Министерство здравоохранения Республики Мордовия
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Саранский медицинский колледж»
«Идеология терроризма и молодёжный экстремизм»
классный час
Разработал: И.В. Кузнецова,
преподаватель
2021-2022 уч. год
Пояснительная записка
В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия. Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль и значение экстремизма оказались явно недооцененными, и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.
Классный час «Идеология терроризма и молодёжный экстремизм» поможет обучающимся расширить их представления о терроризме и экстремизме, снизить степень растерянности, пессимизма, неверия в будущее.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организациюмероприятий по обеспечению безопасности труда.
Цели классного часа:
Обучающая:
формирование у молодёжи активной гражданской позиции неприятия терроризма, вандализма и любых форм и проявлений экстремизма;
Воспитательная:
воспитание ответственного отношения к порученному делу;
воспитание толерантно воспринимать социальные и культурные традиции;
воспитание умения устанавливать контакт при общении с людьми;
воспитание бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям;
воспитание целеустремленности, инициативности, трудолюбия.
Развивающая:
развитие чувства долга, гражданской позиции неприятия терроризма и экстремизма;
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие умения владеть речью, умения управлять собой;
развитие мышления, памяти, речи.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 45 мин.
ОСНАЩЕНИЕ: методическая разработка открытого классного часа, презентация классного часа, мультимедийная установка, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями).
ПЛАН
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Причины возникновения экстремизма и его формы
3. Факторы молодежного экстремизма
4. Группа риска, склонная к молодежному экстремизму
5. Административная и уголовная ответственность за экстремистские действия
Список использованной литературы
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово классного руководителя (или ведущего).
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).
Рост экстремизма - серьезная угроза стабильности и общественной безопасности.
Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны. На классном часе попробуем разобраться что является причиной развития терроризма и экстремизма в молодежной среде и каким образом возможно снизить развитие этих страшных явлений общества.
Причины возникновения экстремизма и его формы
Ведущий 1
Экстремизм - (лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам.
Рост экстремизма - серьезная угроза стабильности и общественной безопасности.
(Слайд –цифровые характеристики) Распространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Согласно статистическим данным, 2-3% молодых людей являются постоянными носителями агрессии, а около 10-15% составляет молодежь, явно подверженная воздействию идеологии и пропаганды экстремизма. Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм, плохо представляют последствия своих поступков. По данным социологического опроса, "часто" агрессивно настроены по отношению к другим людям 20% опрошенных молодых людей, а 70% испытывает это состояние "время от времени".
Ведущий 2 (Слайд) Формы экстремизма:
Убийство – преступное, умышленное или по неосторожности, лишение жизни;
Насилие – применение физической силы, принудительное воздействие на кого-либо, нарушение личной неприкосновенности;
Терроризм - действие, которое заставляет кого-то чувствовать себя в опасности и бояться, это использование преднамеренных и организованных действий, вызывающих страх, для достижения конкретных целей.
(Слайд)
Согласно Закона "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистским действиям относятся:
-насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
-публичное оправдание террористических актов;
-пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
- нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
-пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
-массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов;
-публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
Ведущий 1 (Слайд) К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
- большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
- нарастание социальной напряженности;
-снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей;
- бездуховность - отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Факторы молодежного экстремизма
Ведущий 2 (Слайд) Факторы молодежного экстремизма
Среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:
-влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
- влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
-влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
-стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе; собственные представления и моральные установки;
-личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
- психическое напряжение.
Группа риска, склонная к молодежному экстремизму
Ведущий 1 (Слайд) Группа риска
Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:
- дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью кразличного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
- так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение; подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
- представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
- члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность
Административная и уголовная ответственность за экстремистские действия
Ведущий 2 (Слайд) Ответственность
Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм.
Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния: - унижение человеческой чести и достоинства;
- возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
- организация сообществ экстремистского характера;
- организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.
Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему.
Статьи 243-244 подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.
Ведущий 1 (Слайд) Только толерантное отношение друг к другу поможет нам стать дружными, способными ставить себя на место другого человека. И это помогает нам, молодежи, выходить из экстремальных ситуаций посредством выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.
Список использованной литературы
1. РФ. Федеральный закон. «О противодействии терроризму» [Текст]. Принят Государственной думой 26 февраля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 10. - С. 13- 32.
2. РФ. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173583 (дата обращения 19.11.2015).
3. Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ (дата обращения 19.11.2015)
4. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 (ред. от 27.06.2014) О мерах по противодействию терроризму [Электронный ресурс].
5. Борьба с терроризмом касается каждого [Текст]: как возместить вред, причиненный в результате террористической акции: постатейный комментарий ФЗ «О борьбе с терроризмом» и «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» / ред.-сост. А. Т. Гаврилов, М. И. Посошкова; вступительная статья Н. А. Петухова. - М.: Российская газета, 2014. - 224 с.
6. Коряковцев, Вячеслав Васильевич. Комментарий к Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» [Текст]: постатейный научно - практический / В. В. Коряковцев, К. В. Питулько. - СПб.: ПИТЕР, 2015. - 416 с.
7. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Текст]: утверждена Президентом РФ 05.10.2009 // Официальные документы в образовании: информационный бюллетень. - 2009. - №31. - С. 25-41.