СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "И.П.Кулибин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка классного часа способствует расширению знаний детей о замечательных русских людях, талантливых изобретателях, трудившихся во славу России

Просмотр содержимого документа
«Иван Петрович Кулибин»



МКОУ СОШ с.Преображенка







Тема общешкольного классного часа:

«Иван Петрович Кулибин - великий самоучка».























Выполнила:

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ с.Преображенка

Зубкова Е.И.







































«Иван Петрович Кулибин – великий самоучка»

Общешкольный классный час, посвященный изобретателям.

Эпиграф:

«Изобретательство - это такое занятие,

которое вопреки всем суровостям

и жестокостям жизни

спасает и наполняет душу»

И.П. Кулибин

Цель:

  • расширить знания детей о замечательных русских людях, талантливых изобретателях, трудившихся во славу России

Задачи:

  • способствовать формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса;

  • воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;

  • побуждать к участию в кружках технического творчества.

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Чтение наизусть стихов, посвященных изобретателям.

  3. Представление презентации, посвященной Кулибину И.П.

  4. Интерактивная заключительная беседа.



Подготовительная работа с детьми:

        1. Выучить стихи об изобретателях с учениками.

        2. Подготовить газету, посвященную выдающимся изобретателям России

Ход классного часа.





  1. Вступительное слово учителя.

Мы живем в век научно- технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации - результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. Все помнят рассказ Н. Лескова «Левша». Герой рассказа - талантливый русский умелец - самоучка - удивил европейцев своим искусством, обойдя знаменитых заграничных мастеров. Левша - это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике. Это настоящие русские самородки, которые занимались изобретательством на свой страх и риск - покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы. К сожалению, их идеи не всегда получили поддержку на родине. Зачастую слава первенства доставалась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже. Давайте вспомним о тех, кто стоял у самых истоков российской науки и техники, о талантливых мастерах, изобретателях, инженерах, ученых. Иван Иванович Ползунов изобрел первый в мире паровой двигатель. Отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз. Павел Львович Шиллинг, друг Пушкина, построил первый в мире электромагнитный телеграф. Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Ладыгин придумали первую в мире электролампочку. Александр Федорович Можайский сконструировал и сделал первый в мире самолет. Александр Степанович Попов первым в мире сделал радиоприемник. Россия за свою длительную историю подарила миру множество гениальных людей. Достойное место среди них занимает изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин. Имя его давно стало нарицательным - так называют любого предприимчивого и изобретательного человека.

1 чтец: Верхотуров Николай

Когда пришла идея,
Зря времени не трать.
И взрослые, и дети
Должны изобретать!

Болеть не интересно,
Скучней нет ничего.
Изобрести полезно
Лекарство от всего!

Не хочется идти мне,
На кухню кушать торт.
Хочу изобрести я
Тортовый телепорт!

Для моря нужен катер,
Для неба самолет,
Изобрести бы, кстати,
Плавучий везделет.

Не знаем мы причину,
Создания планет.
Но времени машина

На это даст ответ.

Когда пришла идея,
Зря времени не трать.
И взрослые, и дети
Должны изобретать!

Кулибин — гений и мечтатель,
Он — «нижегородский Архимед».
Он — самоучка, изобретатель —
В механике оставил след.

2 чтец: Верхотурова Ксения.



Не стоит в делах прогресс,

Человек вперед идет,

Упрощает он процесс,

Будущее создает.


Каждый чуточку мечтатель,

Пробуй, действуй, не робей,

Так вперед, изобретатель

Новых планов и идей!

Для многих это – чудаки,

Но миру так они нужны,

Изобретают день и ночь,

И могут очень нам помочь:


Они ведь двигают прогресс,

К нему - особый интерес,

Все лучше жить мы все хотим,

Изобретатель! Будь любим!

Какое наслаждение - сидеть, изобретать

И долгими часами в фантазиях блуждать!

Изобретатель двигает науку и прогресс

И ко всему на свете имеет интерес!

Не стоит в делах прогресс,

Человек вперед идет,

Упрощает он процесс,

Будущее создает.


Каждый чуточку мечтатель,

Пробуй, действуй, не робей,

Так вперед, изобретатель

Новых планов и идей!

Задания учащимся:
По ходу просмотра презентации заполните лист качеств Кулибина И.П.

