«Искусство общения»
(Классный час в 6 классе.)
Подготовила: классный руководитель Жученко Д.Н.
Цель:
1. помочь осознать учащимся важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми;
2. сформировать первичные умения учащихся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой;
3. развивать внимание при выполнении упражнений, речь через высказывания и суждения, коммуникативные умения (работа в группах);
4. усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми
5. овладеть навыками культурного поведения.
Оборудование: конверты с заранее подготовленным материалом (пословицы,поговорки), чистые листы, карандаши
Вступительное слово учителя.
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя всё богатство русского языка.
Учащиеся разделены на две группы. На столе лежат конверты с цитатами, пословицами и поговорками. Ребята знакомятся с содержимым конвертов.
«- Пред старцем – молчание;
- Пред мудрым – послушание;
- С равным дружбу иметь;
- С младшими – дружелюбное согласие;
- Уважен хочешь быть, умей других уважать.»
«Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих». (А. Ахматова).
«Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш. Бронте).
«Наслаждение общением — главный признак дружбы». (Аристотель)
Какова речь, таков и склад.
Раненный мечом вылечится, словом — никогда.
Слово — ключ, открывающий сердца.
Обдумай то, что говоришь, даже когда шутишь.
Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (А.-С. Экзюпери)
«Воспитание себя — это усвоение хороших привычек». (Платон)
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А.Чехов)
Слово не стрела, а в сердце язвит.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Звон не молитва, а крик не беседа.
Недоброе слово больней огня жжет.
Проявление уважения к окружающим — прежде всего восстановление уважения к себе.
Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен на классный час? (высказывают предположения). Вы абсолютно правы, ребята, наш классный час посвящен искусству общения.
Учитель:
Каждый день мы общаемся с разными людьми. Наше общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Общаясь с другими людьми, мы выделяем тех, с кем нам приятно и интересно общаться.
Перед вами на столе чистые листы. Я предлагаю вам написать на них качества людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить. (Представитель каждой группы зачитывает список, составленный ими).
Учитель делает общий вывод:
Приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.
За всю историю своего развития человечество выработало правила и нормы поведения. Которые можно объединить в понятие ЭТИКЕТ. (Этикет — это культура поведения человека). Существуют правила поведения в обществе, на работе, на улице, за столом, в гостях и дома, в театре, в библиотеке. Есть правила светского этикета. Есть правила воинского этикета. Существуют правила речевого поведения — речевой этикет. Остановимся на этой теме поподробнее. Одно из правил этикета гласит: обращайся к людям деликатно, тактично, так, как хотел бы, чтобы обращались к тебе. А теперь давайте задумаемся, всегда ли мы придерживаемся этого правила. Нет. Нередко мы бываем грубы, несдержанны, забывая о том, что слово — это очень опасное оружие. Резкие, обидные слова легко и быстро вылетают из нас и тяжелым камнем, незаживающим рубцом ложатся на сердце близких нам людей. Вот послушайте, я хочу вам рассказать одну притчу, она называется «Шрам на душе»:
Притча
Один мальчик часто злился на других, легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:
- Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем вбивал все меньше гвоздей. Наконец наступил день, когда мальчик не разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:
- Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел забору:
- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам , такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.
Еще одно правило этикета гласит:
Никогда не произноси слов, которых не хотел бы услышать в свой адрес. К сожалению, не все выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведем, как говорим, зависит и наш успех в жизни и отношение к нам окружающих.
Речевой этикет — один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, а вот он заговорил, и, буквально с первых фраз можно судить о его культуре или бескультурье. Я уже не говорю о том, как чудовищно выглядите вы, мои дорогие, когда засоряете свою речь нецензурными словами, то есть сквернословите. Поверьте мне, это не круто! Еще древнегреческий философ и ученый Аристотель считал, что «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». Нецензурная брань оскорбляет слух и достоинство того, кто слушает и того, кто говорит.
Учитель: Ребята, скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим собеседником?
(Умение внимательно слушать,
эрудиция,
широкий кругозор,
хорошее чувство юмора и, конечно,
доброжелательный тон).
Остановимся на интонации подробнее.
Интонация, с которой вы разговариваете друг с другом или с окружающими, очень важна, ведь не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, порой обижают и оскорбляют окружающих. Фраза, сказанная доброжелательным, мягким тоном, будет услышана и понята и наоборот, эта же фраза, произнесенная с раздражением, грубо, вызовет такую же ответную реакцию собеседника.
А вы знаете, что есть оружие сильнее грубости, жестокости, хамства — это невежливость! Как вы думаете, почему? Вежливость имеет волшебную силу, так как включает в себя волшебные слова, которые помогают решить любой конфликт. Какие вызнаете волшебные слова? (Спасибо, пожалуйста, извини...) и плюс еще УЛЫБКА!
Ведь посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть,
уши — слушать,
рот — поглощать пищу — все это нужно самому себе, все, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно:
Она ничего не стоит, но много дает;
Она обогащает тех, кто ее получил, не обедняя при этом того, кто ею одаривает;
Она длится мгновенье, а в памяти остается порой навсегда.
Задание
А теперь я предлагаю вам самим написать правила общения между людьми. Каждая группа пишет список правил (ко всем относится с уважением; будь вежливым со всеми; слушай собеседника, не перебивай его; проявляй искренний интерес к людям; не допускай грубых и ироничных высказываний; говори доброжелательным тоном; будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей …)
Китайский философ Конфуций на вопрос своего ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другому того, чего не желаешь себе». Это правило общения вошло в историю, как «золотое правило нравственности».
А теперь я предлагаю вам проверить свои знания в области этикета. Давайте проведем викторину
Викторина.
Кто первым здоровается, мужчина или женщина? (мужчина, а руку подает первой женщина);
Должен ли мужчина вставать, приветствуя женщину? (всегда, когда заходит женщина);
Кто первым заканчивает телефонный разговор — тот, кто позвонил или тот, кому звонят? (тот, кто звонил);
Кто кого, мужчина или женщина, должен брать под руку? (женщина — мужчину);
Всегда ли мужчина должен пропустить женщину вперед? (да, за исключением того, когда помещение не освещено, либо на пути какое-то препятствие — тогда мужчина преодолевает его первым и помогает пройти женщине);
Кто первым заходит в лифт? (мужчина — это зона повышенной опасности);
Как должен повести себя мужчина, выходя из транспорта? (Подать руку. Если следом за его спутницей выходит другая женщина, ей так же следует подать руку);
Как проходят к своему месту в театре, кинотеатре? (лицом к сидящим);
Вы стоите перед входом в магазин, учреждение, класс. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропустить? (Пропустить нужно выходящих, а потом войти самому);
Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (можно, но только очень близких друзей);
Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично, нельзя заставлять окружающих себя ждать);
Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов или заранее? (Это необходимо сделать заранее, т. к. у друзей могут быть другие планы, нужно время, чтобы купить подарок).
Учитель:
Какие вы все молодцы! Прекрасно владеете правилами этикета! Я благодарю всех за активное участие, работу и надеюсь, что этот классный час поможет нам в дальнейшем строить добрые, искренние, уважительные отношения друг с другом и окружающими.
И закончить нашу беседу я хочу стихотворением Ф.И. Тютчева, которое он написал еще в середине ХIХ века, но которое как нельзя лучше подходит к теме сегодняшнего классного часа:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...