Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» городского округа город Уфа РБ
Тазетдинова А. Н.
Его величество Киловатт
(методическая разработка классного часа)
Уфа 2017
Аннотация
В представленной разработке в интересной и увлекательной форме обсуждается одна из важнейших экономических задач – рациональное использование электрической энергии в быту. Разработка подразумевает использование технологии критического мышления, метода «шести шляп». Метод «шесть шляп мышления» позволяет учащимся разносторонне проанализировать какую-либо ситуацию и сделать самостоятельные выводы. Перед учениками ставится проблема, которую они, опираясь на свои знания по географии, истории, физике, математике, экологии, полученные из СМИ, в ходе ролевой игры должны осмыслить и (в идеале) решить.
Разработка предназначена для обучающихся 5 – 9 классов. Данный материал может быть использован при разработке классных часов, посвященных энергосбережению.
Классный час по данной разработке проведен 06.04.2017г. в МАОУ «Лицей №6» г.Уфы в 7а классе (Классный руководитель Тазетдинова А. Н.). При подготовке материала использованы данный социологического опроса, проведенного в этом же классе.
Автор: Тазетдинова Анастасия Николаевна, учитель математики и физики МАОУ «Лицей №6» г.Уфы, классный руководитель 7А класса.
Пояснительная записка
25 марта 2017 года прошла международная акция «Час Земли». Это ежегодное международное событие, проводимое Всемирным фондом дикой природы (WWF). Проводится в последнюю субботу марта и призывает всех — частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения — выключить свет на один час, чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата и другим экологическим темам. Впервые это мероприятие было организовано Всемирным фондом дикой природы в Австралии совместно с изданием The Sydney Morning Herald в 2007 году, уже на следующий год получило мировую поддержку, а в 2009 году уже стало самой массовой акцией в истории человечества — по оценкам WWF, оно коснулось более миллиарда жителей планеты. В России Час Земли проводится с 2009 года под лозунгом «Экономия природных ресурсов планеты». В этот день все неравнодушные к будущему планеты на 1 час выключают свет и бытовые электроприборы.
Актуальность моей работы в том, что бережное отношение к природным ресурсам, в том числе к электрической энергии, - понятие в равной степени и социально-экономическое, и нравственное. Но такое отношение само по себе не появляется – его необходимо формировать, - в семье, в школе. Нужно с самого раннего детства дать ребенку осознание того, что всякое благосостояние немыслимо без экономного и рационального расходования всех видов ресурсов, снижения их потерь.
Цель работы – помочь обучающимся задуматься о необходимости сбережения энергоресурсов, а также ознакомить с конкретными примерами, позволяющими разумно экономить электрическую энергию.
Новизна работы заключается в том, что информация представлена в доступной для обучающихся форме, приведены конкретные примеры сбережения электроэнергии, в том числе, в МАОУ «Лицей №6»; обучающимся предложено проанализировать своё отношение к экономии энергоресурсов.
Содержание
Здравствуйте! У нас необычный классный час. Сегодня мы будем говорить о том, что вы все давным-давно знаете. Мы знакомы с этим с детства, но чудом не считаем. А между тем – это настоящее чудо. Чтобы вы догадались, о чем наш разговор, я загадаю вам загадку:
По гудящим проводам
Что идет на помощь нам?
Светлое величество - …(Электричество)
Да! Речь пойдет об электроэнергии, а также о том, как правильно её использовать. Я назову вам некоторые факты из истории возникновения электрических приборов, а вы должны как можно скорее догадаться, о каком именно электроприборе идет речь. Готовы?

Первоначально – гладкий камень, затем – гладкий кусок железа.
Спустя несколько веков стал полым внутри.
Горячие угли сменились спиралью накаливания.
(утюг)

Были известны ещё в Древней Греции, представляли собой рамы особой конструкции.
На стенах гробниц Междуречья изображены в виде колеса с лопастями.
В середине ХIХ века приводились в действие паровым двигателем и были очень громоздки.
Стала общедоступной в ХХ веке с появлением электромоторов.
Используется для стирки белья.
(стиральная машина)
1. Был изобретен практически одновременно Джоном Лесли в Англии, Франсуа Карре во Франции и Фердинандом Виндхаузеном в Германии в ХIХ веке.
Первая несовершенная модель, очень громоздкая и неэкономичная, была выставлена на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1887 году.
В древности для его создания использовали снег, лёд и соль.
(холодильник)
Современная по конструкции и форме мало отличается от самой первой.
Когда в 1873 году русский инженер А. Н. Лодыгин обратился к градоначальнику Петербурга с предложением внедрить его изобретение, градоначальник ответил «Отказать за ненадобностью». Через несколько лет это изобретение пришлось за большие деньги покупать за границей.
