Классный час: « Спешите делать добро».
Задачи: формировать нравственные качества, развиватьу детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Ход мероприятия.
Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком .
- Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2. В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
3.Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает
.
4. И оно поважней, чем лица красота.
Догадались , что это ?
Сердец доброта!
Учитель:- Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:
( на доске)
5 Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте .
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель: У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, общение с другими людьми.
Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
- А что такое доброта?
Какой человек может называться добрым?
Но почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта….Добро… Что же это такое?
- «Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное» ( Л.Н.Толстой)
6. «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид» ( драматург В.Розов).
7. По словарю Ожегова: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Ведущий.. Как много слов образовано от слова добро!
(на доске изображен «цветок доброты». )
Добро – все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец – добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому-либо.
Добродетель – высокая нравственность.
Добронравие – хороший нрав.
Добросердечность – ласковое, доброе сердце
Доброхот – доброжелатель.
Добряк – добрый человек.
Вот как много однокоренных слов.
Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева « Цветик – семицветик».
- Кому и как помогла девочка?
- Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
- Как вы думаете, легко ли быть по – настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека большого и маленького, свой путь к доброте.
Песня «Доброта» (сл .Н.Тулуповой, муз. И.Лученка)
Добрым быть совсем , совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цветка.
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем , совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта , как солнце, светит.
Радуются взрослые и дети.
Это интересно.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других, создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец – несчастлив.
Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может. строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
Ведущий
-Как вы понимаете эти слова?
-Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому- то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ведущий. -А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Игра « Собери пословицы».
Добро помни, а
|
пожнешь
|
Что посеешь, то и
|
зло забывай
|
За добро
|
добра не делает никому
|
Худо тому, кто
|
добром плати
|
-Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
-Спеши делать добро.
-Без добрых дел нет доброго имени.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
-От добра добра не ищут.
-Доброе слово – половина счастья.
-Красоту уносят годы, доброту не унесут.
- Доброе дело дороже богатства.
-Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Добрая слава лежит, а худая бежит.
-Доброго чтут, а злого не жалуют.
Игра «Кто больше?»
-Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем – ДОБР.
- Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает тот, кто назовет больше.
( Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов , Добрынин, Добрыня, Добреньких.)
СЦЕНКА.
Действующие лица : Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
( Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти . Моя шапка, что ли7 Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по – твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто, так, из хороших побуждений.
-Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Ведущий: Сейчас я вам почитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно.
1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
-Подумайте, почему совершались добрые дела?
-Как бы вы поступили на месте мальчиков?
-Какие пословицы можно отнести к этим рассказам?
-Где и как вы проявляете доброту?
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!
Антон Павлович Чехов, обращаясь к молодым, писал: « Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Добрые сердца - это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
-Давайте вернемся к нашему « цветку доброты». Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
( Ученики помещают на доску цветы со словами, обозначающими качества доброго человека.)
-Какая чудесная поляна! Цветы на ней обозначают необходимые человеку качества: это милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность. скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Спроси у жизни строгой :
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь не ведом,
Иди , мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
-Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать правила доброты.
-Давайте попробуем составить свод правил доброты « Спешите делать добро»
( Дети на листочках работают группами)
-Какие советы, наказы чаще всего дают вам родители?
1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2. Любить людей знакомых и незнакомых.
3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
4.Делать добро для близких, друзей.
5 Не завидовать.
6. Не вредничать.
7. Не грубить.
Зачитывание правил по группам.
-Каким делает человека доброта?
-Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.
- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле.
ВСЕ: Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду
Как я забываю о зле
ЗАДАНИЕ: Нарисовать доброту.