РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗРВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 16 Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА»
Методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования
Номинация
Классный час
Тема: «Искусство спора»
Автор:
ФИО - Макарова Елена Владимировна
Должность - учитель начальных классов
Место работы – МАОУ «школа № 16 г. Благовещенска»
E-mail – [email protected]
Г. Благовещенск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………… 3
Введение
1. Методическая разработка классного часа «Искусство спора» ……… 6
1.1. Цели и задачи ……………………………………………………………….... 6
1.2. Планируемые результаты ……………………………………………..…. 7
1.3. Классный час «Искусство спора»…………………………………… 9
Заключение
Список информационных источников ………………………………… . . 16
Приложение 1……………………………………………………………… . 17
Приложение 2 ……………………………………………………………… 18
Приложение 3 Электронная презентация
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена одной из проблем духовно-нравственного воспитания - проблеме социализации детей – умению жить в мире людей в соответствии с принятыми в нем нормами, а именно - вопросам ведения дискуссий и споров.
Методическая разработка носит практико-ориентированный характер, и во второй части занятия включает в себя элементы тренинга в виде деловой игры.
Разработка поможет раскрыть такие вопросы как:
- что такое дискуссия
- чем спор отличается от ссоры
- нужно ли иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать
- правила спора
- правила построения аргументации в споре
- что является самым важным в спорах (морально-этическая сторона спора)
Данная методическая разработка может быть использована для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению:
как тематический классный час,
как элемент в системе занятий по программе кружка «Этика – азбука добра». (см. приложение № 1)
Она предназначена для учащихся 1-4 классов (6-10лет).
Введение
Аристотель ещё много веков назад писал: «Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания, но и высокая миссия сотворения личности, человека в человеке».
На этом построены положения современной Концепции духовно-нравственного развития, в которой говорится: «Неоспоримой целью образования, помимо воспитания человека умелого, является воспитание человека духовного…».
А в ежегодных посланиях президента России Федеральному собранию с тревогой отмечается, что проблема духовно-нравственного воспитания в современном обществе необычайно остра, т.к. мы являемся свидетелями не только экономического, но и духовного кризиса».
Таким образом, актуальность темы – очевидна, вопрос духовно-нравственного воспитания детей всегда был и остается одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности.
Духовное развитие включает в себя разные аспекты, одним из них является социализация личности.
Однако, как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития, «в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения..» [ 1., C.4].
Поэтому, блок вопросов, касающихся культуры взаимоотношений, культуры общения, является ничуть не менее значимым, чем, например патриотическое или гражданское воспитание. И уважение интересов другого государства, толерантность - начинается с уважения точки зрения собеседника, а умение отстаивать интересы государства - так же начинается с умения аргументировано вести дискуссии и споры, навыки которых надо прививать с младшего возраста.
К сожалению, в последнее время мы можем отмечать, что дети, молодежь (а зачастую и высокопоставленные чиновники и, политики) не умеют разрешать спорные вопросы мирным путем, в ход идут оскорбления кулаки. Поэтому искусству разрешения споров надо учить, учить с детства.
Именно этому и посвящена методическая разработка «Искусство спора».
В связи с этим, целями методической разработки является:
формирование у детей ценностных ориентиров и нравственных норм на примерах разрешения конфликтов и споров;
обмен педагогическим опытом по вопросам воспитания духовно-нравственной культуры и культуры поведения у подрастающего поколения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и, надеюсь, будет полезна как молодым педагогам, так и учителям-стажистам.
1. Методическая разработка классного часа
«Искусство спора»
1.1. Цели и задачи
Цель классного часа:
Познакомить учащихся с правилами поведения и ведения спора; формировать первичные навыки конструктивного спора, дискуссии.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть психологический и этический аспекты спора;
познакомить учащихся с правилами поведения во время спора, формировать первичные представления о моральных нормах;
раскрыть сущность аргументированного спора.
Развивающие:
Развивать навыки общения, основанные на способности разрешать проблемы и споры;
формировать первичные навыки ведения конструктивного спора, развивать навык отстаивания своей позиции и точки зрения;
формировать навык речевого этикета;
формировать навыки публичного выступления, учить грамотно и аргументировано высказывать свое мнение, защищать его, вести общественное обсуждение;
развивать готовность и способность учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании;
пополнять словарный запас детей, развивать кругозор.
Воспитательные:
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
учить толерантности, умению считаться с интересами других.
1.2. Планируемые результаты
Личностные результаты
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, на взаимоотношения между людьми;
осознание роли конфликтов и споров, как в жизни отдельных людей, так и в жизни общества в целом.
