СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час к Дню Матери «Святое слово-мама!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 4 классе посвященный празднику "День матери"

Просмотр содержимого документа
«Классный час к Дню Матери «Святое слово-мама!»»

Классный час к Дню Матери

«Святое слово-мама!»

Цели занятия:

- способствовать повышению статуса матери, поддерживать традиции бережного отношения к женщине, матери;

- способствовать закреплению семейных устоев.

Личностные УУД:

• способствовать воспитанию ценностного отношения к матери, Родине, другим людям;

• формировать активную гражданскую позицию обучающихся;

Регулятивные УУД:

• формировать уважительное отношение к материнскому труду;

Познавательные УУД:

· знакомить учащихся с историей празднования дня Матери в России;

Коммуникативные УУД:

• формировать потребность говорить маме слова благодарности;

Метапредметные УУД:

• формировать у учащихся младшего школьного возраста целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.






Оборудование: презентация, притча, карточки с пословицами о матери в виде сердечек красного цвета, листы для писем и конверты.


Ход занятия

1 ученик:
- Кто сказал, что ангелов на Земле не бывает?
Просто иногда у них нет крыльев, и тогда мы называем их мамами.
2 ученик:
- Нет, наверное, ни одной страны, где бы ни отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно.

Классный руководитель читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей!».

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохранённое во всей красе

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его:

Классный руководитель:

Как вы думаете, ребята, о каком слове, очень важном для нас, говорится в этом стихотворении? Конечно, это слово-мама.

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.


О мамах написано много прекрасных стихов. Вспомним сегодня некоторые их них.

Ученики читают стихи.


1.С кем первым мы встречаемся,

Придя на белый свет, —

Так это наша мамочка,

Ее милее нет.

Вся жизнь вокpyг нее вращается,

Весь миp наш ею обогрет,

Весь век она старается

Hас yбеpечь от бед.

Она — опора в доме,

Хлопочет каждый час.

И никого нет кроме,

Кто так любил бы нас.

Так счастья ей побольше,

И жизни лет подольше,

И радость ей в удел,

И меньше гpyстных дел!


2.Мама — это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама — это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама — это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама — в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама — это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама — это лучик света,
Мама — это значит ЖИЗНЬ!

Классный руководитель:

С мамой каждый день- радость, счастье. Но есть в нашей стране праздник, который так и называется «День Матери».

Наверное, нет  ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября.
Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни.
Каждую секунду в мире рождается дети. С первого дня ребёнка мама живёт его дыхание, его слезами и улыбками. Мама нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. Любовь к малышу своему для неё так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце, посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь мамы согревает всю жизнь ребёнка.

У мамы самое ласковые руки, которые умеют всё. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь к своим детям, которые не всегда её ценят. Послушайте одну из притч о матери.


Притча о матери, у которой не было глаза

Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой.Я, как мог, скрывал ее от друзей.

Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.

Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.

Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.

Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая.

Но все-таки вскрыл.«Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».


Мама – это окно в большой мир. Она помогает ребёнку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд… Эти уроки красоты – на всю жизнь.


-Сынок! Проснись, выпал первый снег!

-Доченька! Посмотри, расцвёл подснежник!

-Какие фразы, слова обижают маму? (ответы детей)


Обсуждение ситуации

Ребята, а какой может быть любовь мамы? (Все перечисленное детьми записать на доске)

•Что общего между солнечным светом и любовью матери?

На доске рисуется солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.

  • Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?

  • Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?

Чтение сказки.

Семь дочерей

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

  • Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.

  • Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— проговорила вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

  • Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,— щебетала четвертая.

  • Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.

  • Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.

Вопросы и задания к сказке:

  • Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?

  • Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

  • Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.

  • Что вы делаете для мамы, когда она устает? На доске рисуется ромашка, а в ее серединке пишется слово “дети”. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме.

Работа по группам

Приведите примеры разных ситуаций, когда мама проявляет к своим детям ту или иную любовь.

Ученик читает отрывок из стихотворения С. Плотова:

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись - сегодня ветер!».


Вспомните и не бойтесь признаться в том, как вы порой обижаете своих мам. Вот, например, случай, довольно часто встречающийся. Витя сказал маме, что придёт домой к 19.00 ч Витя с другом увлеклись игрой и Витя забыл о своём обещании маме. И вот уже 21.00 ч, а Вити всё нет. У мамы на глазах слёзы. Где же сын? (обсуждение случая)

Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям, потому что бываем невнимательны к ним.


С помощью волшебных слов можно даже грустной маме вернуть хорошее настроение. Каждый из вас должен будет назвать по одному такому «Волшебному слову».


Посмотрим, как обращаются к мамам писатели и поэты, какие находят слова для выражения чувства. (читают дети)


Мамочка, любимая, родная,

Солнышко, ромашка, василек,

Что мне пожелать тебе не знаю

В этот замечательный денек!

Пожелаю радости и счастья,

Мира и удачи на твой век,

Чтобы сердце не рвалось на части,

Милый мой, родной мой, человек!



Сколько звезд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок y птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце — одно на свете.

Только мама — одна на свете.



Кто лелеял моих кукол,

Шил веселые одежки,

Помогал мне их баюкать,

И играл со мной в игрушки?

— Мамочка моя!

Кто советом помогал мне,

Когда падаешь и больно,

И слезинки утирал мне,

Говорил: «Не плачь, довольно…»?

— Мамочка моя!

Кто читал мне на ночь сказки,

Чуть склоняясь надо мною,

(И я закрывала глазки,

И мне было так спокойно)?

— Мамочка моя!

Кто нес меня в кроватку,

Желал спокойной ночи,

Шептал мне нежно, сладко:

«Спи скорее, дочка!»?

— Мамочка моя!

Кто на свете самый чуткий,

Не сыскать ей лучшей славы,

Самый добрый, самый мудрый?

— Ну, конечно, моя мама!



Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!


1конкурс: «Коллективный портрет».
Мы сегодня будем рисовать самую красивую маму.
(Ребята делятся на две команды, выстраиваются в колонны.)
Для конкурса потребуется: 2 листа, 2 маркера.1-й бежит и рисует голову, глаз, нос,
2-й - волосы, второй глаз рот,
3-й - туловище,
4-й - руки,
5-й - ноги без ступней,
6-й - обувь,
7-й - бусы,
8-й - сумочку.

2.Конкурс под названием: «Знаю ли я свою маму?»

 Итак, вопросы:
1)Когда день рождения у мамы?
2)Любимый цвет.
3)Любимая песня.
4)Любимое блюдо.
5)Любимый певец или певица.
6)Какой праздник больше всего любит мама?
7)Любимая телепередача 
8)Любимое время года
9) Верит ли мама снам?
10) Мамина мечта.


Игра “Дети и мамы”

Дети встают в круг. Учитель с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: “Нужно ли советоваться с мамой?” Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

Вопросы для игры:

•Нужно ли скучать по маме?

Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?

Нужно ли жалеть маму?

Нужно ли хвалить маму?

•Нужно ли интересоваться делами мамы?

• Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?

Но помогают не только волшебные слова, но и поступки. (обсуждение)

- До сих пор в щедрости материнского сердца нас убеждали поэты, писатели, художники, они были нашими собеседниками, а сейчас свое мудрое слово о любви к маме, а может быть те добрые слова, которые хочется сказать, но не всегда, получается – напишите вы. Напишите письмо своей маме, где скажете о своей любви к ней. Положите письмо под подушку, на стол. Пусть мама прочитает его и ещё раз узнает, как вы её любите.

Помните, что самое прекрасное слово на земле - МАМА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!