Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильковская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Классный час
,
посвящённый 70-летию Великой Победы
Учитель начальных классов
Резникова Н.Н.
2014
Цель: формирование представлений младших школьников о юных героях Великой Отечественной войны
Задачи:
расширить знания обучающихся о юных героях и событиях Великой Отечественной войны;
воспитывать уважение к юным защитникам Родины, гордость за своих сверстников в годы войны;
воспитывать патриотические чувства школьников и готовность защищать своё Отечество.
Оборудование и оснащение мероприятия: компьютеры, проекционный экран, проектор, аудиоцентр, микрофоны, аудиозаписи песен о войне, голоса Левитана.
В ходе мероприятия демонстрируется презентация «Юные герои Великой Отечественной»
Ход классного часа
Звучит фонограмма песни из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён…»
Учитель. Семь десятилетий минуло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. С каждым днем по времени мы все дальше уходим от военной поры. Выросло новое поколение людей. Многие ветераны уже ушли из жизни. Но время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в эту войну. Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, - созданы в городах и сёлах памятники, музеи боевой славы. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века.
Учитель. 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества.
А кто такой герой? Какими чертами характера он должен обладать?
(ответы детей)
Сегодняшняя наша встреча будет посвящена детям-героям Великой Отечественной войны. Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.
Пришёл час испытаний – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Ученица. Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Звучит голос Левитана, фонограмма песни «Священная война»
Ученик. В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда...
Учитель. Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, горя и ужасов военных лет. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели так же, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много.
Ученик. Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне.
Учитель. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Ученица. Лёня Голиков.
Когда фашисты ворвались в деревню Лукино Новгородской области, где жил Лёня Голиков, мальчик ушёл в партизанский отряд. Там он стал разведчиком. Ходил по занятым врагом деревням, собирая сведения о численности и вооружении вражеских гарнизонов. Приносимые Лёней в отряд данные были всегда точными и ценными. Благодаря им партизаны разгромили несколько фашистских гарнизонов, освободили более трёх тысяч военнопленных, спасли сотни людей от угона в Германию.
Ученица. Был у Лёни и свой личный боевой счёт: 78 уничтоженных вражеских солдат и офицеров, участие в подрыве двух железнодорожных и 12 шоссейных мостов, восьми машин с боеприпасами. Заслуженные награды – орден Красного Знамени и медаль «За отвагу» украшали грудь четырнадцатилетнего героя.
Ученица. 13 августа 1942 года с группой партизан Лёня возвращался из разведки. Подойдя к шоссе, разведчики увидели мчащийся фашистский автомобиль. Не медля ни секунды, Лёня метнул гранату. Когда рассеялся дым от взрыва, он увидел убегающего в сторону леса немецкого генерала. Лёня выстрелил, и фашист упал. В его портфеле партизаны нашли карты оборонительных сооружений и чертежи новой мины, пущенной в серийное производство. Всё это было немедленно отправлено в Москву.
Ученик. 24 января 1943 года в неравном бою Лёня погиб смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года Лёне Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученица. Зина Портнова.
Летом 1941 года, окончив 7-ой класс 385-ой ленинградской школы, Зина Портнова приехала на каникулы к своей бабушке в деревню Зуи Витебской области. Здесь её и застала война.
Весной 1942 года Зина вступила в ряды подпольной организации «Юные мстители». Члены организации собирали оружие, учились им владеть, совершали диверсии, ходили в разведку, распространяли листовки.
Ученица. Устроившись на работу в столовую, Зина провела диверсию, в результате которой были уничтожены десятки гитлеровцев. После этого она ушла к партизанам, став разведчицей.
Летом 1943 года предатели выдали организацию «Юные мстители». Партизанское командование поручило Зине пробраться в Оболонь, выяснить причины провала и установить новые связи. Когда разведчица возвращалась в отряд, её схватили фашисты.
Её допрашивал четвёртый день подряд
Фашистский офицер, увешенный крестами.
Ей руки за спину выкручивал солдат,
Её хлестала плеть, её гноили в яме.
Угрюмый офицер сказал, что больше нет
Терпенья у него, что это лишь начало
Жестоких мук, каких не видел свет…
Но жёлтая, как воск, она молчала.
Ученик. На одном из допросов, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух гитлеровских офицеров, но бежать ей не удалось.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик. Марат Казей.
Как и все мальчишки, Марат хотел совершить подвиг. Уже в первый день войны проявил он находчивость и отвагу.
Фашистские десантники, одетые в красноармейскую форму, высадились неподалёку от деревни Станьково, где жил Марат. Но мальчик сумел распознать их и сообщить пограничникам. Весь десант был уничтожен.
Ученица. Тяжёлые дни 1941 года. Однажды гитлеровцы вломились в дом Казееев. Всё перерыли. Не догадались только поднять половицы в сенях. Там у Марата находилось оружие, которое он позже передал партизанам.
В ноябре 1941 года за связь с народными мстителями оккупанты повесили мать Марата. После этого Марат вместе с 16-летней сестрой Адой уходит к партизанам, становится разведчиком штаба бригады имени Рокоссовского.
