Тема:историческая память в современной литературе.
Н.С. Гумилев.
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы,увы,со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память,ты рукою великанши
Жизнь ведешь ,как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех,что раньше
В этом теле жили до меня.
Память , та слабее год от году
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свооду
На свяженный и долгажданный бой.
Тема классного часа: Историческая память в современной литературе.
Цель:
1.Познакомить обучающихся с новым произведением современной литературы по данному вопросу.
2.Убедить обучающихся в назидании им для будущего,что без корней, без памяти общество нравственно разваливается.
Литература: А.Платонов "Котлован"
Воспоминания Н.Ранонорич Н.Мандельштам
Стихи -О.Мандельштама,А.Твардовского,М.Цветае-вой, Н.Гумилева.
Валентин Распутин: "Сколько в человеке памяти,столько в нем и человека"
Чингиз Айтматов: "Жажда утвердить правду минувшего-свята. Именно так происходит сращение новых поколений с предыдущими, и на том свет стоит"
А.Т.Твардовский
"Память,как ты ни горька,будь зарубкой на века!"
"Кто прячет прошлое ревниво,тот вряд ли с будущим в ладах"
1.Вступительное слово мастера.
Что такое память? Это народные традиции,придания ,события,которые передаются из поколения в поколения,это наша национальная культура. Известный академик Д.С Лихачев по тому поводу написал:Одна из величайших основ,на которых зиждется культура- память. Каждый культурный подъем в истории,так или иначе связан с обращением к прошлому.
Культура движется вперед путем накопления, а не отталкивания от прошлого.
Ценность культуры определяется прежде всего тем,какая в ней заложена память. Память активна. Она владеет умом и сердцем человека. Она накапливает то,что называется культурой.
В этом величайшее нравственное значение памяти.
Звучит музыка
2.Беседа мастера с группой
а) Почему настоящее, далеко не радостное время, мы все чаще обращаемся к прошлому.
Правильно ли это?
б) Не лучше ли заняться современными проблемами и решить их?
Как на этот вопрос отвечает А.Т.Твардовский в поэме "По праву памяти"
3. В чем причина того,что случилось в 20-30-ые годы?
Как освещаются эти события в повести А.Жигулина " Черные камни"
Что тревожит настоящее?
Вывод мастера
И в поэме Твардовского "По праву памяти" и повести " Черные камни" А.Жигулина рассказывается о трагических событиях,которые происходили в нашей стране в 20-30 годы;с нашими людьми.Это время было страшнейшим . И не последнюю роль в уничтожении ни в чем неповинных людей сыграл Сталин. Своими постановлениями и указаниями он разобщал целые поколения.
Существовала система доносов,клеветы.
В повести Жигулина показана молодежная коммунистическая организация,которая в итоге принесла трагические последствия.
Ведущий:
Постепенно к нам возвращаются те,кто был незаслуженно забыт.Их мы можем сегодня вспомнить.Это Николай Гумилев,что оставил нашему поколению великолепные стихи.
Вот и известность пришла к нему, и память нашего поколения,но к сожалению поздно.
А жаль...
Прослушайте рассказ о трагической судьбе Н.Гумилева и его стихи "Заклинание ", "Возвращение", "Мужик", "Память" ( читают обучающиеся )
Ведущий
В человеческую мясорубку вовлеклись лучшие умы и в 50-е годы. Знаменитое "дело врачей" было сфабриковано, но инициатива Сталина и его сообщников. Делалось это очень просто.
В газете "Правда" было опубликовано письмо врача кремлевской больнице Тимощук.
В этом письме она указывала, что в кремлевской больнице орудует группа врачей - вредителей, которые не лечат,а травят государственных деятелей.К врачам применялись пытки, большинство из арестованных не выдерживало и " Оговаривали" сами себя.
Воспоминание дочери одного из оклеветавших врачей Натальи Ралонорич было опубликовано в журнале "Юность" за 1988 год.
Послушайте рассказ о судьбе одного из врачей.
Ведущий.
А вот еще одно возвращенное имя.Осип Эмильевич Мандельштам .
15 Января 1991 года на здании здании Союза писателей в Москве и в городе Воронеже были поставлены мемориальные доски в честь и память этого талантливейшего поэта.
Есть люди,которые помнят этого человека, которые что-то могут вспомнить и рассказать о нем.Нужно срочно завершить эту работу, завтра может быть будет поздно!
Судьба Мандельштама очень трагична.
Он был близок к Сталину,писал о нем стихи.
Послушайте продолжения этого рассказа.
Звучали стих:" Петербуршские строфы" (памяти Н.Гумилев)."Раковина", " Умылся ночью на заре".
Мастер п/о
Мы долго жили в обществе, которое пыталось изолировать себя от истории, ампутировать (отрезать) неприглядные факты,придать забвению все что нарушает смиренность слившие " от победы к победе".
За это уже дорого заплачено и платить придется еще долго-долго.....Разбушевавшиеся преступность ,без работы шатающаяся молодежь,наши пустые души -это ли не результат уничтожения лучшей части интеллигенции.Такие писатели как А.Платонов, М.Булгаков были настоящими пророками в нашей стране.Жаль,что к нам не прислушивались, жестоко наказывали.Сегодня мы имеем возможность познакомиться с новыми поэтами А.Платонова "Котлован", в котором трагически повествуется о том печальном времени когда проходила коллективизация.
Послушайте отрывок из повести Платонова " Котлован".
Хорошо,что мы не превратились в "Иванов" не помнящих родства и возвращаем правду,какой бы она не была.Ведь преступления эти произошли с нашим народом в недалеком,далеком прошлом,а в наши дни ис ныне живущим поколением.У нас большинство семей ,по которым прошлось это безжалостная волна деспотизма и репрессий.
Ведущий
Все чаще наша пресса, литература, телевидение обращается к духовному началу,к религии.Ведь многие библейские сказания легли в основу наших лучших литературных созданий.Это и произведение А.С.Пушкина , Н.В.Гоголя , А.М.Горького , М.Булгакова и др.Об этом забывать нельзя.Религиозная литература приходила в наши семьи, к детям.И это прекрасно.Заповеди Иисуса Христа можно и нужно помнить нам.
Вот некоторые из них:
Послушайте.
"Блаженные чистые сердцем,блаженные миротворцы,блаженные преследуемые за праведность".
"Не судите других,и не судимы будете."
"Почему ты замечаешь соринку в глазу ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь и бревна."
"Лицемер,сперва вынь бревно у себя самого из глаза .И только тогда прозреешь настолько,чтобы вынуть соринку из глаза собрата своего."
А вот еще одно житейское правило " Поступайте с другими людьми так,как вы хотите чтобы они поступали с вами. В том заключается закон Моисея и учения пророков! Помните и не забывайте"
Вывод: Данное мероприятие побуждает обучающихся,что нужно беречь не только то,что есть настоящее время,но и наше прошлое , каким бы оно не было.Это и памятники культуры, наша история , наши предки.
Без этого и не может быть настоящего.
Это закон жизни!