Классный час «Язык мой – друг мой»
Цель мероприятия:
1.Активизировать имеющиеся знания учащихся о языке, объяснить происхождение некоторых слов. Помочь вспомнить правила орфографии и литературные нормы происхождения слов.
2. Расширить знания учащихся, помочь продемонстрировать память, мышление и эрудицию. Заставить работать воображение.
3.Воспитывать любовь и интерес к языкам, дружбу и взаимоотношение между учащимися.
Оборудование:
1)плакат с надписью «Язык мой – друг мой»
2) ребусы, загадки
3) карточки с заданиями.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята, все присутствующие. Разрешите мне ещё раз поздравить вас с праздником языков, который отмечается в РК в третье воскресенье сентября вот уже 13 лет.
Этот праздник дружбы и взаимопонимания. Именно этим и сильна наша страна.
По всей стране проходили торжества, и в нашей школе к этому празднику приурочена Неделя языков.
Вот и сегодня мы рады приветствовать вас в этом классе на конкурсе знатоков под названием «Язык мой – друг мой»
Откуда берутся слова?
Кто-то удивится: “Как откуда? Из головы!” Действительно, так. А ещё слова возникают вместе с новыми предметами. Например, сделал человек стол. И пришлось придумать слово, которое бы обозначало этот предмет. А можно перенять его у другого народа. Откуда взялось существительное “лошадь”? До XII века Русь не знала такого слова. Оно пришло к нам вместе с кочевниками: “алаша” – по-татарски “конь”. Происхождение слова “тунеядец” ? “Туне”- наречие, означающее: напрасно. Даром. “Яд” – понимай как: еда, едим. Одного ли происхождения русское слово “ладонь” и украинское “долоня” Да, так как произошли от старославянского ”длань”. Мы говорим, что дом сгорел дотла. Что такое тло? Тло – забытое слово, то же что и основание. Диван – слово персидского происхождения, означает “совещательный орган в султанской Турции, сбор чиновников”. Хулиган. Мы все знаем, что это значит. А вот кто скажет, откуда пришло это слово? Из Англии. Хулиган – имя субъекта, которого нельзя назвать джентельменом. Что значит – “баба Яга”? Ягать – значит кричать, ругаться. Так вот почему мы боимся бабу Ягу! Среди дразнилок и обидных слов есть выражение “шут гороховый”. Что сие значит? Как известно, в старину, каждый человек своим ручным инструментом кормился. У кого это плуг, у кого копьё. А у шута – скрипка, балалайка, дудочка или просто погремушка с горохом. Стало быть, это шут самый дешёвый, копеечный. Погремушку мог изготовить каждый. Брали свежий бычий пузырь, в него бросали несколько горошин, надували. Инструмент за несколько дней высыхал, и тогда – только тряхни – загремит как боевой барабан.
У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в “шкуре” древнего человека.
Как вы думаете, трудно ли без букв объясняться? А теперь покажите жестами:
у меня болит голова,
когда ты мне вернёшь долг,
где ты была, когда я был на работе,
когда ты успела потратить все деньги?
А теперь будем читать наскальные рисунки. Показать ребусы, на которых изображены рисунки, в следующем порядке:
арбуз – солнце – туфли – рак – автобус (астра),
кот – игла – телефон (кит),
утка – рыба – окно – книга (урок),
катушка ниток – ослик – труба (кот).
А теперь прочитайте целое предложение: мальчик – мяч – разбитое окно (мальчик разбил окно).
Передавать послание буквами удобнее и быстрей, чем рисунками. Словами объяснять проще, чем жестами, их могут понять каждый по своему. Вот такие хитрые слова.
Задание 1. Четвёртый лишний.
А У П И 3. Л Г Н Т
2. Ш Щ Е Ц 4. Ж Щ М Ш
Задание 2. Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова.
Мабуга(бумага), беникуч (учебник), традеть(тетрадь), арьвосл (словарь)
Задание 3. Отгадывание ребусов (приложение)
Задание 4Антонимы.
Я антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылках лимонада,
А зовут меня (прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я (зима)
Я антоним к слову «смех»
Не от радости, утех
Я бываю поневоле,
От печали, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались, это (плач)
Не быаю без гачала, Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я (конец)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и вшколе я нужна,
Называюсь (тишина)
ЗАДАНИЕ 4. Поле чудес
Это слово из шести букв можно найти на полу.
П- - - - Т
Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина.
П - - - Т
Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах.
П - - Т
Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист.
П – Т
Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце
П –
Задание 5. Кроссворд.
Если вы сумеете разгадать все эти загадки, то прочтёте в клеточках по вертикали ответ на вопрос: где, в каком доме человек может получить знания, которые ему потом пригодятся в жизни.
Внимание! Загадки даны на русском языке, но в клеточки по горизонтали вы должны вписать ответы на казахском языке!.
1.По полю ходила-
Клювом водила,
Стёжечку оставила-
Точечку поставила. ( ручка –қалам)
2.Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть … (пластилин –ермексаз)
3.Есть листок, есть корешок,
А не кустик, не цветок.
Нету лап, нету рук,
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (книга – кітап)
4.По зелёному белым
Пишу то идело,
Протру тряпицей –
Чиста страница. (доска – тоқта)
5.В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (дневник – күнделік)
6.Развернули дети голубые сети –
Но за партой, а не в речке, не на рыб, а на словечки. (тетрадь – дәптер)
Рефлексия.В заключение в знак дружбы и взаимопонимания проведём игру-аукцион прощальных слов на разных языках.
Классный час
«Язык мой – друг мой»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Куженькина Ю.В.