Ученик. Марат не только ходит в разведку. С оружием в руках он бил ненавистного врага. Однажды группа партизан уничтожила 50 вражеских машин с боеприпасами и продовольствием. Марат захватил в качестве трофея большой портфель. В нём оказались воинские карты и бумаги с планами гитлеровского командования. Юный партизан был награждён медалью «За отвагу».
Ученица. В мае 1944 года на разведчиков напали враги. Партизан фашисты хотели захватить живыми. Подпустив их поближе, Марат открыл по ним огонь из автомата. Когда же патроны кончились, он встал во весь рост и с последней гранатой в руках пошёл на бегущих к нему гитлеровцев.
Ученица. Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов.
И грохнул взрыв,
И грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
В.Алексеев
Ученик. 8 мая 1965 года Марату Казею было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель. Музей "Юные защитники Родины" в Курске - это единственный в России государственный музей о детях войны. В Великой Отечественной войне участвовало 300 тысяч юных защитников Родины, из них 60 тысяч погибли, в том числе и 4,5 тысячи курян-подростков. В музее собрано и хранится около 100 тысяч музейных предметов и документов о юных участниках Отечественной войны: пробитые пулями и обагрённые кровью комсомольские билеты, личные вещи, боевые награды юных защитников, их дневники и письма, образцы оружия, гильзы, снаряды, осколки. В музее есть материалы и о юных участниках обороны Курска: Коле Букине, Стасике Меркулове, Тадеуше Орловском.
Рассказы детей:
Портфель за бомбу
Когда фашистские самолеты с 29 августа 1941 года стали бомбить Курск, сбрасывая на него тысячи зажигательных бомб, наравне со взрослыми с "зажигалками" боролись и дети. Среди них были учащиеся школы № 4 Курска Коля Букин, Витя Дубровин и другие ребята. Они часами дежурили на крыше дома, и когда падали "зажигалки", мальчишки хватали их специальными клещами и совали в ящик с песком.
Этих ребят директор школы № 4 за самоотверженную работу с зажигательными бомбами наградил новыми портфелями.
Кроме борьбы с "зажигалками", ребята помогали взрослым строить баррикады, рыть окопы. Затем началась эвакуация из Курска, во время которой Коля потерял мать. Он самостоятельно добрался до линии фронта, на станцию Ржава, где его приняли в полк 293-й стрелковой дивизии. Весной 1942 года Коля впервые был ранен, а год спустя стал участником Курской битвы. За участие в Прохоровском танковом сражении был награжден орденом Красного Знамени. Прошел боевой путь от Сталинграда до Германии, был несколько раз ранен, награжден многими орденами и медалями. 9 мая 1945 года у Николая Букина был двойной праздник - в День Победы ему исполнилось 16 лет.
Курский Гаврош
В конце октября 1941 года фашисты вплотную подошли к Курску. С 31 октября по 2 ноября продолжалась оборона города.
В рядах защитников города - народных ополченцев были политрук, командир пулеметного взвода 2-го истребительного батальона Филипп Меркулов и его 11-летний сын, ученик 6-й школы Курска Стасик Меркулов. Последний бой Меркуловых проходил 2 ноября у кирпичного завода на северной окраине Курска, где сейчас проходит улица Хуторская. Немцы стремились по шоссе войти в Курск и перерезать железную дорогу. Для этого надо было форсировать Тускарь. Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич взял командование на себя. Стасик подносил патроны, выполнял все поручения отца, был связным. Маленький, юркий, он ползал, как ящерица, по холмистому берегу Тускари. Немцы отрезали ополченцев от реки. Филипп Меркулов послал Стасика в штаб батальона с сообщением, чтобы бойцы отходили за реку. Оставшиеся в живых ополченцы стали отступать к берегу. Их отход прикрывал Меркулов-старший, который сдерживал наступавших немцев. Вдруг пулемет замолчал. Стасик бросился к отцу и пулеметной очередью был ранен в ногу. Когда он подполз к отцу, увидел, что Филипп Григорьевич убит. Холодную ноябрьскую ночь мальчик провел в земляной норе. Когда утром местные жители, дедушка и бабушка, пошли по воду, они обнаружили раненого Стасика. Дедушка и бабушка перетащили его в бытовку завода. Нести Стасика к себе они побоялись, так как в городе уже хозяйничали немцы, но выполнили просьбу мальчика. Когда мама и тетя утром следующего дня пришли на берег реки, первым они обнаружили убитого, лежащего у пулемета, Филиппа Григорьевича, а в бытовке завода - Стасика. Кроме пулевого ранения, у мальчика были штыковые раны. Значит, немцы нашли парнишку и закололи штыками. Меркуловы и дедушка похоронили Филиппа Григорьевича и Стасика в той же земляной норе, в которой они сражались. А в 1950 году Меркуловых перезахоронили на воинском кладбище, недалеко от места их последнего боя. За их могилой ухаживают учащиеся школы №6 и члены штаба поста №1.
Учитель. Патриотизм, смелость, самоотверженность юных героев – пример для всех ребят и в наши мирные дни. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Отечества.
Ученик. Есть много разновидностей геройства,
Но я бы к ним ещё приплюсовал
И мужество чуть-чуть иного свойства:
Готовое к поступку благородство,
Как взрыва ожидающий запал.
Э.Асадов. Неприметные герои
Учитель. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих ровесников, юных героев Великой Отечественной войны.
Ученица. Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережём и любим!