Получая патент на это изобретение, Эдисон сказал, что всего лишь «усовершенствовал идею русского инженера Лодыгина о проведении электрического света».
Эдисон использовал угольки, Лодыгин – проволочку.
(лампа накаливания)

В ХIХ веке был механическим.
На Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году получил первую премию, а изобретателю было выдано денежное вознаграждение.
Изобретателя в детстве учителя считали «ограниченным». Родителей попросили забрать ребёнка из школы. Мать забрала его и уже дома дала ему первое образование.
Первый экземпляр Эдисон подарил английскому королю Эдуарду VII. Установлен в покоях Букингемского дворца в Лондоне и исправно действует до сих пор.
Лицензию на производство приобрела немецкая фирма, специализирующаяся на изготовлении банковских сейфов, т.к. руководство фирмы считало, что грабителей отпугнет шум.
(электрический звонок)
Появились в 30-е годы ХХ века.
Первые модели были разработаны итальянским концерном «Сочьета дженерале итальяна Эдисон ди элетричита». Газеты называли их «освободители хозяек».
(кофемолки, кофеварки, тостеры и пр.)
И все эти электроприборы потребляют электроэнергию. Откуда же она берется? Электроэнергия вырабатывается на электростанциях – атомных, гидроэлектростанциях, газотурбинных, тепловых. Для производства электрической энергии сжигаются нефть, газ, уголь. К примеру, сто 75-ваттных лампочек – это несколько килограммов нефти. И производство электроэнергии постоянно растет. В 1890 году в мире производилось 9 млрд.кВтч электроэнергии, в 1900 – 15 млрд.кВтч, в 1950 – 950 млрд.кВтч, в 1970 – 5000 млрд.кВтч, в 2000 – 14500 млрд.кВтч, в 2013 году – 23127 млрд.кВтч. (Ранее на уроке алгебры ученики по этим данным чертили график – «Динамика мирового производства электроэнергии», - поэтому имеют представление о масштабах).
Это количество – огромно! И оно продолжает расти. Но ведь запасы Земли небезграничны! Печально, но факт: наша страна – одна из самых энергорасточительных в мире. Ежедневно мы по всей стране забываем или ленимся гасить сотни тысяч осветительных приборов. Это – десятки тонн выброшенного топлива. В Европе уже давно пытаются снизить энергозатраты, мы же не торопимся это делать, «не мелочимся». А ведь это – элементарная бесхозяйственность. Вот вы – экономите электроэнергию?
(В ходе опроса выяснилось, что из 28 человек экономят – 8, совершенно не экономят – 2, экономят, но редко – 18).
А нужно ли экономить электроэнергию?
Попробуем ответить на этот важный вопрос.
Ученикам уже известен метод «Шести шляп мышления», поэтому класс сразу разделился на 6 групп: Белая шляпа, Красная шляпа, Желтая шляпа, Черная шляпа, Зеленая шляпа, Синяя шляпа.
Итак, на повестке дня вопрос: «Экономия электроэнергии – хорошо это или плохо?»
Далее следует выступление учеников из каждой группы.
Белая шляпа (констатация фактов): описывают факты, когда энергия уходит впустую, приводят примеры использования электроэнергии в жизни.
Красная шляпа (проявление эмоций): «Мы хотим жить здесь и сейчас! Мы не должны себе ни в чем отказывать! После нас – хоть потоп! А наши потомки что-нибудь придумают! Хотя их, конечно, жаль.»
Желтая шляпа ( позитивное мышление): если электроэнергию не расходовать бережно, она иссякнет. Это плохо. Зато люди не будут тратить время на пустое сидение в интернете, на пустые развлечения. Люди будут ближе к природе, духовно богаче. Кроме того, электростанции не будут загрязнять природу. Если будем экономить, то не будет глобального энергетического кризиса, энергии хватит всем, к тому же, чем меньше расходуем электроэнергии, тем меньше за неё платим.
Черная шляпа (настроены скептически): если иссякнет энергия, то мы не сможем пользоваться многими благами. Это плохо. С другой стороны – почему именно мы должны экономить? Одна ласточка весны не делает.
Зеленая шляпа (творческое мышление): надо придумать альтернативные источники энергии – энергию приливов и отливов, энергию Солнца, энергию ветра. Тогда можно и не экономить.
Синяя шляпа (подведение итогов): пока не изобретены альтернативные источники электроэнергии, её лучше расходовать с умом, бережно. Но экономить нужно в разумных пределах, без фанатизма.
Я привела основные мысли каждой из групп, в реальной ситуации обсуждение было довольно бурным и интересным.
Итак, электрическую энергию беречь всё-таки нужно, но знаем ли мы – как? Бережное расходование электроэнергии в быту – это забота всех, кто пользуется бытовыми приборами. Да, безусловно, электроприборы постоянно усовершенствуются, но все-таки одним из важнейших резервов экономии электроэнергии остаётся сознательность каждого из нас. Совмещать комфорт и разумное использование электроэнергии – задача непростая, требующая знаний, умений и личной ответственности каждого.