(раздаю таблицу с графами: профессиональные качества, личностные качества).



2. «Иван Петрович Кулибин – талантливый механик – самородок. Биография».

Родился Иван Петрович 21 апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда в семье нижегородского мелкого торговца Петра Кулибина и рано начал интересоваться тем, «как все устроено внутри». В своей комнате он устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся к тому времени приспособления для слесарных, токарных и прочих работ. Вскоре слава о молодом чудо-механике разнеслась по всему Нижнему Новгороду. А если учесть, что нижегородские купцы разъезжались по всей России, а иногда заглядывали в Европу и даже Азию, очень скоро о талантливом самородке прослышали и в других городах и весях. Единственное, что не хватало Ване – так это толковых учебников, но мы помним, что первый российский университет открылся в Санкт-Петербурге только за 11 лет до рождения Кулибина.

Создавая сложнейший механизм первого из своих творений, И. П. Кулибин начал работать именно в той области, которой занимались лучшие техники и учёные того времени, вплоть до великого Ломоносова, уделившего немало внимания работе по созданию точнейших часов. Работа И. П. Кулибина над часами имела большое значение.

В 1767 г. он был представлен Екатерине II в Нижнем-Новгороде, в 1769 г. был вызван в Петербург, снова представлен императрице и получил назначение заведовать мастерскими Академии наук. Кроме часов, он привёз из Нижнего-Новгорода в Петербург электрическую машину, микроскоп и телескоп.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни И. П. Кулибина. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. Иван Петрович Кулибин стал "Санкт-Петербургской Академик механиком".

И. П. Кулибин стал непосредственным продолжателем замечательных трудов Ломоносова, много сделавшего для развития академических мастерских и уделявшего им особенное внимание вплоть до своей кончины в 1765 г.

И. П. Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными.

Проекты изобретенных им судов были разработаны и оригинально, и выгодно. Обстоятельные, трезвые расчёты, произведённые И. П. Кулибиным, характеризуют его как выдающегося экономиста. С другой стороны, они показывают в нём человека, отдававшего все свои силы и помыслы на пользу родине.

Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел, что даже простой перечень их требует немало времени и места.

Сохранилось далеко не всё из написанного И. П. Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось после И. П. Кулибина около двух тысяч. Наброски, описания машин, заметки, тексты, обстоятельнейшие вычисления, тщательно выполненные чертежи, эскизы, тысячи иных записей и графических материалов Ивана Петровича Кулибина показывают, как всегда кипела его творческая мысль. Это был подлинный гений труда, неукротимого, страстного, творческого.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Державин называл его Архимедом наших дней.Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

"Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

- Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

- Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

- Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обращаясь ко всему собранию, проговорил:

- Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!"

Так бессмертный Суворов почтил в лице Ивана Петровича Кулибина великую творческую мощь русского народа.

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов, и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. П. Кулибина, когда он в 1801 г. вышел в отставку и поселился в родном Нижнем-Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 г. Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё занимать деньги.
Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи.

Кулибин был трижды женат, у него было 12 детей обоих полов. Всем своим сыновьям он дал образование.

Похоронен Кулибин Иван Петрович в году у себя на родине.



3. «Изобретения И. П. Кулибина»

За 83 года жизни талантливый мастер самоучка многое изобрел. В 1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Они были размером с утиное яйцо.

Кулибин сконструировал " планетные " карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных " часов в перстне " и др.

В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с длиной пролета 298 м (вместо применявшихся ранее 50 - 60-м пролетов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.

В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т.д.

Кулибиным в 1791 была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.

В том же году разработал конструкцию " механических ног " - протезов (этот проект после войны 1812 года был использован одним из французских предпринимателей).

В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794 г.).

В 1801 Кулибин разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 году построил " водоход ", работу над которым он начал еще в 1782.

К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов.

И. П. Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. "Сделано Кулибиным" - эту марку можно поставить на значительном числе научных приборов, находившихся в то время в обращении в России.
Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп. Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.

Впрочем, работать-то толком Ивану Петровичу не дали, так как заказы со стороны императрицы и придворных всех мастей, порой опережали друг друга. Для Екатерины II Кулибин изобрел специальный лифт, поднимавший грузную царицу, для Потемкина – любителя шумных и красочных фейерверков – такие чудеса пиротехники, что ими могли гордиться и родоначальники этого вида забавы – китайцы.

