I. Вступление. Беседа учителя с учениками. II. Основная часть. Словесное рисование. Знакомство с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри». Беседа и сообщение о творчестве В.Васнецова. Работа над картиной. Описание. III. Заключение. IV. Дом. зад. | Учитель: - Приветствие детей! - Ребята, у нас сегодня с вами очень необычное занятие, а главное, что на этом занятии вы узнаете много интересного, что нужно вам для будущего. - Но сначала давайте обратимся к доске и прочитаем на нем предложение: * * * - человек очень большой силы, стойкости и отваги. - О ком идет речь? - Давайте прочитаем еще одну подсказку: * * * - герой русских былин, совершающий воинские подвиги. - Догадались, о ком идет речь? Ученики: - о богатырях. Учитель: - Совершенно верно ребята, так можно сказать только о богатырях. - В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе. - Кто каких богатырей знает? - Какие подвиги совершили они, за что их назвали – богатыри? - Всякого человека можно так назвать? Почему? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы заслужить такое звание? Учитель: - Ребята, а теперь вы попробуете закрыть глаза и представить, что вы художник и хотите НАПИСАТЬ (объяснить значение этого слова в живописи) картину о богатырях. Подумайте, что бы вы изобразили, какой сюжет, каких богатырей и т.д. Далее учитель выключает музыку и просит учеников поделиться своими картинами. После того, как учитель выслушал все версии, он может обобщить сказанное детьми и выявить наиболее характерные признаки и черты изображаемых богатырей (сильные, храбрые, могущественные, одетые в кольчуги, с копьями, щитами, мечами и стрелами, на конях и прочее). Учитель: - Мальчики, мы с вами попытались словами написать картины с изображением богатырей, а в нашей стране есть всемирно известный художник Виктор Васнецов, который написал картину о богатырях, да не об одном, а изобразил трех исполинов земли Русской, верных боевых друзей – трех богатырей. - Может кто-то уже знаком с этой картиной, которая так и называется «Богатыри». Учитель вывешивает репродукцию на доску и дает детям рассмотреть её. Учитель: - Ребята, какое первое впечатление произвела на вас эта картина? - Мальчики, вспомните, у кого своя картина была похожа на картину Васнецова? Чем? - Кто из вас знает, что за герои изображены на ней? Ученики: - Богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Учитель: - Совершенно верно, это 3 известных былинных персонажа – защитников Родины. - Что хотел нам сказать или передать своей картиной художник? - Художник изобразил на картине защитников, их цель – смотреть, не обижают ли кого-нибудь чужеземцы, а коли что они почуят – ни за что не пустят врага на родную землю!! -Какие ещё картины этого художника знакомы вам? Учитель знакомит детей с несколькими картинами В.Васнецова, такими как – «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье». Учитель: - У автора много известных картин, но самая известная и впечатляющая – это картина «Богатыри», которая находится на выставке в Государственной Третьяковской Галерее и занимает целую стенку, что говорит о ее масштабах (очень большой размер). - Как вы думаете, сколько времени художник потратил на написании этой картины? - На то, чтобы написать картину у Виктора Васнецова ушло около 20 лет! - Как, по-вашему, много это или мало? - Автор очень трепетно подошел к своей работе – много её переделывал, искал цвета, позиции и т.д., а главное искал те образы, которые будут ярко говорить о богатырской силе и мощи многими поколения вперед и внушать спокойствие мирным жителям и страх перед недругом, врагом. Поэтому работа увидела свет только тогда, когда сам автор окончательно убедился, что работа завершена, и доработка не потребуется, все в его картине исключительно. - Но, на то он и всемирно известный художник, хотя корни его очень просты – Васнецов сын сельского священника, готовился пойти по стопам отца и стать священником, но тяга к искусству привела 19-летнего его в Петербург в Академию Художеств, откуда он вышел талантливым художником. Учитель: - Ребята, давайте подробно рассмотрим образы героев-защитников и хранителей земли Русской. Учитель раздает каждому ребенку на парту наглядное пособие с репродукцией картины, где дети вместе с учителем прорабатывают детально образ богатырей и сюжет картины. Учитель: - Кого мы видим на переднем плане картины? Ученики: - Мы видим богатырей на заставе. Учитель: - Кто в центре? Какой он? Учитель и ученики: В центре - Илья Муромец, суровый богатырь. Изготовлено его копье, вздета тяжкая (тяжелая) десница. Глядит далеко-далеко вдаль из-под руки, зорко смотрит он вокруг. Взор широко открытый и прямой, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый, под большими усами, рот говорят о его сильной воли. