СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я люблю свою Родину,я-патриот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я люблю свою Родину,я-патриот"»



1. Тема: «Я люблю свою Родину, я - патриот»

2. Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и своей семьёй, воспитание нравственности учащихся, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Задачи:

- выявить отношения учащихся к проблемам патриотизма;

- способствовать осознанию учащимися понятий: «Родина», «патриот», «долг перед Отчизной»;

- воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине;

- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.

Методы: частично-поисковый, мультимедийный (презентация), метод «активного слушания», работа в группе, обсуждение проблемных вопросов.

3. Обоснование выбора темы занятия.

Сейчас у нас век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере духовных ценностей. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. Я считаю, что проблема патриотизма в наше время - это одна из актуальных и серьёзных проблем общества. Мы должны показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших победу. Воспитывая в детях патриотизм, мы воспитываем и гражданско-патриотические качества.

4. Возраст учащихся: учащиеся шестого класса (12-13 лет).

5. Наглядность, используемые информационные технологии: компьютер, проектор, презентация, кластер «Патриот», чистые листы А4.

6. Подготовительная работа:

- подобрать высказывания и цитаты по теме для работы в парах;

- подготовить презентацию по теме классного часа;

- составить вопросы для обсуждения;

- подготовить стихи детям для подготовки выразительного чтения во время классного часа;

- подготовить раздаточный материал для рефлексии (см. в приложении);

- подобрать определения «патриотизм» и «патриот»;

- подготовить загадки на тему патриотизма;

- придумать ситуации, направленные на патриотическое воспитание;

- подготовить материал для видеоролика;

- перед мероприятием проверить уровень подготовленности всех участников программы, внести последние коррективы;

- подготовить раздаточный материал (части кластера, карточки)

- разделить учащихся класса на 2 команды следующим образом: ребята выбирают двух капитанов, которые по очереди набирают себе команду из одноклассников в равном количестве.

- расстановка парт для проведения классного часа:






7. Содержание:

1. Организационный момент (2-3 мин.);

2. Вводная часть (4-6 мин.);

3. Основная часть (25-27 мин.);

4. Заключительная часть(4-6 мин.);

8. Предполагаемые результаты.

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законом Российской Федерации, родному языку, народным традициям;

- возрождение патриотического воспитания;

- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества;

- формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свободы личности;

- воспитание любви к родному городу, селу, как к малой Родине, развитие потребности в изучении истории своего родного края и Отечества;

9. Рекомендации.

Данная методическая разработка может быть использованная педагогами, классными руководителями, социальными педагогами для воспитания гражданско-патриотической позиции среди учащихся.

На мой взгляд, перечисленные выше технологии, на ряду с привлечением учащихся к ценностному отношению к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, историческими ценностями России способствует созданию эффективных условий для воспитания личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий мероприятия

по теме: «Я люблю свою Родину, я - патриот»

Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и своей семьёй, воспитание нравственности учащихся, развития интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Задачи:

- выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма;

- способствовать осознанию учащимися понятий «Родина», «патриот», «долг перед Отчизной»;

- воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине;

- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.

О борудование: компьютер, проектор, презентация, кластер «Патриот», чистые листы А4.


Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Я думаю, что сегодня мы сможем интересно провести время. Каждый из вас может высказывать свое мнение. Я жду от вас участия и активного диалога. Какова тема нашего классного часа? (Слайд 1) Предлагаю вам посмотреть видео «Вперёд, Россия!» (исполнитель - Олег Газманов) и подумать над этим вопросом.

Ученики предлагают свои варианты ответов после просмотра видеоролика, формулируют тему классного часа (Слайд 2).

2. Вводная часть.

Учитель: Ребята, как вы думаете, во имя чего и почему наши далекие предки, и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью?

Ответы учеников (примерные варианты: во имя интересов Отечества, для защиты Родины, для защиты своего народа)

Учитель: Молодцы! Совершенно верно и это вызывает у нас чувство патриотизма. А что же такое патриотизм? Именно об этом особом чувстве мы будем говорить сегодня.

