СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Идет доброта по Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час-диспут.Подходит дла категории учащихся 3-5 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Идет доброта по Земле"»

12


Идет доброта по Земле

Цель:

• формировать понятие детей о том, что важно не только, кем быть в жизни, но и каким быть;

• продолжить формирование характера, его положительных черт;

• воспитывать чувство долга.

Форма: классный час–диспут.

Ход классного часа

І. Вступление, формирование мотивации

Слово учителя. Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не по­зволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она — рабыня и царица,

Она — работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

— О чем хотел сказать автор?

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно постоянно прилагать усилия для формирования положительных душевных ка­честв, работать над собой ежедневно.)

ІІ. Сообщение темы классного часа

— Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, мы про­должим разговор на тему добра и зла, будем читать стихотворения, узнаем новые пословицы, познакомимся с мудрой притчей, и я на­деюсь, в дальнейшем, сегодня и всегда, ежедневно вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, на минуту глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно со­грело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и до­брые лица. А значит, здесь собрались добрые люди. 

ІІІ. Основная часть

Учитель . Послушайте стихотворение Ю. Друниной.

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо,

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

— О чём это стихотворение? Какова его основная мысль? (От­веты детей.)

— Как вы считаете, почему «добро должно быть с кулаками»? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение С. Куняева, которое так и называется.

Добро должно быть с кулаками

Добро должно быть с кулаками,

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро.

Добро — не жалость и не слабость,

Добром дробят замки оков.

Добро — не слякость и не святость,

Не отпущение грехов.

И смысл истории — в конечном,

В добротном действии одном:

Спокойно вышибать коленом

Не уступающих добром!

— Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?

— Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»?

— Почему это необходимо? (Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и требует меньше усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпели­вого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый. Слабый же человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках…)

— С какими словами у вас ассоциируются понятия добро и зло?

Запись на доске:

Добро — нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь…

Зло — зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм…

— А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

— Зло противоречит добру. Зло — это всё то, что губит душу че­ловека.

Зло — это войны и предательство, зависть и жадность, это пре­следование людей другой национальности, другого цвета кожи.

Зло — когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, а взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно ко­варно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Судить человека нужно по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадание, а удача сопутствует. Но может ли быть счаст­ливым человек, приносящий страдания другим? Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

В сказках добро побеждает зло. Но жизнь — не сказка. В ней слу­чается всякое…

Я расскажу вам притчу.

Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и при­давило змею. Подошёл охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и со­бралась укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас!»

«На то я и змея», — ответила она. Тут на счастье охотника пробе­гала мимо лиса. Попросил охотник лису рассудить, кто из них прав. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и попросила, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошёл своей дорогой, оставив змею умирать.

— Значит, не нужно делать добра? Жить по пословице «Не делай добра — не получишь и зла»? Может, и у вас случались ситуации, когда за доброе дело наказывали? (Дети приводят примеры.) Я хочу, чтобы вы в любой непростой жизненной ситуации помнили слова Га­бриеля Гарсия Маркеса: «Всегда найдутся люди, которые хотят при­чинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть осторожнее».

Проведем тест «Добрый ли ты человек?»

Доброта бывает разная. Условно ее можно поделить на три вида.

Самая неприметная — доброта пассивная. Человек не ударит сла­бого, не заденет самолюбия легко ранимого. Не пройдёт мимо зла, но и не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим ради своей выгоды?

И, наконец, существует доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина — человека с чувством обострённого достоинства, который защитит сла­бого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я — добрый че­ловек»? Отвечайте на вопросы теста «Да» или «Нет».

Тестирование

1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить всё, что у тебя есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему по­нять, что тебя это мало интересует, даже если это действительно так?

3. Если твой партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы доставить ему удовольствие?

4. Часто ли ты говоришь приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любишь ли ты злые шутки?

6. Ты злопамятен?

7. Сможешь ли ты терпеливо выслушать даже то, что тебя совершенно не интересует?

8. Умеешь ли на практике применять свои способности?

9. Бросаешь ли ты игру, когда начинаешь проигрывать?

10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли выслушать аргументы оппонента?

11. Ты охотно выполняешь просьбы?

12. Станешь ли ты подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружа­ющих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «Да» на во­просы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «Нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Более 8 очков. Ты любезен. Нравишься окружающим, умеешь об­щаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Одно предостере­жение: никогда не пытайся иметь хорошие отношения со всеми — всемне угодишь, да и на пользу это тебе не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, твоя доброта — дело случая. Добр ты далеко не со всеми. Для одних ты можешь пойти на всё, но общение с тобой более чем неприятно для тех, кто тебе не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным в отноше­ниях со всеми, чтобы люди не обижались.