Но не надо думать, что Кулибин занимался только безделушками. Например, именно он помог решить весьма важную проблему тех времен: мосты. В середине XVIII века они были мало приспособлены для проходов судов. И эту проблему механик-самоучка решил не только в Санкт-Петербурге, но еще и в Лондоне. И как великодушный русский человек от гонорара за «Лондон-бридж» отказался: достаточно и того, что все это сделал наш, российский талант.

Не все так гладко было во взаимоотношениях Ивана Петровича с царедворцами. Тот же Потемкин долгие годы спал и видел, что стянет с Кулибина кафтан, заставит побрить бороду, и будет показывать в Европе, греясь в лучах его славы. Но нашла коса на камень – талантливый механик наотрез отказался расставаться с подлинным атрибутом русского мужика, да и в шелка облачаться не спешил. Потемкин ответил по-свойски: начал вставлять палки на каждом шагу, принуждая оценивать труд Кулибина в сущие копейки…

Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе самые громкие его изобретения. Например, оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца. Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов. То же самое относится к изобретенному им методу веревочного многоугольника, без которых не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов. И даже больше – в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным.

Но строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства его творчества.

Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел, что даже простой перечень их требует немало времени и места.

В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах.

4.Память о Кулибине Иване Петровиче.


Кулибин - гений из народа. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Также его именем названы:

Парк Кулибина в Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина.


5.Интерактивная заключительная беседа.

По ходу презентаций вы заполняли «Лист качеств Кулибина Ивана Петровича». Давайте обсудим, что у вас получилось.


Лист качеств Кулибина Ивана Петровича

Профессиональные качества

Личностные качества

мастер на все руки

любознательный

трудолюбивый

упорный

талантливый

щедрый

все делал тщательно

великодушный

творчески мыслящий

патриот

выдающийся экономист

не курил табак

неутомимый новатор

не играл в карты


заботился о людях


думал о процветании страны



1).Как вы думаете, есть взаимосвязь между личностными качествами и профессиональными? Обоснуйте свой ответ.

2).Как вы можете объяснить высказывание И. П. Кулибина:

«Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу».

3).Как вы думаете, почему, несмотря на то, что не все изобретения было использованы в России, Иван Петрович продолжал изобретать?

5. Заключительное слово.

Мы сегодня говорили о великих изобретателях России, которые очень многое сделали для страны, для народа. Пришли к выводу, что главное богатство страны это люди. Я очень надеюсь, что среди вас есть будущие ученые, изобретатели. И вы обязательно найдете применение своим силам в России, что ваше мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества.


Рефлексия: Что вам понравилось? Какие изобретения особенно запомнились? Почему? Какие качества И.П.Кулибина хотели бы перенять?





Просмотр содержимого презентации
«кулибин»

Российский Леонардо да Винчи:  Кулибин Иван Петрович

Российский Леонардо да Винчи:

Кулибин Иван Петрович

«Изобретательство – это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям спасает и наполняет душу».  И.П.Кулибин  Годы жизни:  1735 – 1819гг.

«Изобретательство – это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям спасает и наполняет душу».

И.П.Кулибин

Годы жизни:

1735 – 1819гг.

Кулибин – так до сих пор называют талантливых мастеров – самоучек и это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.

Кулибин – так до сих пор называют талантливых мастеров – самоучек и это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Он был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.

Отец Кулибина был мелким торговцем, но Петра торговля  мало интересовала. Он стремился узнать «как все устроено внутри». В своей комнате он создал мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся приспособления для слесарных, токарных работ. Отец привозил ему книжки по физике, химии, естествознанию и другим наукам . Семья Кулибина .

Отец Кулибина был мелким торговцем, но Петра торговля

мало интересовала. Он стремился узнать «как все устроено внутри». В своей комнате он создал мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся приспособления для слесарных, токарных работ. Отец привозил ему книжки по физике, химии, естествознанию и другим наукам .

Семья Кулибина .

Дом в Нижнем Новгороде, в котором родился великий изобретатель. Начальное обучение он получил у местного дьячка, усвоив счет и грамоту, затем самостоятельно начал изучать механику.

