Классный час
Тема : Как сохранить зрение. – 2 класс
Цели и задачи:
привитие навыков здорового образа жизни;
воспитание правильного отношения к зрению.
Наглядные пособия:
схема человеческого глаза;
плакат — правила бережного отношения к зрению.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии отгадайте загадку.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
Почему так важны глаза?
Потому что 95% внешней информации мы получаем за счет зрения. Именно глаза – наш главный инструмент для связи с внешним миром.
Послушайте стихотворение.
Для чего нужны глаза?
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Даня хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.
Будет наш Егор танкистом,
А Филипп — парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Глаза - орган зрения. Наши глаза похожи на два фотоаппарата или на две телекамеры, которые нацелены на окружающий мир и воспринимают свет.
Наружное отверстие камеры обычно прикрыто прозрачным стеклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в наших глазах. Это роговица – внешняя прозрачная оболочка глаза. Сделана она из клеток, хорошо пропускающих свет. Поэтому роговицу надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Роль смазки в наших глазах выполняют слезы.
В фотоаппарате свет проходит через круглое отверстие – диафрагму. Ее размер меняется. В яркий солнечный день диафрагма должна быть маленькой, в пасмурную погоду, когда света немного – большой. Роль диафрагмы в нашем глазу играет радужная оболочка. У разных людей эта оболочка различного цвета: голубая, серая, зеленая, коричневая. Посвети в глаз маленьким фонариком. Отверстие в центре радужки – зрачок – станет меньше. Автоматическая настройка глаза в действии!
Чтобы лучше запомнить как устроены наши глаза, посмотрите инсценировку стихотворения.
Как устроен глаз.
Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри
Оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз”.
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за указательным пальцем, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Глаза под защитой.
Такой нежный и важный орган, как глаз, должен быть защищен! Помимо костей черепа, окружающих глаз (глазница), в защите глаз участвуют слезные железы, веки с ресницами и брови.
Слезные железы расположены в верхних наружных уголках глаз. Они выделяют слезную жидкость, которая не только постоянно увлажняет глаза, но и содержит различные противомикробные вещества.
Веки защищают глаза от пыли и других мелких посторонних частиц. Расположенные на их краях ресницы – очень прочные. При смыкании век верхние и нижние ресницы переплетаются, образуя для грязи непреодолимый барьер.
Брови защищают глаза в основном от пота, стекающего со лба.
- Итак, брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
Послушайте стихотворение, определите, что вредно для глаз.
Береги свои глаза.
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Если вы внимательно слушали стихотворение, вы легко ответите на вопросы.
Игра «Полезно - вредно».
Если это для глаз полезно – хлопаем в ладоши, если это для глаз вредно – топаем ногами.
Читать лежа.
Смотреть телевизор с близкого расстояния.
Оберегать глаза от ударов.
Промывать глаза по утрам.
Смотреть на яркий свет, на солнце.
Тереть глаза грязными руками.
Читать при хорошем освещении.
(После ответов учеников учитель вместе с детьми формулирует правила бережного отношения к глазам).
Правила бережного отношения к глазам.
Умываться по утрам.
Смотреть телевизор не более 1-1,5 часа в день.
Сидеть на расстоянии 3 метров от телевизора.
Не читать лежа.
Не читать в транспорте.
Оберегать глаза от травм (ушибов, инородных тел).
При чтении и письме свет должен падать слева.
Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см.
Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).
Делать гимнастику для глаз.
Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
Итог.
Что для глаз полезно, а что вредно?
(Можно дать задание нарисовать, что вредно для глаз.)
инфо с сайта www.nsportal.ru, авторство — предположительно О. Орлов