КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА: «КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ» ИЛИ
«ХОЧУ – МОГУ – НАДО»
ЦЕЛИ: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель. Дорогие ребята! В этом году заканчивается один из важных этапов в вашей жизни – 9 класс. И перед вами открывается выбор: поступить в 10 класс, в профессиональное училище, техникум или пойти работать.
В последнее время на рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека
2. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Слайд - Ошибки при выборе профессии
Обратите внимание ребята на те ошибки, которые лучше избежать, чем потом их исправлять. Не идите на поводу у мнения других, старайтесь учиться принимать решения самостоятельно.
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Слайд ФАКТОРЫ ВЫБОРА
Итак, мы уже с вами поняли, что одним желанием быть кем-либо дело не ограничивается. Нужно ещё учитывать множество вещей, такие как:
*Знания о профессиях, о рынке труда
*Мнение сверстников
*Склонности, интересы
*Способности
*Здоровье
*Мнение родителей, семьи
*Позиция учителей, психологов, врачей
*Уровень притязаний и самооценка
*Личный профессиональный план (план карьеры)
Ребята, вы должны понимать, что учитывать по жизни и не только при выборе профессии, а просто на своём жизненном пути все эти пункты. Однако, должны выделять из них для себя лично приоритеты. Для кого-то главным станет здоровье, а для другого оценка окружающих.
1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий разнообразен. Для определения выбора необходимо познакомиться как можно с большим количеством профессий.
2. Склонности (интересы мотивы труда). Человек более успешен в той области, которая ему по душе.
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к делу мало, необходимо, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные врожденные способности.
4. Уровень притязаний и самооценка. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
8. Личный профессиональный план (ЛПП). Представления чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Важно иметь представления об основных этапах и внешних условиях намеченных целей.
Слайд 11: «МОГУ – ХОЧУ – НАДО». Как выбирать профессию.
3. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.
Сделать правильный выбор – это значит, найти профессию, которая:
– интересна и привлекательна – «ХОЧУ»;
– доступна и посильна – «МОГУ»;
– вы готовы её выполнять – «НАДО»;
4. Тестирование
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 60с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Однако, к выбору профессии надо подходить с разных точек зрения. Одна из них – гороскоп. Кто-то верит, кто-то нет, однако не учитывать его опрометчиво.
Интересно было бы узнать, о чём нам говорят звёзды. Давайте послушаем астролога.
Для Овнов – натур страстных и импульсивных не подходит сидячая и рутинная работа. Из них получаются отличные продавцы, лекторы, дантисты, ветеринары, замечательные механики, мясники, хирурги, скульпторы. Овен всегда стремится быть первым.
Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесёт много денег. Люди этого знак хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика – не для них.
Близнецы предпочитают постоянную смену впечатлений и деятельности. Они могут убедить кого угодно, поэтому из них выходят успешные рекламные агенты, менеджеры, артисты, журналисты, издатели.
Раки при выборе профессии чаще всего оказываются продолжателями семейных династий. Они любят работать с детьми, с животными. Это неплохие психологи, старательные медсестрички, добросовестные няни.
Львы предпочитают управлять и при этом рассчитывают только на себя. Их сильная сторона – интеллект. Импозантные и уверенные в себе, они хорошие предприниматели, успешные политики и выдающиеся деятели шоу – бизнеса.
Девы – это «рабочие пчёлы» общества. Они отлично справляются с работой. Требующей скурпулёзности. Девы – хорошие фармацевты, массажисты, травники, диетврачи, а также телефонные операторы.
А вот Весы нерешительны, поэтому им обязательно нужно помочь с выбором профессии. Эти люди отлично чувствуют себя в коллективе, порученную работу всегда выполняют хорошо. Их поле деятельности – мода и развлечения: они хорошие антиквары, юристы, журналисты.
У Скорпионов сбалансированы разум и эмоции. Из них получаются отличные штурманы, моряки, шахтёры, механики. А также философы – Скорпионы склонны заниматься поиском смысла жизни.
Стрельцов отличает дух коллективизма. Они могут быть великими спортсменами, священниками, общественными деятелями. Но, увы, часто становятся шулерами и спекулянтами.
Козерогам трудно работать в коллективе, поэтому им больше подходят такие профессии, как антиквар, географ, агроном, архитектор, математик, философ, социолог.
У Водолеев отличное чувство коллективизма. Они умеют объяснять, поэтому из них выходят хорошие педагоги, телеведущие, талантливые режиссёры и психологи.
Для Рыб главное – интуиция. На работе им необходим собственный ритм. Из них получаются талантливые писатели, актёры, художники, медики, педагоги, а также успешные исследователи.
5. Наш ответ на вопросы: Кем быть? Как быть? мы начнём с притчи
«Три каменщика». Чем работа является для каждого из каменщиков?
- Монах путешествовал по миру и однажды встретил он трёх каменщиков.
Он подошёл к первому каменщику и сказал:
- Брат мой, расскажи мне о твоей работе.
Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:
- Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Моё лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.
Монах подошёл ко второму каменщику.
- Брат мой, - сказал он, - расскажи мне о своей работе.
- Брат, - ответил каменщик тихим, спокойным голосом, - как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И всё это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору своё умение, и он тоже одаривает меня.
Монах подошёл к третьему каменщику.
- Брат,- сказал он, - расскажи мне о своей работе.
- Брат, - ответил каменщик, широко улыбнувшись, голосом, полным радости. – видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что я ценю и во что я верю. Вселенная, отражённая в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой всемогущий послал на эту землю и меня.
Дискуссия по содержанию притчи (выслушиваются мнения всех учащихся). Итогом беседы является такой вывод: одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой и непосильной ношей.
6. Классный руководитель: выбор можно считать успешным, правильным, если пересекаются требования рынка, возможности и желания самого человека. Если такового пересечения нет, то результатом будет ситуация, описанная в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть такого человека, который хочет делать то, что делать не может в ситуации, когда это никому не надо.
Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Но, как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

- конкретная цель (хочу получить Нобелевскую премию, …);
-реалистичная (соотнести со своими возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. – если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереальная);
- ограниченная во времени (цель-это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний, а затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
7. Знаешь ли ты свою будущую профессию? (анкетирование).
Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана. Вопрос-ответ с одним из учеников класса.
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
Если три и больше ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели сформированности личного профессионального плана.
8. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Будущая профессия должна быть интересной. Большую часть жизни мы проводим на работе, потому заниматься нелюбимым делом – испортить себе жизнь и здоровье. Поэтому нужно выбрать то, что любишь, тогда и учёба, и всё остальное будут в радость.
Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
7