Дом в Нижнем

Новгороде, в котором

родился великий изобретатель. Начальное обучение он получил у местного дьячка, усвоив счет и грамоту, затем самостоятельно начал изучать механику.

В 17 лет он уже продавал свои первые изделия: медные и деревянные часы с кукушкой, круги для отливки медных колес, токарный станок и другие инструменты. Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательное свидетельство его творчества.

В 17 лет он уже продавал свои первые изделия: медные и деревянные часы с кукушкой, круги для отливки медных колес, токарный станок и другие инструменты. Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательное свидетельство его творчества.

Настоящий патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел, что даже простой перечень их требует немало времени и места. В этом перечне одни из первых мест должны занять, помимо названных, такие изобретения: прожекторы, «самокатка», т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, плавучая мельница, подъёмное кресло (лифт) и др.

Настоящий патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел, что даже простой перечень их требует немало времени и места. В этом перечне одни из первых мест должны занять, помимо названных, такие изобретения: прожекторы, «самокатка», т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, плавучая мельница, подъёмное кресло (лифт) и др.

Отец поначалу хотел, чтобы сын продолжил его торговое дело, но позже поддержал сына в его увлечениях. Мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности: мельничные жернова, часы, заводские машины. А славу с сыном разделял Кулибин-старший: «Что за сынок у вас Петр, мастер на все руки…»: так ему говорили окружающие люди.

Отец поначалу хотел, чтобы сын продолжил его торговое дело, но позже поддержал сына в его увлечениях.

Мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности: мельничные жернова, часы, заводские машины. А славу с сыном разделял Кулибин-старший: «Что за сынок у вас Петр, мастер на все руки…»: так ему говорили окружающие люди.

Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

По этой причине много внимания И. П. Кулибин уделял работе над часами. Именно они принесли ему славу. После нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 г. свои удивительные часы. «Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», они были заключены в затейливую золотую оправу. Часы в форме пасхального яйца 1764 – 1767 гг.

По этой причине много внимания И. П. Кулибин уделял работе над часами. Именно они принесли ему славу. После нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 г. свои удивительные часы. «Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», они были заключены в затейливую золотую оправу.

Часы в форме пасхального яйца 1764 – 1767 гг.

С раннего детства Иван интересовался разными механизмами, особенно часами . С раннего детства Иван интересовался разными механизмами, особенно часами . Уникальный часовой механизм в форме яйца, состоявший из 427 деталей и узлов был представлен императрице Екатерине II 21 мая 1767 года.

С раннего детства Иван интересовался разными механизмами, особенно часами .

  • С раннего детства Иван интересовался разными механизмами, особенно часами .

Уникальный часовой механизм в форме яйца, состоявший из 427 деталей и узлов был представлен императрице Екатерине II 21 мая 1767 года.

  • Уникальный часовой механизм в форме яйца, состоявший из 427 деталей и узлов был представлен императрице Екатерине II 21 мая 1767 года.
Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города, в 1769 г. был вызван в Петербург и получил назначение заведывать мастерскими Академии наук. Российская академия наук

Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II.

Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города, в 1769 г. был вызван в Петербург и получил назначение заведывать мастерскими Академии наук.

Российская академия наук

30 лет Кулибин проработал в Академии. Под его руководством в мастерских было изготовлено огромное количество различных инструментов, научных приборов. Микроскопы, телескопы, термометры, барометры, точные весы, токарные станки, гравировальные машины. Екатерина II Академия наук в Санкт - Петербурге

30 лет Кулибин проработал в Академии. Под его руководством в мастерских было изготовлено огромное количество различных инструментов, научных приборов. Микроскопы, телескопы, термометры, барометры, точные весы, токарные станки, гравировальные машины.

Екатерина II

Академия наук в Санкт - Петербурге

Кроме часов, Кулибин привёз из Нижнего -Новгорода в Петербург электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания «нижегородского мещанина» были сданы в кунсткамеру для хранения. кунскамера

Кроме часов, Кулибин привёз из Нижнего -Новгорода в Петербург электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания «нижегородского мещанина» были сданы в кунсткамеру для хранения.