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками , умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Понятия: конфликт, спор, ссора, дискуссия.
Правила поведения при споре
Правила построения аргументированного спора
Метапредметные результаты
навыки аргументированного спора, публичного выступления
способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; определять общую цель и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и другие источники информации; делать выводы, строить речевые высказывания, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
нравственное самосознание личности (совести) — способности обучающего формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
готовность конструктивно разрешать конфликты и споры посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке решения.
1.3. Классный час «Искусство спора».
Ход мероприятия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Оргмомент (см. приложение № 3, Электоронная презентация ) (СЛАЙД 1) Добрый день. Сегодня нас ждет очередной «Разговор на важную тему» У меня сегодня хорошее весеннее настроение, на душе тепло и светит солнце. А у вас? Я очень рада, что у многих из вас тоже хорошее настроение. Приподнятое настроение – это здорово! - хочется совершать хорошие дела, поделиться своим радостным настроением, в ответ на улыбку самому хочется улыбнуться. | Ответы детей |
2) Актуализация жизненного опыта, Обозначение темы и цели классного часа. Построение проекта. Но иногда бывает так, что настроение у нас портится. Почему такое может случиться? Посмотрите на слайд – что там происходит? (СЛАЙД 2) Настроение у нас портится, если происходит какой-то конфликт, ссора. (СЛАЙД 3) Как вы думаете, конфликт, ссора, спор - это одно и то же? Как это можно проверить? Выясним, как толковый словарь (показать толковый словарь) трактует нам слова «конфликт», «ссора». Что это? Как вы думаете, возможно ли такое идеальное сосуществование, такое идеальное общество, в котором не бывает конфликтов? Обоснуйте свое мнение. Наша жизнь часто бывает наполнена разногласиями. Важно ли в жизни отстаивать свое мнение, почему? Как вы думаете, возможно ли отстаивание своего мнения без ссор и перепалок? Как бы вы назвали такое обсуждение? Итак, спор это – . . . . Каким близким по значению словом можно заменить слово «спор»? (дискуссия) Вспомните свой жизненный опыт: кому, хоть раз в жизни, приходилось спорить? Сложно бывает спорить так, чтобы спор не перерос в ссору? Я бы такое умение назвала настоящим искусством. «Искусство спора» - это тема нашего сегодняшнего разговора на важную тему, тема классного часа. (СЛАЙД 4) А что вам кажется самым главным, когда вы вступаете в спор? Чему бы вы хотели научиться? (СЛАЙД 4 - щелчок) Сегодня мы поговорим об искусстве спора, познакомимся с правилами поведения во время него: чтобы споры приводили не к ссоре, а к взаимопониманию. | Дети фронтально участвуют в диалоге (Варианты ответов: кто-то обидел, поссорились с кем-то, что-то случилось нехорошее…) (Люди ссорятся) Ответы детей (Посмотреть в словаре) Дети зачитывают и анализируют сходство и различие понятий. Возможные ответы: Не бывает - все люди разные, часто случается, что интересы, желания людей не совпадают или даже противоречат друг другу; противоречия, их разрешение – основа любого развития. Возможные ответы: Наши взгляды, наши убеждения надо уметь отстаивать и защищать – это наш духовный мир (Обсуждение, спор, дискуссия) Дети участвуют в диалоге Ответы детей, которые должны привести к выводу: важно не только отстоять свою точку зрения, но и прийти к какому–то взаимопониманию. Цель занятия формулируется детьми: «Научиться спорить без ссор» |
3) Реализация проекта - «Открытие новых знаний» Правила спора. (СЛАЙД 5) Итак, раз мы вступаем в спор, то необходимо знать основные правила культурного человека, ведущего спор. Мудрецы древности утверждали, что лучше уступить дорогу собаке, чем дать ей возможность укусить себя, настаивая на своих правах, ведь даже, если вы убьете собаку, укус останется укусом. Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые назвал «Уроками эристики», то есть праведного, честного спора. Одно из правил которого: (СЛАЙД 5- щелчок) (СЛАЙД 6) Вам представлены некоторые высказывания. Обсудите в парах: по каким вопросам вообще не стоит спорить - в них просто нет предмета, т.