больше: «да» или «нет».
Если больше ответов «да», то вы стремитесь делать добро. И это очень правильно, ведь оно приносит радость окружающим. Доброта, как волшебные лекарства, способна вылечить от тоски, нужды.
5. Рефлексия. (Слайд 22)
- Ребята, наш классный час приближается к своему завершению. И мне очень хотелось, чтобы в стенах нашего класса осталось напоминание о тех чудесных моментах, которые все мы сегодня испытали, говоря о доброте и добрых поступках. Я предлагаю вам украсить эту веточку добрыми пожеланиями друг другу.
- Можно я начну первой? (завязываю цветную ленточку) Я желаю всем вам надежды, веры, доброты, потому что вы - отзывчивые, справедливые, заботливые. У вас солнечные глаза и горячие добрые сердца. (Дети завязывают ленточки с добрыми пожеланиями)
- Посмотрите, какая радостная получилась у нас веточка доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания пронизаны искренней добротой.
- Я думаю, что ваши сердца никогда не покинет доброта. Доброта – стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье. (Слайд 23, щелчок) И давайте наш сегодняшний разговор закончим песней «Дорога добра»