кунскамера

В 1794 г. Кулибин сделал чертежи, подробное описание и модель оптического телеграфа. Модель была представлена императрице Екатерине II . Она осмотрела ее, модель ей очень понравилась. Царица похвалила Кулибина и велела модель вместе с чертежами и описанием сдать в Кунсткамеру. Еще одно изобретение великого мастера было похоронено. Станция оптического  телеграфа

В 1794 г. Кулибин сделал чертежи, подробное описание и модель оптического телеграфа. Модель была представлена

императрице Екатерине II . Она осмотрела ее, модель ей очень понравилась. Царица похвалила Кулибина и велела модель вместе с чертежами и описанием сдать в Кунсткамеру. Еще одно изобретение великого мастера было похоронено.

Станция оптического

телеграфа

Первая линия телеграфа была проведена в России только в 1835 году ( через 40 лет) при Николае I . Правительство заплатило французскому конструктору Шато 120 тысяч рублей за «секрет» его оптического телеграфа. Хотя в Академии хранились чертежи Кулибинского изобретения. Телеграф Шато

Первая линия телеграфа была проведена в России только в 1835 году ( через 40 лет) при Николае I . Правительство заплатило французскому конструктору

Шато 120 тысяч рублей за «секрет» его оптического телеграфа. Хотя в Академии хранились чертежи Кулибинского изобретения.

Телеграф Шато

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни И.П.Кулибина. Позади остались годы, наполненные тяжелым трудом. Впереди открывалась дорога к новому, более интересному делу. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. 30 лет он проработал в Академии наук. Его труды высоко оценивались выдающимися людьми.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни И.П.Кулибина. Позади остались годы, наполненные тяжелым трудом. Впереди открывалась дорога к новому, более интересному делу. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. 30 лет он проработал в Академии наук. Его труды высоко оценивались выдающимися

людьми.

Кулибин общался с видными учеными своего времени: Леонардом Эйлером, Фуссом, Румовским, Котельниковым, Крофтом и многими другими. Пользовался их советами  и принадлежавшей им технической литературой. Много консультировался по научным вопросам у самых компетентных академиков той поры. Котельников Петр Иванович Фусс Николай Николаевич Леонард Эйлер

Кулибин общался с видными учеными своего времени:

Леонардом Эйлером, Фуссом, Румовским, Котельниковым,

Крофтом и многими другими. Пользовался их советами

и принадлежавшей им технической литературой. Много

консультировался по научным вопросам у самых

компетентных академиков той поры.

Котельников Петр Иванович

Фусс Николай Николаевич

Леонард Эйлер

Едва приехав в Петербург, Кулибин сразу нашел себе новую цель. Глубина и скорость течения Невы пугали инженеров, поэтому в столице все еще не было надежной переправы через реку — зимой и летом петербуржцы пользовались временным наплывным мостом, который разбирался осенью и весной. При переходе по шаткой конструкции случалось много несчастных случаев, переправа на шлюпках была долгой и тоже небезопасной.

Едва приехав в Петербург, Кулибин сразу нашел себе новую цель. Глубина и скорость течения Невы пугали инженеров, поэтому в столице все еще не было надежной переправы через реку — зимой и летом петербуржцы пользовались временным наплывным мостом, который разбирался осенью и весной. При переходе по шаткой конструкции случалось много несчастных случаев, переправа на шлюпках была долгой и тоже небезопасной.

Кулибин задумал построить деревянный мост пролетом в 298 метров — в 5–6 раз длиннее, чем остальные возводимые в то время мосты. Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет. Одноарочный мост через Неву

Кулибин задумал построить деревянный мост пролетом в 298 метров — в 5–6 раз длиннее, чем остальные возводимые в то время мосты. Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет.

Одноарочный мост через Неву

Работа Кулибина получила высокую оценку математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина денежной премией и именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину».

Работа Кулибина получила высокую оценку математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина денежной премией и именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук – механику Ивану Кулибину».

  Знаменитый русский строитель мостов Д. И. Журавский, по словам проф. А. Ершова («О значении механического искусства в России», «Вестник промышленности», 1859, № 3), так оценивает модель кулибинского моста: «На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою». Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области деревянного мостостроения .

  Знаменитый русский строитель мостов Д. И. Журавский, по словам проф. А. Ершова («О значении механического искусства в России», «Вестник промышленности», 1859, № 3), так оценивает модель кулибинского моста: «На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою». Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области деревянного мостостроения .