е. причин для спора, а по поводу каких можно подискутировать? Проверьте ваши решения. Все рассудили так же? Докажите. (СЛАЙД 7 ) Не всегда возможно и не всегда необходимо уклониться от спора. В жизни часто бывают такие вопросы и ситуации, которые вызывают разные мнения и необходимость их обсуждения. Вот одна из них. (СЛАЙД 8 – отрывок из мультфильма) На что больше похож разговор героев: на спор или на ссору? Почему? Почему в этой ситуации важно найти правильное решение и отстоять свою точку зрения? Какие ошибки вы заметили? Каким тоном разговаривали герои друг с другом? Действительно, споры часто превращаются в ссоры, а иногда даже в драки, когда люди пытаются отстоять свою точку зрения. Как бы вы сформулировали второе правило? (СЛАЙД 9) Какое очень важное дополнение вы бы сделали к этому правилу? (СЛАЙД 10) В споре это действительно очень важно. И очень хорошо об этом сказал поэт Михаил Матусовский: Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Мир устроен на этой основе, И достаточно, в общем, серьёзно: О любом опрометчивом слове Пожалеете рано иль поздно. Всегда будьте внимательны к словам, которые вы произносите. (СЛАЙД 11) Чтобы высказать свою точку зрения и при этом не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи. Обсудите в группах: какие, на ваш взгляд, обороты речи культурный человек не должен использовать во время спора, дискуссии, а какие – помогут вести спор в вежливой форме? Помните правила работы в группе! Кто готов озвучить результаты своей работы? (СЛАЙД 12) Проговорите варианты возражения, несогласия, (правый столбик), которые помогут вам отстаивать свою точку зрения вежливо? Когда вежливый человек спорит, что-то доказывает, он нередко употребляет слова «я думаю», «мне кажется», «по-моему». Почему? Постарайтесь их запомнить вежливые речевые обороты и использовать при возникающих спорах. Приходилось ли вам слышать какие-то другие, кроме приведённых, невежливые обороты? Как говорить не следует? Помните об этом. Я думаю, вы уже знаете, что просто возражать в споре недостаточно. Чтобы спор получился настоящим, необходимо строить аргументацию, т.е. доказательства. Таким образом, прочитайте 4 правило спора. (СЛАЙД 13) Структуру аргументации можно представить в виде схемы (СЛАЙД 14) Что может служить доказательствами в споре? (СЛАЙД 15) И последнее. В споре очень важно не только приводить свои аргументы, но и внимательно слушать и слышать собеседника. Ведь не всегда мы бываем правы. Стремление понять другого, думать не только о своих, но и о чужих интересах – самое трудное в споре. Цель спора, как мы уже говорили. – не только отстоять свою точку зрения, но и прийти к взаимопониманию. Помните об этом. | Зачитывается 1 правило - «Не спорь по пустякам» Дети в парах обсуждают высказывания, находят те, в которых нет предмета спора. Обосновывают свой выбор После просмотра мультфильма дети анализируют увиденную ситуацию, обосновывают свои ответы, делают предположения о правилах ведения спора. 2 правило – вести спокойно, вежливо, уважая мнение собеседника. 3 правило – никогда не оскорблять противника, какие бы мысли он не отстаивал Стихотворение читает заранее подготовленный ученик Дети в группах обсуждают предложенные речевые обороты, находят те, которые помогут ведению спора в вежливой форме, в соответствии с этическими нормами. Обосновывают свой выбор Дети проговаривают речевые стереотипы возражения Возможные ответы: Чтобы высказать свою точку зрения, не навязывая ее собеседнику, не обижая его Варианты ответов: Не говори ерунды… Ты думаешь, когда говоришь? Ну что ты говоришь? Ты что, с приветом… Это каждый дурак знает…. Дети зачитывают четвёртое правило спора - Имей всегда в споре примеры и доказательства. Ответы детей с опорой на слайд: научные, литературные факты, факты из жизни; ссылки на заведомо истинные утверждения (законы, правила, пословицы, крылатые выражения…) |
4. Ролевая игра. Работа в группах. Итак, что вы сегодня узнали? Что вы теперь должны уметь? Предлагаю поспорить! (СЛАЙД 16) Поработаем в группах: 1 и 2 группе предлагаю представить себе ситуацию, которая думаю, вам знакома. Группе №1я предлагаю представить себя в роли учителей и подбирать аргументы в пользу того, что детям нужно больше читать. Ученикам, группе №2 – отстаивать точку зрения, что книги читать необязательно. 3 и 4 группы – предлагается тоже знакомая ситуация: родителей возмущает то, что вы много времени проводите за компьютером. Подберите доказательства в пользу разных точек зрения: Компьютеры – это благо или зло 21 века? Работаем 3 минуты – пока звучи музыка Все возможные доказательства в защиту своих позиций – заносите в «Бланки аргументов» . (СЛАЙД 17) Не забудьте правила работы в группе, постарайтесь обоснованно распределить обязанности в группе. (см. приложения № 2) Давайте проверим, что у вас получилось, и разыграем небольшие сценки спора между учителем и детьми, между родителем и детьми. 1-2 группы – выскажите свою точку зрения и поочередно приводите аргументы ее защиту. 