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица «в 90 пудов», в другой копье; щит у него на плече - исполнен он "благости, великодушия и добродушия". Учитель: - Кто находится справа от Ильи Муромца? Ученики: - Добрыня Никитич. Учитель: - Что можете сказать о нем? Учитель и ученики: Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. На картине Добрыня Никитич уже и меч из ножен вынул, и щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот-вот пустит он вскачь своего скакуна, которого (судя по сбруе) добыл в схватке с чужеземцем. Учитель: - Как зовут самого младшего из богатырей? Ученики: - Алеша Попович. Учитель и ученики: Справа от Ильи Муромца, с лукавой улыбкой на смуглом, чуть раскосом лице, стоит Алеша Попович, самый младший. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Чуть исподлобья смотрит он, и конь его, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву. Но по глазам видно, что готовит каверзу врагам этот юный витязь, который, может быть, и не так силен, как его товарищи, зато он ловок, увертлив, "напуском смел". Учитель: - У каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер. Добрыня Никитич - знатного происхождения, "сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны". Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха. Алеша Попович - "сын соборного попа ростовского". Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками. Учитель: - Ребята, давайте еще внимательно присмотримся и к коням. Под стать богатырям и их кони. Подбор масти богатырских коней - белый, гнедой, вороной. Это излюбленные цветовые сочетания. Вот, например, грузный и лохматый "Воронеюшко" Ильи Муромца - самый "былинный" конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только "Воронеюшке" тронуться с места - загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут... Учитель: - Что еще вы можете добавить о богатырских конях, что еще обращает ваше внимание? Учитель: - Ребята, а теперь давайте попробуем рассмотреть природу. Какой ее изобразил художник? Учитель и ученики: Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам, вторит желтый ковыль. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут тяжелые грозовые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Неоглядная даль, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер, а еще крохотные елочки, до которых рукой подать... Учитель: - Вся картина так и пропитана нотками силы и мощи, надежности и бесстрашия - Мальчики, а заметили, что мы видим богатырей сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. - Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри. И рады бы мирно почивать в домах своих, но лезет, лезет к нам всякая нечисть!! Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". -Кто из вас знает автора этих нетленных слов? И ведь не раз сбывалось пророчество.
Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую. Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями. Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии Художеств, где он учился: "Идея моей картины "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"
Учитель: - Мальчики, скажите, пожалуйста, после того, как мы более глубоко вникли в сюжет и смысл картины и рассмотрели образы защитников земли Русской, что вы можете сказать о картине сейчас? - Какое впечатление произвел на вас образ богатырей? - У кого возникло желание пойти в Третьяковскую галерею и воочию посмотреть на саму картину (первоисточник)? - Этой картине около ста лет, а она впечатляет всех, кто с ней знаком? Как вы думаете, что хотел передать в этой картине художник? - Мальчики, давайте попробуем представить себе, что сам автор предложил нам кисти и краски и попросил доработать картину, внести, что-то свое, чтобы вы дописали? Ученики, скорее всего, обратят внимание на то, что картина настолько продумана и обдумана, что ничего добавлять не надо. Тем самым, учитель еще раз подчеркнет глубоко впечатляющий образ силы, могущества, стойкости, бесстрашия, ума, патриотизма. - Какими качествами должны обладать такие защитники Родины? - Что для этого нужно, чтобы обладать этими качествами? - Что можете рассказать друзьям, родителям о сегодняшнем знакомстве с картиной «Богатыри? Учитель: - Пожалуйста, нарисуйте дома, каким вы видите защитника - богатыря сегодняшних дней. | Дети читают предложение и дают свои предполагаемые ответы. Ученики дают свои ответы на вопросы учителя. Учитель включает тихую спокойную музыку и дает детям время написать свои картины. Учитель должен детально спросить у ребенка образ описываемого богатыря. Дети отвечают. Учитель выслушивает впечатления детей о картине. Выслушиваются предположения детей. Дети называют картины, учитель комментирует их ответы (какая картина и кто художник, дети могут ошибаться) Выслушиваются предположения детей. Ученики отмечают, что они заметили в изображении коней. Ответы детей Дети высказывают своё понимание этой картины, что они увидели и как её поняли. Ответы детей: силу, мощь, отвагу, бесстрашие, преданности делу и… Ответы детей: ум, храбрость, здоровье, сила, выносливость, ответственность, любовь к родине. |