Внеклассное мероприятие «Детство под защитой»
Цели:
· ознакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
· формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
· формировать систему правовых знаний;
· воспитывать правовую культуру школьников и чувства причастности к международному мировому сообществу;
· развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
· способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Ребята, сегодня мы собрались на правовое Шоу-игру. Под названием «Детство под защитой». (Слайд 1.)
С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Дорогой друг! Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! 170 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется "Конвенция о правах ребёнка". Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав и прав других детей. Специальная международная организация ЮНИСЕФ - Детский фонд Организации Объединенных наций, помогает детям во всём мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября теперь ежегодно празднуется как "Международный день прав ребёнка".
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.
Конвенция - это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами. ( Слайд 2)
В соответствии с этим международным документом в 1990 году Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на две команды «Права» и «Обязанности». Надеюсь. что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, в конце мы посчитаем и выберем победителя.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.
Что такое право? ( Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) Ожегов.
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? Ответы детей.
(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)
Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
На доске пишется 4 варианта ответов:
а. до 14 лет;
б. до 16 лет;
в. до 18 лет;
г. до 21 года.
Подумали? А теперь давайте проголосуем. Поднимите руки те, кто считает верным ответом а.
Учитель пересчитывает голосующих и записывает число голосов на доске напротив пункта а. Затем голосуются ответы б, в, г.
Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-х месячного ребенка и 14-летнего подростка. (Слайд 3)
Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).
Команда «Права» зачитает Конвенция ООН о правах детей (сокращенное изложение статей)
Гражданские права и свободы детей:
· право на имя и гражданство (ст.7)
· право на защиту жизни, чести, достоинства (ст.16)
· право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)
· право на свободу выражения мнения (ст. 13).
Права детей в семье:
· право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание) (ст.5, 9, 10, 18)
· право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей (ст. 19, 20)
Права детей на выживание и развитие:
· право на жизнь (ст. 6)
· право на достойный уровень жизни (ст. 27)
· право на охрану здоровья (ст. 24)
· право на получение медицинской помощи (ст. 25)
Права детей на учебу и отдых:
· право на образование (ст. 28)
· право на получение информации, способствующей всестороннему развитию (ст. 17)
· право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества (31)
Права детей на особую защиту:
· от любого вида опасности или насилия (ст.34, 37)
· от похищения и торговли людьми (ст. 35)
· от эксплуатации детского труда (ст.32)
· от злоупотребления наркотиками (ст. 33)
Каждый ребенок обязан:
· слушаться родителей или лиц их заменяющих
· принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
· получать основное общее образование
· соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
· уважать права и культурную самобытность других лиц.
Каждый ребенок несет ответственность:
· перед своей совестью
· перед родителями или лицами их заменяющими
· перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Так и с правовым статусом ребенка - права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.
С момента рождения ребенок взят под охрану
государства и обладает следующими правами:
Право на имя, отчество и фамилию
Жить и воспитываться в семье
Общаться с родителями и другими родственниками
Защищать свои права
Выражать своё мнение
Право на имущество
Право на медицинское обслуживание
Право на образование и другие.
(Слайды 4,5,6)
1.Задание.
Работа по группам с иллюстрациями к сказкам. (Слайд 7)
Задание: ответьте на вопросы к иллюстрациям.
1 группа
(рисунок 1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):
1. Кто нарушает право?
2. Какое право нарушено в этой сказке?
а) право на жизнь
б) право на получение образования
в) право на владение имуществом
(рисунок 2 - «Лягушка путешественница»)
1. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) право на свободное перемещение
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на труд
2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?
а) в пределах болота
б) в пределах страны
в) без ограничения
2 группа
(рисунок 1 - «По щучьему веленью»)
1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:
а) право на собственность
б) право на защиту от жестокого обращения
в) право на охрану здоровья
2. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
3. Какое право нарушил Емеля?
а) право на владение имуществом
б) право на свободу выражения мнения
в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения
(рисунок 2- «Заяц и лиса»)
1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на справедливый суд
2. Кто нарушает это право?
2 задание. (Слайд 8)
Закончите предложения. «Сколько веревочке не виться, а конец будет.» (Слайд 9)
1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)
2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).
3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь).
А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.
А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни. Сценка «Чужое письмо»
(девочки с портфелями)
- Ты пойдешь на физкультуру?
- Нет, я освобождена. (Все уходят, девочка начинает рисовать)
- Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.
(Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)
- Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?
- А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь. Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.
4 Задание (Слайд 12)
Пословица «Воля птичке дороже золотой клетки»(Слайд 13)
Раскрасить каждую фигуру человека, придав ему свою индивидуальность.
5 Задание
Право на игру.(Слайд 14)
Они нарушили права ребенка (Слайд 15,16,17,18,19)
6 Задание (Слайд 20)
Право на участие в культурной жизни.
Спеть песню всей командой.
Подведение итогов.
Закончите предложения.
1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на …
2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …
3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на
…
4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …
Закончите предложения.
1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на …
2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …
3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на
…
4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …
А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1. Кто нарушает право?
2. Какое право нарушено в этой сказке?
а) право на жизнь
б) право на получение образования
в) право на владение имуществом
«Лягушка путешественница»
1. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) право на свободное перемещение
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на труд
2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?
а) в пределах болота
б) в пределах страны
в) без ограничения
«По щучьему веленью»
1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:
а) право на собственность
б) право на защиту от жестокого обращения
в) право на охрану здоровья
2. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
3. Какое право нарушил Емеля?
а) право на владение имуществом
б) право на свободу выражения мнения
в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения
«Заяц и лиса»
1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь
б) право на неприкосновенность жилища
в) право на справедливый суд
2. Кто нарушает это право?