Модель 17 лет стояла во дворе Академии наук, после чего ее перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Следующие 40 лет она служила приятным развлечением для публики, пока не разрушилась. «Мой мост или будет построен на Неве, или же он не будет построен вовсе», — отвечал Кулибин хотевшим выкупить проект англичанам.

Модель 17 лет стояла во дворе Академии наук, после чего ее перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Следующие 40 лет она служила приятным развлечением для публики, пока не разрушилась. «Мой мост или будет построен на Неве, или же он не будет построен вовсе», — отвечал Кулибин хотевшим выкупить проект англичанам.

Другое изобретение Кулибина должно было облегчить тяжелый труд бурлаков. В 1782 году он построил водоходное судно, которое приводилось в движение речным течением. Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению.    Водоходное судно

Другое изобретение Кулибина должно было облегчить тяжелый труд бурлаков. В 1782 году он построил водоходное судно, которое приводилось в движение речным течением. Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению.

Водоходное судно

Еще в 1784 году Кулибину пришла в голову идея создания повозки - самокатки, на осуществление которой у него ушло семь лет. Как и большинство изобретений механика, эта машина требовала непосредственного участия человека для своей работы и двигалась с помощью слуги, который нажимал на педали.

Еще в 1784 году Кулибину пришла в

голову идея создания повозки - самокатки, на осуществление которой у него ушло семь лет. Как и большинство изобретений механика, эта машина требовала непосредственного участия человека для своей работы и двигалась с помощью слуги, который нажимал на педали.

Изобретения Кулибина были не менее революционны, чем изобретения Леонарда да Винчи .

Изобретения Кулибина были не менее революционны, чем изобретения Леонарда да Винчи .

Знание законов оптики позволило Кулибину спроектировать и изготовить светильник – прототип современного прожектора. Его отражением служило вогнутое зеркало, состоявшее из огромного количества отдельных стекол. Помещенный в фокусе источник света, лучи которого отражались от зеркальных кусочков, производил сильнейший осветительный эффект. Фонарь – прожектор предназначался для освещения судов, маяков, мастерских, карет.

Знание законов оптики позволило Кулибину

спроектировать и изготовить светильник – прототип современного прожектора. Его отражением служило вогнутое зеркало, состоявшее из огромного количества отдельных стекол. Помещенный в фокусе источник света, лучи которого отражались от зеркальных кусочков, производил сильнейший осветительный эффект. Фонарь – прожектор предназначался для освещения судов, маяков, мастерских, карет.

Работая в Академии наук Кулибин сконструировал часы, применив в них компенсационное устройство новой системы. Кроме часов, минут, секунд, часы показывали месяцы, дни, недели, времена года, фазы луны. Он создал проекты башенных часов, миниатюрных часов в перстне и другое. Придумал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. «Планетные» карманные часы с компенсационным устройством.

Работая в Академии наук Кулибин сконструировал часы, применив в них компенсационное устройство новой системы. Кроме часов, минут, секунд, часы показывали месяцы, дни, недели, времена года, фазы луны. Он создал проекты башенных часов, миниатюрных часов в перстне и другое. Придумал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов.

«Планетные» карманные часы с компенсационным устройством.

Кулибин придумал оригинальную рецептуру потешных огней. Рецептура была основана на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Им были введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней. Замечательный новатор оставался верным себе, даже занимаясь изобретениями для развлечения двора и знати.

Кулибин придумал оригинальную рецептуру потешных огней. Рецептура была основана на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Им были введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней. Замечательный новатор оставался верным себе, даже занимаясь изобретениями для развлечения двора и знати.

В 1790 –х гг. стареющая и располневшая Екатерина II поручила Кулибину разработать лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она хотела лифт – кресло. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Подобный лифт в Нью – Йорке был сделан лишь в 1859 году.

В 1790 –х гг. стареющая и располневшая Екатерина II поручила Кулибину разработать лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она хотела лифт – кресло. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Подобный лифт в Нью – Йорке был сделан лишь в 1859 году.

Сохранилось далеко не все из написанного И.П.Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось около 2000: наброски, описания машин, записки, тексты, обстоятельнейшие вычисления, тщательно выполненные чертежи. Это был подлинный гений труда.