Менее 4 очков. Общение с тобой, надо признаться, порой бы­вает просто мукой даже для самых близких людей. Будь доброжела­тельным, и у тебя будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

— Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми, мы станем по-настоящему добрыми.

1. Помогать людям.

2. Защищать слабого.

3. Делиться последним с другом.

4. Не завидовать.

5. Прощать ошибки другим

Помни!

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

— Попробуй — и ты увидишь, какими тёплыми, радостными, спо­койными станут твои отношения с окружающими людьми, какое уди­вительное чувство согреет твое сердце. Старайся ради самого себя не причинять вреда другому человеку.

Добро — это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло — это то, что способствует мо­ральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, со­блазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой добро истинное.

Продолжаем разговор дальше. Человек должен хотеть быть добрым, и можно приучить себя к добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания, необходимы человеку?

— Особой чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили по совести, то не нужен бы был свод законов. Совесть могла бы верно руководить всеми поступками.

Что же такое совесть?

• Совесть мучает за плохие поступки, она заставляет анализировать свое поведение.

• Совесть зависит от воспитания и характера.

• Совесть есть у всех, и находится она в сердце или в душе чело­века.

• Совесть — это внутреннее «я», которое подсказывает правильный выбор.

• Совесть — это какой-то паразит, который грызет изнутри, когда сделал что-то не так.

Одна девочка сказала, что совесть — это место внутри тебя, ко­торое жжет, если ты поступаешь нехорошо, а мальчик объяснил, что этот голос внутри, который говорит: «Нет!», когда вы хотите сделать что-нибудь плохое.

Муки совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом про­изведении «Скупой рыцарь»:

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце;

Совесть — незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это — ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы.

— Совесть является обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и живущей в нем. Наш личный опыт убеждает нас в том, что совесть (внутренний голос) находится вне нашего контроля и выражает себя не­посредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы устали, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо. (Привести примеры.) И законы, принятые в государстве, и внутренний закон совести говорят об одном: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. В повседневных отношениях с людьми мы под­сознательно больше доверяем совести человека, чем установленным за­конам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь. Поэтому нормальные, добрые взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не потеряли свою совесть.

Да, добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является лучшим лекарством от обиды? (Прощение!)

— Послушайте стихотворение и подумайте над его смыслом.

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек…

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она, счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах — лучащихся росинках —

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым,

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенный рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Убежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

— Каков смысл стихотворения? (На зло отвечай добром.)

— Все люди совершают ошибки. Поэтому необходимо уметь при­знавать свои ошибки, свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

• сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил не­приятности (как в стихотворении);

• принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить;

• написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

— А что значит простить?

Простить — это значит:

• не таить обиду;

• перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);

• перестать упрекать человека за нанесенную обиду;

• не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придет мириться.

— Томас Фуллер (философ) сказал: «Худшие из людей — те, кто не хочет прощать».

— А как чувствует себя человек, которого простили?

Чтение учителем пословиц

• Есть слезы — есть и совесть.

• Упавшего не считай за пропавшего.

• Кайся, да опять за старое не принимайся.

• Тому тяжело, кто помнит зло.

— Послушайте следующее стихотворение и скажите, каким еще важным качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки. (Читает ученик.)

БРЕВНО

Лежало на пути бревно,

Мешало путникам оно.

Один сказал: «Нехорошо»,

Сказал и знай себе пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

— Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

— А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях.)

(Ребята приводят примеры из жизни.)

— Чтобы быть добрым, нужно уметь любить.

Любовь бывает разная:

• эгоистичная (низшая степень проявления любви);

• дружеская, братская — для нее характерны взаимопомощь, взаи­мовыручка, взаимная поддержка, прощение (вторая степень про­явления любви);

• жертвенная любовь, когда за другого готов отдать даже собственную жизнь (самая высокая степень проявления любви).

— Для кого характерна такая любовь: не брать, а отдавать, кто вас так сильно любит, что готов отдать все, даже жизнь? (Мать. Любовь матери — самое высшее проявление любви на Земле.)

— Любовь — это высшее проявление доброты к человеку, к людям.

