СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Язык мой – друг мой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:

1.Активизировать имеющиеся знания учащихся о языке, объяснить происхождение некоторых слов. Помочь вспомнить правила орфографии и литературные нормы происхождения слов.

2. Расширить знания учащихся, помочь продемонстрировать память, мышление и эрудицию. Заставить работать воображение.

3.Воспитывать любовь и интерес к языкам, дружбу и взаимоотношение между учащимися.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Язык мой – друг мой»»

Классный час «Язык мой – друг мой»

Цель мероприятия:

1.Активизировать имеющиеся знания учащихся о языке, объяснить происхождение некоторых слов. Помочь вспомнить правила орфографии и литературные нормы происхождения слов.

2. Расширить знания учащихся, помочь продемонстрировать память, мышление и эрудицию. Заставить работать воображение.

3.Воспитывать любовь и интерес к языкам, дружбу и взаимоотношение между учащимися.

Оборудование:

1)плакат с надписью «Язык мой – друг мой»

2) ребусы, загадки

3) карточки с заданиями.

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята, все присутствующие. Разрешите мне ещё раз поздравить вас с праздником языков, который отмечается в РК в третье воскресенье сентября вот уже 13 лет.

Этот праздник дружбы и взаимопонимания. Именно этим и сильна наша страна.

По всей стране проходили торжества, и в нашей школе к этому празднику приурочена Неделя языков.

Вот и сегодня мы рады приветствовать вас в этом классе на конкурсе знатоков под названием «Язык мой – друг мой»


Откуда берутся слова?

Кто-то удивится: “Как откуда? Из головы!” Действительно, так. А ещё слова возникают вместе с новыми предметами. Например, сделал человек стол. И пришлось придумать слово, которое бы обозначало этот предмет. А можно перенять его у другого народа. Откуда взялось существительное “лошадь”? До XII века Русь не знала такого слова. Оно пришло к нам вместе с кочевниками: “алаша” – по-татарски “конь”. Происхождение слова “тунеядец” ? “Туне”- наречие, означающее: напрасно. Даром. “Яд” – понимай как: еда, едим. Одного ли происхождения русское слово “ладонь” и украинское “долоня” Да, так как произошли от старославянского ”длань”. Мы говорим, что дом сгорел дотла. Что такое тло? Тло – забытое слово, то же что и основание. Диван – слово персидского происхождения, означает “совещательный орган в султанской Турции, сбор чиновников”. Хулиган. Мы все знаем, что это значит. А вот кто скажет, откуда пришло это слово? Из Англии. Хулиган – имя субъекта, которого нельзя назвать джентельменом. Что значит – “баба Яга”? Ягать – значит кричать, ругаться. Так вот почему мы боимся бабу Ягу! Среди дразнилок и обидных слов есть выражение “шут гороховый”. Что сие значит? Как известно, в старину, каждый человек своим ручным инструментом кормился. У кого это плуг, у кого копьё. А у шута – скрипка, балалайка, дудочка или просто погремушка с горохом. Стало быть, это шут самый дешёвый, копеечный. Погремушку мог изготовить каждый. Брали свежий бычий пузырь, в него бросали несколько горошин, надували. Инструмент за несколько дней высыхал, и тогда – только тряхни – загремит как боевой барабан.

У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в “шкуре” древнего человека.

Как вы думаете, трудно ли без букв объясняться? А теперь покажите жестами:

у меня болит голова,

когда ты мне вернёшь долг,

где ты была, когда я был на работе,

когда ты успела потратить все деньги?

А теперь будем читать наскальные рисунки. Показать ребусы, на которых изображены рисунки, в следующем порядке:

арбуз – солнце – туфли – рак – автобус (астра),

кот – игла – телефон (кит),

утка – рыба – окно – книга (урок),

катушка ниток – ослик – труба (кот).

А теперь прочитайте целое предложение: мальчик – мяч – разбитое окно (мальчик разбил окно).

Передавать послание буквами удобнее и быстрей, чем рисунками. Словами объяснять проще, чем жестами, их могут понять каждый по своему. Вот такие хитрые слова.

Задание 1. Четвёртый лишний.

  1. А У П И 3. Л Г Н Т

2. Ш Щ Е Ц 4. Ж Щ М Ш

Задание 2. Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова.

Мабуга(бумага), беникуч (учебник), традеть(тетрадь), арьвосл (словарь)

Задание 3. Отгадывание ребусов (приложение)

Задание 4Антонимы.

Я антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылках лимонада,

А зовут меня (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому, что я (зима)

Я антоним к слову «смех»

Не от радости, утех

Я бываю поневоле,

От печали, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались, это (плач)

Не быаю без гачала, Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я (конец)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и вшколе я нужна,

Называюсь (тишина)


ЗАДАНИЕ 4. Поле чудес

Это слово из шести букв можно найти на полу.

П- - - - Т

Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина.

П - - - Т

Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах.

П - - Т

Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист.

П – Т

Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце

П –

Задание 5. Кроссворд.

Если вы сумеете разгадать все эти загадки, то прочтёте в клеточках по вертикали ответ на вопрос: где, в каком доме человек может получить знания, которые ему потом пригодятся в жизни.

Внимание! Загадки даны на русском языке, но в клеточки по горизонтали вы должны вписать ответы на казахском языке!.

1.По полю ходила-

Клювом водила,

Стёжечку оставила-

Точечку поставила. ( ручка –қалам)

2.Я весь мир слепить готов –

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть … (пластилин –ермексаз)

3.Есть листок, есть корешок,

А не кустик, не цветок.

Нету лап, нету рук,

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет. (книга – кітап)

4.По зелёному белым

Пишу то идело,

Протру тряпицей –

Чиста страница. (доска – тоқта)

5.В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу. (дневник – күнделік)

6.Развернули дети голубые сети –

Но за партой, а не в речке, не на рыб, а на словечки. (тетрадь – дәптер)


Рефлексия.В заключение в знак дружбы и взаимопонимания проведём игру-аукцион прощальных слов на разных языках.
















Классный час

«Язык мой – друг мой»

















Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Куженькина Ю.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс