СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час к Дню Конституции

Нажмите, чтобы узнать подробности

дети познакомятся с основным законом- Конституцией России.

Просмотр содержимого документа
«Классный час к Дню Конституции»

Классный час к Дню Конституции.

Автор: Жвакина Мария Виталиевна, учитель начальных классов

МБОУ « Юбилейная средняя общеобразовательная школа»

Завьяловского района Удмуртской Республики

Тема: Государство и права детей.

Направление: правовое воспитание

Возраст детей: учащиеся 3 класса.



Задачи:

1. Познакомить с основным законом - Конституцией России, дать представления о правах ребенка, объяснить детям, что означает понятие «право», где отражены права.

2. Формировать представление о правах и обязанностях школьника.

Оборудование: рисунки учащихся; три листа, на каждом из которых записано какое-либо гражданское право; книга Е.С. Шабельника «Ваши права», Конституция России; изображения сказочных героев.

Ход классного часа I. Организационный момент

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

II. Сообщение темы классного часа. Формулировка цели. Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: III. Актуализация знаний.

Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:



1. (автор: Феодосий Савинов)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

- Как называется наша Родина? (Россия)

- Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)

2. Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:

Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.

3. Выбери изображения символов России: флага, герба.

Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.

4. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.

5. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:



Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане (Берёза)



6.Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)

IV. Вступительное слово учителя

- Мы начинаем наш классный час, посвященный Дню Конституции.

- Мы - жители России и обязаны знать символы государства. Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)

- А зачем стране нужна своя символика? (Дети отвечают.)

О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что не могут?

- Что они обязаны делать и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.

- Что же это такое - законы? (Дети отвечают).

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, а главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.



V. Знакомство с Конституцией

Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем. Что записано в Конституции? (Дети отвечают.)

В Конституции записаны права наших граждан, такие, как право на образование, охрану здоровья, отдых, труд и др. Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например сохранять и беречь природу, защищать Родину.

- У каждого из вас есть права: право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и т. д. А что же такое право? (Дети отвечают.)

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.


Кто знает, какие права есть у детей?

Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:



1.  Право на жизнь.

2.  Право на имя, отчество и фамилию.

3. Право жить и воспитываться в семье.

4.  Право на образование.



5.  Право на медицинское обслуживание.

6.  Право на защиту своих прав

7.  Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

8.  Право на отдых и досуг

Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.


VI . Путешествие по стране Правознайке

Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и осмеяние, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Но сначала отдохнем.

VI. Физкультминутка

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс, наклоны вперед.

1,2, 3,4,5.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

1,2, 3,4, 5.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

VII. Продолжение путешествия по стране Правознайке

Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!

Вопросы учащимся:

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?

(«Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга.)

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

(«Три поросенка», «Дюймовочка» и др.)

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

(«Три поросенка».)

6. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? («Золушка».)

(На доске три листа с надписями:

• Право на бесплатное образование.

• Право на свободный труд, защиту от безработицы.

• Право на неприкосновенность жилища.)

Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (Дети указывают на третий лист.)

2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)

3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом?

(Ответ на первом листе.)

Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Учитель показывает книгу.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...»

- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.)

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Дети отвечают.)

Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.

У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети.

1. Э.Успенский "Разгром"

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Нет.

- Значит, слон не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.



2. Лидия Огурцова «Драка»

Я без шишек и царапин

Не могу прожить и дня.

У меня характер папин –

Лезет драка из меня.

Пять минут сидел я тихо,

Рисовал людей, дома…

Только драка, свистнув лихо,

Снова вылезла сама!



3. Елена Стеквашова «Врунишка»

Было раз - разбил я чашку,

Все свалил на брата Сашку.

Только мама как-то сразу

Не поверила рассказу.

Мне досталось не за чашку -

За обиженного Сашку.



4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

Где твой дневник? - спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: - Шалопай!



5. А. Барто «Любочка». Отрывок

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.


Ученик 1.

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Ученик 2.

Учеба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

Ученик 3.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

VIII. Подведение итогов

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог. Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? {В основном законе России - Конституции.)

- Когда была принята действующая сейчас Конституция Российской Федерации? (12 декабря 1993 года.)

- Зачем нужна Конституция? (Дети отвечают.)

Ученик 1.

Мы знаем о законах мало,

Не больше всех иных,

Но знаем: делать нужно то,

Что благо для других.

Ученик 2.

Человеку много нужно.

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно поле.

Ученик 3.

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Ученик 4.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете.

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

IX. Итог.

Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?

Дополнительный материал

Конституция РФ является основным законом Российского государства. Первая советская Конституция была принята в 1918 году. С образованием Советского Союза в 1922 году была принята Конституция СССР. Изменения в общественном и государственном строе России (1991) привели к принятию новой Конституции - Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года). Она закрепила федеральный характер, демократические основы обновленной России. В ней записаны основные права и обязанности граждан нашей страны: право на труд, право на образование, право на отдых.

Семейный кодекс определяет перечень основных прав несовершеннолетних детей:

• ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, т. е. право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства;

• ребенок имеет право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, причем раздельное проживание родителей не прекращает права ребенка на общение с отдельно проживающим родителем;

• ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями или заменяющими их лицами, а также органом опеки и попечительства, прокурором и судом; при нарушении прав родителем ребенок вправе самостоятельно обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд;

• ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его права и законные интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

• ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию: имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество - по имени отца, а фамилия - по фамилии родителей; также ребенок при достижении 14 лет вправе переменить свое имя, отчество и фамилию, а для изменения родителями имени и(или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие;

• ребенок обладает имущественными правами: имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!