Прочитайте пословицу: «Любовь вершит великие дела, чего не может сотворить ни сабля, ни стрела». (Разбор ее смысла.)

Вывод: не было бы вражды — не было бы войн.

Ученик

Верь в великую силу любви,

Той любви всепобеждающей,

В свет ее, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови.

Верь в великую силу любви.

Учитель . И вас никогда не будут считать добрым, не будут ува­жать, если вы не будете щедрыми, не будете делиться с товарищами, т. е. чем-то жертвовать.

Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни.)

— Есть на свете еще такое понятие — человеческое достоинство, им, собственно, и определяется, чего стоит человек, каков он?

Что значит достойный человек? Как это понятие трактует ста­ринный словарь Даля?

У детей было домашнее задание: отправиться в научную командировку в библиотеку для работы с толковым словарем.

Ученица . «Достойный, — говорится в старинном словаре Даля, — это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести». Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий — такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный — обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Учитель . Видите, ребята, как много смысла в одном единственном слове, которое мы порой не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не соответствующих им. И дело не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей Конституции, дело и в так называемых неписаных за­конах человеческих отношений.

Подумайте, ребята, и приведите примеры из жизни, из рассказов, прочитанных книг, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова

Жили три друга-товарища

В маленьком городе Эн.

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,

Долго пытали его —

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй —

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.

— Не о чем нам разговаривать! —

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

Учитель . Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком? Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства до­стоинства: именно оно лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.

Дети, запомните, пожалуйста, замечательные слова великого пе­дагога Василия Александровича Сухомлинского: «Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства… Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств».

Предлагаю вам вопросы для обсуждения.

— Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?

— А где в наше время можно проявить достоинство? По отно­шению к кому нужно вести себя достойно?

— Достойно ли подсказывать?

— Достойно ли отказать списать или попросить списать?

— А что, по вашему мнению, ещё должно входить в понятие до­стоинство?

— Как вы понимаете слова: «В основе человеческого бытия, чело­веческого существования, человеческой жизни лежит доброта»?

— Согласитесь ли вы со мной: жить достойно — значит жить по заповедям Божьим? Вот некоторые из них.

• Возлюби ближнего как самого себя.

• Почитай отца и мать.

• Не убий.

• Не укради.

• Не лжесвидетельствуй (т. е. говори правду).

Хочу обратить внимание на пословицу: «Кто добр поистине, тот добро в молчании творит». Как вы ее понимаете?

Чтение стихотворения

ДОБРО

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те нежданные радости,

Подаренные добротою.

Добро — не доблесть!

Не жалуйся.

Добро совершать не бойся.

Помог человеку — и радуйся,

Награды не нужно большей.

IV. Итог классного часа

Учитель . Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге добр и света или по дороге зла и тьмы. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке ужи­ваться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может находиться одно­временно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит», — гласит пословица. Если сердце напол­нено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша до­брота и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, вы­берите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.

Например:

• говорить «пожалуйста»; не перечить родителям; замечать в людях хорошее;

• не сквернословить; относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;

• не смеяться над товарищами из-за ошибки и т. д.

Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе от­ношение друг другу, поэтому и хочется закончить наш классный час стихотворением Гульчехры Джураевой.

Говорят, что я горда.

Что же — я отвечу: да,

Перед низостью горда,

Перед пошлостью горда

Я всегда.

Если подленькая месть

Мне захочет в душу влезть,

Если золотом увесят —

Совесть заглушить хотят, —

Перед этим я горда,

Отвечаю: «Никогда».

Но с тобою, доброта,

Я доверчиво проста,

Тает гордость, словно снег

В день погожий по весне…

Как ищу я, как я жду

Красоту и доброту!

— Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает до­стоинства других. Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить! За добро платят добром!

Люди! Я прошу вас! Ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Игра «Вырасти волшебный цветок — Доброту»

Дети по очереди читают на лепестках составляющие доброты: милосердие, доброжелательность, чуткость, терпимость, умение об­щаться, умение сопереживать, умение прощать и т. д. Лепестков столько же, сколько детей в классе. Лепестки на доске устанавливают в виде цветка (махрового тюльпана), а снизу подкрепляют большой розовый цветок, на котором написано «Доброта».

Завершается классный час песней «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, (2 раза)

Хоть этот путь не ведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь,

Когда судьба тебя

Ведёт, не как сестра.

Но если с другом худо, (2 раза)

Не уповай на чудо, —

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что эта жизнь —

Не детская игра!

Ты прочь гони соблазны, (2 раза)

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!