КЛАССНЫЙ ЧАС
«Доброта спасет мир»
Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. Раскрыть для детей понятие «доброта», источники доброты (природа, добрые поступки).
2.Учить детей общению, наблюдательности.
3.Формировать нравственные качества человека: забота о других, взаимовыручка, умение дружить, делать добро для других.
4.Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;
Предварительная работа. Чтение произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»
Ход урока.
Учитель:
Слайд 1. - Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.
- А о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас с вами узнаем с помощью подсказки:
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что - то такое,
Что объяснить не в силах порою!
- Итак, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Необычный урок - урок доброты!
Учитель: Итак, что такое добро?
Какого человека мы называем добрым? (Дети отвечают)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную Любит природу и бережет ее.
Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю пору
- Добрый человек - готовый прийти на помощь, и готов это делать не ради выгоды, напоказ, а делает это по велению сердца.
- Доброта должна идти от сердца.
- Где и кому особенно необходима наша доброта, поддержка, забота и тепло? (детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых )
(Слайд 2) Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.
- Сколько лепестков было у волшебного цветка?
- Кто помнит волшебные слова?
(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
Ученик 1.(Слайд 3) Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Ученик 2.( Слайд 4) Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано:
"Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе?
Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем городе таких людей много. Это и взрослые и дети.
Ученик 3. - К сожалению, на нашей планете есть немало людей с ограниченным физическим здоровьем. Это люди инвалиды, которые с рождения или в результате перенесенной болезни или травм потеряли своё здоровье.
- Сегодня мы попробуем прочувствовать, как себя чувствуют люди с ограниченными возможностями здоровья рядом с нами. Я предлагаю выполнить некоторые упражнения.
Практические упражнения1 .
Учитель.- Сейчас я попрошу встать 3 человека, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, ещё раз повернуться влево, шаг вправо и вперёд, повернуться вокруг себя.
- Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (ответы детей).
2. Приглашаются 3 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия: Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
- Вот так чувствуют себя люди с проблемами зрения. Скажите, неужели такие дети не могут учиться, а затем работать? (предположения детей). Ученик 1.(Слайд 5) Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей).
Ученик 2.(Слайд 6) Есть «Общество слепых», где людям помогают найти работу по силам, предлагают необходимую помощь и поддержку. Например, люди, не имея зрения, могут изготавливать вещи общего потребления: крышки, выключатели, розетки.
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).
Ученик 3(Слайд 7)- Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать отрывок из хорошо знакомой вам песни (звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой)
Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница- слепая)
Ученик 1.(Слайд 8) - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?
А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык. Их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. ( Меня зовут ,,,,,,. Я учусь в четвёртом классе) А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз.
У меня есть записочки с текстом, вы произносите открывая только рот. Мы пробуем отгадать сказанное.
(Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное).
-Скажите, что может привести к потере слуха? Что нужно делать, чтобы этого избежать? (ответы детей)
Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
(Слайд 9) - Легко ли было угадывать?
Ученик 2. - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте своё утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Практические упражнения
1. Приглашаются 3 человека.
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 3 человека. Сейчас, мы, одну руку ленточкой привяжем к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте: 1 человек- надеть на себя шапку, 2 – человек обуть сменку, 3 – надеть брюки.
Что испытывали? Что хотелось сделать?
Ученик 3.( слайд 10)-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?
- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям с ограниченными возможностями здоровья.
А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
( слайд 11) «Магическая свеча».
Ученик 1. -В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали для «особых детей», став волшебником? Начните так:
- Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...
( слайд 12) Рефлексия занятия
Учитель- Все дети любят воздушные шарики. На ваших столах лежат воздушные шарики (из бумаги). Пускай они из бумаги, но любому ребёнку будет приятно, если ему подарят воздушные шары с добрыми пожеланиями. Вы можете воспользоваться надписями на слайде или придумать свой вариант. (дети пишут на шарах свои пожелания ребёнку - инвалиду).
- У кого шарики будут готовы, прикрепите их на доску.
- Я думаю, то, что вы все на шариках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.