Классный час на тему «Как здорово жить!»
Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом, осознать и понять важность самого главного в жизни, развитие умения расставлять приоритеты в жизни.
Ход мероприятия
С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». У каждого человека при упоминании этого слова появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с семьей или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или …
Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Вы видите на доске цветок, но нем нет лепестков. Сейчас я раздам вам лепестки и одним словом или несколькими словами скажите, что такое жизнь.
После того, как все учащиеся запишут свои ответы, психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека.
Упражнение «Ценности».
Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось, что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. Затем, то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.
Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек.
Психолог: Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).
И вот сейчас у вас на столах лежат таблицы, составленные Робинзоном Крузо, в ней описаны варианты того, как человек рассматривает непредвиденную ситуацию в жизни( попал на необитаемый остров).
Давайте ознакомимся с ней. Здесь описывается зло и добро. А ведь мы обычно в подобных ситуациях видим лишь негативный фон, а увидеть положительные моменты порой не можем.
Приложение1. Таблица, составленная Робинзоном Крузо.
Зло | Добро |
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. | Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. |
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей | Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей. | Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег? |
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. | Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды. |
На примере Робинзона Крузо давайте выполним следующее упражнение.
Упражнение «Плохо – хорошо»
Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, плохая оценка, предательство лучшего друга, разбился мобильный телефон и т.д.. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку учащихся написать ответы на доске.
Человеку дана только одна жизнь. Она должна быть долгой, счастливой, радостной и интересной. Многие люди не осознают, что в значительной степени от них зависит счастье построенной жизни. Надо ценить каждый наступающий и прожитый день. Побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнения. Стремиться к тому, чтобы быть выносливым, целенаправленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе. И какая бы ситуация не произошла в вашей жизни, помните: из любой, даже самой неприятной, можно найти выход.
Чтение декларации самоценности.
Участникам раздаются карточки. Каждый из них громко читает написанное.
Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Психолог: Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.
В завершении нашего занятия хочется предложить следующее упражнение. На столе у меня стоят весы-это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя, жизнь!» а другую чашу также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы на своих сердечках написали свое имя и положили их на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутреннее состояние.