Сохранилось далеко не все из написанного И.П.Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось около 2000: наброски, описания машин, записки, тексты, обстоятельнейшие вычисления, тщательно выполненные чертежи. Это был подлинный гений труда.

Самокатка Рисунки, сделанные рукой И. П. Кулибина Станок для шлифовки и полировки оптических линз

Самокатка

Рисунки, сделанные рукой

И. П. Кулибина

Станок для шлифовки

и полировки

оптических линз

«Механическая нога Кулибина». На суд медико -хирургической академии Кулибин представил проекты «механических ног», совершенных по тем временам протезов нижних конечностей. Протез Кулибина был отвергнут военным ведомством, а серийное их производство началось во Франции.

«Механическая нога Кулибина».

На суд медико -хирургической академии Кулибин представил проекты «механических ног», совершенных по тем временам протезов нижних конечностей. Протез Кулибина был отвергнут военным

ведомством, а серийное их производство началось во Франции.

В 17 лет при штурме турецкой крепости Очаков в 1788 году Непейцын Сергей Васильевич был ранен. Ему оторвало ногу выше колена. Благодаря протезу Кулибина он смог вести полноценную жизнь. Продолжал служить на благо родины. Прославился в Отечественной войне с французами. Был награжден золотым оружием, орденами. Закончил службу отечеству в звании генерал – майора .

В 17 лет при штурме турецкой крепости Очаков в 1788 году Непейцын Сергей Васильевич был ранен. Ему оторвало ногу выше колена. Благодаря протезу Кулибина он смог вести полноценную жизнь. Продолжал служить на благо родины. Прославился в Отечественной войне с французами. Был награжден золотым оружием, орденами. Закончил службу отечеству в звании генерал – майора .

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак, не играл в карты, был абсолютным трезвенником. Никогда не употреблял алкоголя. Писал прекрасные стихи. Прожил 83 года. У него было 11 детей. Всем своим сыновьям дал хорошее образование. Кулибин посвятил оду  царице Екатерине II

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак, не играл в карты, был абсолютным трезвенником. Никогда не употреблял алкоголя. Писал прекрасные стихи. Прожил 83 года. У него было 11 детей. Всем своим сыновьям дал хорошее образование.

Кулибин посвятил оду царице Екатерине II

Кулибин - гений из народа. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Также его именем названы:  Парк Кулибина в Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина. Память о великом изобретателе  осталась в веках. Кулибин - гений из народа. Именем Кулибина названы улицы в 22 городах России. Также его именем названы: Парк Кулибина в Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина и многое другое.

Кулибин - гений из народа. Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Также его именем названы:

Парк Кулибина в Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина.

Память о великом изобретателе

осталась в веках.

Кулибин - гений из народа. Именем Кулибина названы улицы в 22 городах России. Также его именем названы: Парк Кулибина в Нижнем Новгороде, Нижегородское речное училище (НРУ) имени И.П. Кулибина, экспозиция, посвященная Ивану Петровичу в Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде, круизный теплоход проекта 26-37, совершающий рейсы по Волге, носит имя Ивана Кулибина и многое другое.

Ильинская гора в Нижнем Новгороде. На этом месте размещалась усадьба, в которой жил выдающийся русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин.

Ильинская гора в Нижнем Новгороде. На этом месте размещалась усадьба,

в которой жил выдающийся русский механик-самоучка

Иван Петрович Кулибин.

  • Ильинская гора в Нижнем Новгороде. На этом месте размещалась усадьба, в которой жил выдающийся русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин.
Память о великом мастере останется в веках. Мастеров – самоучек, которые любят что – то переделать, или улучшить в машинах и механизмах, называют «Кулибиными ».

Память о великом мастере останется в веках. Мастеров – самоучек, которые любят что – то переделать, или улучшить в машинах и механизмах, называют «Кулибиными ».

Сохранились портреты художников, запечатлевших облик великого изобретателя.

Сохранились портреты художников, запечатлевших облик великого изобретателя.

Мы очень надеемся, что и среди вас есть будущие ученые, изобретатели. И вы обязательно найдете применение своим силам в России, ваше мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества .

Мы очень надеемся, что и среди вас есть будущие ученые, изобретатели. И вы обязательно найдете применение своим силам в России, ваше мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества .

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!