3. Основная часть.

Учитель: В одном из словарей приводится следующее определение: Патриотизм – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, культуре, преданность Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов (Слайд 3). А, как вы думаете, ребята, что значит быть патриотом?

Ответы учеников (примерные варианты: любить родину и страну, свой народ, любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать)

Учитель: В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования: (Слайд 4). Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины (Словарь В. И. Даля). Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь (Словарь С.И. Ожегова). Поэтому каждый из вас оказался прав в своих рассуждениях.

Физкультминутка.

Учитель: (читает стихотворение)

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок, два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно

И садись, работать нужно!

Ученики повторяют упражнения за учителем.

Учитель: русский народ во всем временя отличался патриотизмом, что доказывает большое множество пословиц, поговорок. Существуют и загадки по данной теме. Предлагаю вам несколько из них:

Загадки (Слайды 5-6)

  1. Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну)

  1. За околицей цветут

Белые ромашки,

Жаворонки поют

Над широкой пашней.

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже... (Родины)

  1. Брат сказал: «Не торопись —

В школе лучше ты учись!

Будешь там отличником —

Станешь... (пограничником

  1. Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном... (корабле).

  1. Самолет парит, как птица,

Там — воздушная граница.

Кто на посту и днем и ночью? —

Наш офицер — военный... (летчик).

  1. По приказу танк мой мчится,

Режут землю гусеницы,

Кем машина в поле чистом

Управляется?...(танкистом).

Учитель: Каждый патриот обладаем очень ценными качествами. Сейчас мы с вами попробуем их назвать. (На доске висит кластер «Патриот».) Ребята, вы поделены на две команды для выполнения данного задания. У каждой команды на столе лежат кружочки и фломастеры, вам необходимо после обсуждения написать в кружочек по одному качеству которыми должен на ваш взгляд обладать патриот. Затем капитаны представят результаты вашей работы.

Учащиеся работают в группах, обсуждают, советуются, записывают ответы. Капитаны представляют результаты работы своей группы, в результате чего кластер заполняется. Примерные результаты работы:

Учитель: Вы видите, какими качествами должен обладать патриот. Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Есть ли среди вас такой человек, который обладал бы всеми этими качествами? (ответы детей) Я думаю, что у вас все впереди, и вы станете достойными гражданами России!

Учитель:- Дети, а вы знали, что в нашем городе есть улицы названые в честь патриотов и героев своего родного края? (Ответы детей) (Слайд 7). Например,

Дмитрий Васильевич Емлютин родился в бедной крестьянской семье на Брянщине. С октября 1941 года был в партизанском отряде. С апреля 1942 года возглавлял объединённое командование всех партизанских отрядов в юго-западных районах Орловской области и северной части Сумской области. Оккупанты были изгнаны из 370 населённых пунктов, и на юге Брянских лесов создан партизанский край с населением свыше 200 тысяч человек.

Владимир Филиппович Зеленин, среднее образование получил в орловской гимназии. В 1900 году поступил в Военно-медицинскую академию, откуда в 1902 году был исключён из-за участия в революционном движении и последующего ареста и трёхмесячного заключения. Продолжил обучение и в 1907 году окончил медицинский факультет Московского университета. В 1907—1911 годах служил младшим врачом артиллерийской бригады.

Илья Григорьевич Старинов родился 2 августа 1900 года в Орловской области. Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 год — превращение харьковских путей сообщения в западню для противника, взрыв радиоуправляемой миной Свердловского путей, что затруднило немецкое наступление. В ночь на 18 ноября 1941 года Старинов привел мину в действие, за считанные секунды было уничтожено все немецкое командование во главе с генерал – майором Георгом Брауном. Немцы были в панике. С тех пор И.Г. Старинов и стал личным врагом Гитлера, который назначил за его голову награду не много ни мало 1 миллион немецких марок!

Учитель: Ребята, давайте выполним еще одной интересное задание и поработаем в парах. Перед вами несколько карточек с высказываниями и стихами (лежат на партах). Необходимо выбрать одно из них и объяснить свой выбор.