3-4 группы выступают в роли экспертов - дают оценку наблюдаемого спора. Слово экспертам. (СЛАЙД 17-щелчок) Дайте оценку спора. Каков его результат? Если бы это была ситуация основана на реальных фактах из жизни, я думаю, при такой аргументации, вы бы смогли прийти к единому мнению. 3-4 группы – приведите аргументы в защиту своих точек зрения, 1 - 2 группы - оценивают. Слово экспертам? | Ответ – Правила спора Ответ – Уметь спорить правильно, доказательно, без ссор. Дети работают в группах и обсуждают предложенные ситуации, подбирают аргументы в защиту своих позиций. Все возможные варианты фиксируются в бланках для групповой работы. Разыгрываются сценки в защиту позиций каждой из групп. Дается оценка правильности ведения спора, подобранных аргументов, достигнутости цели споров. Варианты ответов: «Компьютеры очень нужны и важны в современном мире, но они могут нести и вред: занимают много времени, могут вредить здоровью - важно чувство меры при обращении с компьютером…» |
5) Итог. Рефлексия. (СЛАЙД 18) Нашу сегодняшнюю встречу я обозначила как «Разговор на важную тему». Дайте оценку нашему разговору, продолжив предложения: - Тема беседы важна, потому что . . . . - Во время беседы я понял . . . . - Сегодня я узнал . . . - Теперь я умею . . . . - Полученные знания я смогу применить . . . . Кто хочет и сможет применять полученные на классном часе знания в жизни? (СЛАЙД 18-щелчок) Хочется закончить нашу встречу словами великого ученого математика Пифагора, жившего в Древней Греции. Он говорил « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги - стали друзьями». Пусть никакие споры не помешают вам в этом. | Рефлексивная деятельность детей по итогам классного часа. |
Заключение
Данная разработка прошла апробацию в разных классах, в разных школах, с разным подбором учащихся.
Во всех классах дети принимали самое активное участи в диалоге, хорошо работали в парах, очень живо, эмоционально проходила работа в группах по обсуждению актуальных для сегодняшних школьников тем - полезность и необходимость чтения, а так же полезность и вредность компьютеров в нашей жизни. После окончания классного часа дети не хотели уходить. Это значит, что занятие, носившее практико-ориентированный подход, нашло эмоциональный отклик в душах детей, и, следовательно, была полезно для их духовно-нравственного развития.
Список информационных источников:
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственноо развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков // Стандарты второго поколения; - М. : Просвещение, 2009. – 23с.
2. http://festival.1september.ru/articles/632148/
3. http://www.cheldeti.ru/health/info/vospitanie/starshe_7_vospit.html?uid=141
Приложение 1
Тематическое планирование кружка «Этика азбука добра».
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Искусство спора. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
Приложение 2
«Бланки аргументов» для 1-2 групп
1 группа 1) Тема: Нужно ли читать книги?
Тезис: Книги нужно читать
Запишите аргументы (доказательства): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод - __________________________________________________
2) Дайте оценку выступления 3 - 4 групп по вопросам:
- Соблюдены ли правила спора?
- Убедительные ли подобраны аргументы?
- Каковы результаты спора? (Пришли ли к согласию?)
2 группа 1) Тема: Нужно ли читать книги?
Тезис: Книги читать необязательно.
Запишите аргументы (доказательства): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод - __________________________________________________
2) Дайте оценку выступления 3 - 4 групп по вопросам:
- Соблюдены ли правила спора?
- Убедительные ли подобраны аргументы?
- Каковы результаты спора? (Пришли ли к согласию?)
3 группа 1) Тема: Компьютеры – это благо или зло 21 века?
Тезис: От компьютеров современным детям один вред
Запишите аргументы (доказательства): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод - ________________________________ __________________
2) Дайте оценку выступления 1 -2 групп по вопросам:
- Соблюдены ли правила спора?
- Убедительные ли подобраны аргументы?
- Каковы результаты спора? (Пришли ли к согласию?)
4 группа 1) Тема: Компьютеры – это благо или зло 21 века?
Тезис: Компьютеры очень важны и полезны в современном мире, компьютер полезен для меня.
Запишите аргументы (доказательства): ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод - ____________________________________________________________________
2) Дайте оценку выступления 1 -2 групп по вопросам:
- Соблюдены ли правила спора?
- Убедительные ли подобраны аргументы?
- Каковы результаты спора? (Пришли ли к согласию?)