СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Как мы решаем конфликты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час Как мы решаем конфликты.»

Классный час

Как мы решаем конфликты.

Цели: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликт­ная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способ­ствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побу­ждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Оформление:

  • На доске: тема классного часа, эпиграф; доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что...»;

Способы предупреждения конфликтов:

  • мягкое противостояние;

  • конструктивное предложение.

План классного часа

  • Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?».

  • Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят кон­фликты?»

  • Мини-лекция «Эти вредные конфликты».

  • Практикум. Способы предотвращения конфликтов:

  1. Мягкое противостояние.

  2. Конструктивное предложение.

  • Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру» .

  • Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?».

  • Заключительное слово.

  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»

Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (ответы детей)

А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят? (ответы детей)

Прочитайте эпиграф к классно­му часу (читает). Как бы вы объяснили его значение?( ответы детей)

Если коллектив не может рабо­тать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как пре­кратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столк­новений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

  • Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»

Поднимите руки, кому прихо­дилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

(Дети поднимают руки.)

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Как видим, конфликты возни­кают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несов­падение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Мини-лекция «Эти вредные конфликты»

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме­жду людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобу­се вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ве­теран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно по­казывает, что не хочет поддерживать общение.

В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов стра­дает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфлик­та приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физиче­ское здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещен­ные приемы - это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правиль­ное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спо­койнее и счастливее не только вас, но и других.

Практикум. Способы предотвращения конфликтов

Как и болезни, конфликты луч­ше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреж­дать конфликтные ситуации. Для этого существует множество спосо­бов. Мы рассмотрим два самых распространенных.

Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мяг­кой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог уст­роить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(Психолог дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каж­дый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и выска­зать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)

Конструктивное предложение

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать кон­фликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются так же, как и в предыдущем случае.)

Мягкое противостояние и кон­структивное предложение - это два способа поведения, которые по­могут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное дос­тоинство.

Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»

Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непри­миримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе не­давно вспыхнул конфликт между (имена, фамилии).Попробуем пога­сить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске.

(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от психолога, причем Учитель просит их встать подальше друг от друга.)

Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам пред­лагаем сделать целых шесть шагов.

Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»

(Дети по очереди отвечают.)

Так, теперь нужно сделать шаг второй...

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

...и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обо­им хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»

(Дети отвечают.)

Делаем третий шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?

(Дети отвечают.)

А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем при­думать вместе с моим противником?»

(Дети отвечают.)

А какие решения вам могут подсказать одноклассники?

(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)

Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвер­тый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приве­дет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их резуль­татами? Будет ли доволен мой противник?

(Дети отвечают.)

Мы уже почти погасили конфликт - делаем пятый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы вы­полнять эти решения?

(Дети отвечают.)

Остался один шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше пе­ремирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.)

(Пожимают руки.)

Вот мы и погасили этот конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.

Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?»

Как вы считаете, ребята, помо­гут эти 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанав­ливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?

Заключительное слово

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфлик­тов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Подведение итогов (рефлексия)

Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появи­лось ли желание воспользоваться способами предотвращения и по­гашения конфликтов?

Спасибо! До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!