А) Родина — это город, в котором родился,

аул, где ты вырос,

школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода. (Мухтар Ауэзов)

Б) Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (Василий Александрович Сухомлинский)

В) Родине суждено быть иногда покинутой, как матери, когда ее сын, человек, вырастет до звезд…. Эту обреченность на покинутость мы всегда видим в больших материнских глазах родины, всегда печальных, даже тогда, когда она отдыхает и тихо радуется. (Александр Александрович Блок)

Учащиеся зачитывают выбранное высказывание и обосновывают свой выбор. Пары, которые выбрали это же высказывания дополняют ответ одноклассников.

Учитель: Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы. Вы знаете, что является символами любого государства?

Ответы учащихся: гимн, герб, флаг. (Слайд 8)

Учитель: Молодцы! Ребята, а кто из вас знает, что означают цвета на флаге? Ответы учащихся.

Ответы учащихся (возможные варианты ответов: белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства, синий цвет – символ верности, веры, постоянства, красный цвет – символ энергии, героизма). При необходимости учитель дополняет ответы учащихся.
Учитель: Кто сейчас управляет государством? (Президент). Как зовут нашего президента? ( В. В. Путин) (Слайд 9). Кто помогает президенту защищать нашу Родину? (Армия и флот) (Слайд 10).

Учитель: Россия всегда умела защитить себя. Это подтверждается многими победами. Давайте вместе вспомним страницы военной летописи. (Слайд 11)

21 сентября 1380 года - День победы над монголо-татарами в Куликовской битве

8 сентября 1812 года - День Бородинского сражения с французами.

27 января 1944 года - День полного освобождения города Ленинграда от блокады.

23 августа 1943 года - Разгром немцев в Курской битве.

9 мая 1945 года - Победа советского народа в Великой Отечественной войне.

Учитель: Уже более года мы с вами являемся свидетелями исторических событий, связанных с военными действиями на Украине. Россия не любит создавать конфликты и поддаваться на провокации, но она всегда готова отстаивать свои интересы и защищать свой народ. Хотят ли русские войны? Ответ на этот вопрос очень четко звучит в стихотворении Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?»

Учащиеся слушают стихотворение, которое зачитывает один из учеников:

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

Заключительная часть.

Учитель: Ребята предлагаю обсудить несколько ситуаций. Мне интересно, как бы вы поступили на месте их участников. (Слайд 12)

Ситуация 1.

Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы вы? Обсуждение.

Ситуация 2.

В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка другой национальности». Как бы поступили вы? Обсуждение.

Учитель: Ребята, мне очень приятно было сегодня с вами поработать и выслушать ваши мнения, но наша встреча подходит к концу. Я прошу вас высказать свое мнение (раздает флажки). Напишите, пожалуйста, на своем флажке, о чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор? Хотите ли вы стать настоящим патриотом нашей страны? (собирает флажки). Быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

Я желаю вам удачи, спасибо за работу!

Список литературы

  1. Бурлакова И.И. «Патриотическое воспитание: от теории к практике»: методическое пособие. – М.: Центр «Перспектива», 2015.

  2. Газманов Олег. Вперёд, Россия! - Патриотическая песня.

  3. Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002.

  4. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.

  5. Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий: 1-4 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2009.

  6. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002.

  7. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.

  8. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007.

  9. Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009.

  10. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000.

  11. Шепелева Т.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн: материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике Россиии / сост. Т.В. Шепелева. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015.

А) Родина — это город, в котором родился,

аул, где ты вырос,

школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода. (Мухтар Ауэзов)


Б) Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (Василий Александрович Сухомлинский)


В) Родине суждено быть иногда покинутой, как матери, когда ее сын, человек, вырастет до звезд…. Эту обреченность на покинутость мы всегда видим в больших материнских глазах родины, всегда печальных, даже тогда, когда она отдыхает и тихо радуется.

(Александр Александрович Блок)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!