Большинство людей думает, что экономия электроэнергии в быту сводится к выключению горящей без надобности лампочки. Но всё несколько сложнее. При покупке электроприборов мы редко смотрим на него с точки зрения расхода электроэнергии, но именно с этим параметром – мощностью, - серьезная проблема, ведь пик работы многих электроприборов совпадает с максимумом нагрузки на энергосистемы.
Главные хранители – мы с вами.
Представим вашу квартиру и подумаем, как рационально расходовать электроэнергию. Для начала определим наиболее важные виды энергопотребления.
(Ученики перечисляют, записываем на доске: освещение, отопление, стирка, приготовление пищи, глажка, просмотр телевизора, компьютер, фен, плойка, зарядка телефонов). На освещение приходится треть всего бытового потребления электроэнергии, поэтому поговорим о нём.
Если рационально разместить общее и местное освещение в квартире, то можно сократить в год 200-400 млн.кВтч!
Итак, люстра. Она, как правило, на несколько лампочек. То есть энергии уходит много, а нужный уровень освещенности достигается не всегда. А если люстра к тому же запыленная, то освещенность снижается на 10-15%. Лучше применять зональный метод освещения с выделением зон для занятий, отдыха, чтения, обеда, работы и пр. Если использовать при освещении этих зон лампы направленного света, настольные лампы, бра, то освещенность этой зоны будет лучше, а комфорта – больше. Кроме того, использование светодиодных или энергосберегающих ламп значительно сокращает потребление энергии. И, конечно, лампы не нужно зажигать без надобности. Научиться вовремя гасить свет несложно: достаточно быть сознательным человеком и выработать такую привычку.
Задание: на листке бумаги нарисуйте план вашей квартиры или комнаты и разместите электрические светильники с учетом зон.
(Желающие показывают свои рисунки, объясняют, по какому принципу размещали осветительные приборы).
Заглянем на кухню. Какие электроприборы мы можем там увидеть? (Ученики перечисляют электроприборы).
Какой из этих электроприборов работает круглосуточно? Правильно, холодильник. В среднем холодильник потребляет 450 кВтч ежегодно. Правильная эксплуатация холодильника позволяет сократить потребление энергии на 15-20%. Что для этого нужно?
(Ученики высказывают свои мнения: своевременно освобождать от «снежной шубы», не держать долго дверь открытой, держать в идеальном состоянии резиновые уплотнители.)
Как вы думаете, сколько электроэнергии в год потребляют другие электрические приборы? (Ученики высказывают предположения).
Электроплита – 1100 кВт/ч
Утюг- 100 кВт/ч
Телевизор – 300 кВт/ч
Пылесос – 60 кВт/ч
Стиральная машина – 50 кВт/ч.
Для того, чтобы получить эти сведения, воспользовались специальными приборами. Какими? (Ученики отвечают, что счетчиками).
Использование электрических счетчиков позволяет держать под контролем количество потребляемой энергии. В нашем лицее установлено 3 электросчетчика, и во многом благодаря им, за 3 месяца 2016 года удалось сэкономить 47 кВт энергии. Как вы думаете, за счет чего? (Ученики заметили, что в нашей школе, как впрочем, и дома, какой-то объем электроэнергии расходуется «впустую»). Это и работа «забытых» приборов, и освещение ненужных территорий. Ученики назвали конкретные участки нашего лицея, где можно сэкономить электроэнергию.
Подведем итоги:
Как вы поняли, что такое энергосбережение?
Для чего нужно экономить электроэнергию?
Назовите возможные способы экономии электроэнергии.
Что я лично сделал для экономии электроэнергии?
Мы должны помнить, что только от нас с вами, от нашего отношения к природе зависит будущее нашей страны и будущих поколений, будущее нашей Земли.
При проведении данного классного часа очень важно следить за временем, так как ученики довольно активно излагают свои мнения, и обсуждение может затянуться. Поэтому лучше сразу договориться, сколько минут дается каждой группе («Шляпе») на выступление.
В результате такого подхода ученики приобретают опыт выступления на публике, задумываются о проблемах современности, в частности, о возможном энергетическом кризисе, и о путях преодоления этого кризиса.
Список использованной литературы
Каневский Е. М., Краснянский Э. В., Лысов М. М. «Уроки экономии в быту». – М.: Экономика, 1985.
Зорина О. А., Пухова С. А. «День Земли», научно-методический журнал «Все для классного руководителя» 2013, январь
Максаковский В. П. «Экономическая и социальная география мира» учебник для 10 кл.общеобразоват.учреждений –М.: Просвещение, 2008.