Дата:
Тема: Какой Я?
Цели: открыть учащимся путь к их собственному «Я»; стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность, организовать нравственное просвещение, опираясь на художественные произведения.
Оборудование: «волшебная» палочка, карточки со словами, плакат с именными кармашками.
ТСО: магнитофон, аудиокассета «Звуки леса».
Литература: журнал «Начальная школа» №7/2008г.(с.69).
Ход классного часа.
I.Постановка проблемной ситуации.
1. Вот и осталась позади учебная неделя. Прежде чем проводить классный час, давайте расслабимся, отдохнем. (Звучит музыка.)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Встали, потянулись,
Друг другу улыбнулись!
2. Тема нашего занятия, «Какой я?». На свете живут разные люди: старые и молодые, взрослые и маленькие. Они работают, учатся, отдыхают. Но вдруг наступает момент, когда человек задумывается: «Какой я?» Это произошло и с героем стихотворения А. Барто «В зеркале».
Не смотрюсь я в зеркала.
Поважнее есть дела!
Я не красавец, не урод,
Обыкновенный парень:
Обычный нос, обычный рот.
Глаза какие? Карие...
...В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой.
Ну что ж, случается в игре -
Ее задел я клюшкой.
Взялась ругать старушка
Все наше поколенье,
Я спорил со старушкой
До белого каленья.
Она словцо, и я словцо -
Война у нас в разгаре.
Вдруг вижу в зеркале лицо:
Губастый, злющий парень!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня оно
Так исковеркало Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось — я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днем.
Но каждый раз по-разному
Себя я вижу в нем.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал -
Смотрю: красивый парень!
Обычный нос, обычный рот,
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала
Не только наши лица -
И наши мысли и дела
В них могут отразиться.
«Обычный парень...» Как хорошо, что он стал вовремя присматриваться к себе!
Говорят, человек есть тайна. И не только для окружающих, но и для самого себя. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну. Вы уже начали это делать, когда готовили к классному часу рисунки - свои портреты. Я попросила также изобразить на них свои любимые занятия, увлечения. Поясните свои рисунки. (Школьники прикрепляют портреты на доску, комментируют.)
II.Решение проблемной ситуации.
1.Все вы разные: кто-то добродушный и спокойный, но если обидишь - берегись: словно медведь просыпается! А кто-то подвижный, живой, на месте усидеть не может — как птичка. С каким животным вы сравнили бы себя? (Ответы учащихся.)
2.А теперь представьте, что вам в руки попала волшебная палочка. Какое бы желание вы загадали? (Учащиеся передают «палочку» друг другу, загадывая желания.) А ведь эта игра тоже помогает понять себя: кто-то загадывает для себя, кто-то – для других. Один просит вещь, а другой хочет иметь друзей, быть умнее, храбрее. Вот только совсем необязательно иметь волшебную палочку, чтобы помогать другим людям. Если хочешь стать добрым, храбрым, умным, то становись таким! Но для этого нужно преодолеть страх, лень, зависть.
3.Послушайте, как в одном из лицейских стихотворений оценивал себя А.С. Пушкин:
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
Как вы понимаете значение слова лукав? (Лукавый — хитрый, коварный, скрывающий свои цели человек. Кажется, что он хочет одного, а на самом деле добивается другого.) А что значит прям? (Прямой — правдивый, откровенный.) Можно сказать, что эти качества противоположны? (Ответы учеников.) Тем не менее, они уживаются в одном человеке!
4.Прочитайте описание некоторых качеств человека и догадайтесь, о чем идет речь. (Учитель открывает запись на доске.)
... — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
... — стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей. (Верность.)
... — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. (Зависть.)
... — чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег. (Жадность.)
... — способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь. (Отзывчивость.)
Какие из этих качеств вы считаете положительными, а какие - отрицательными? (Ответы учащихся.)
5.Но не все согласились бы с вашими оценками. Некоторые считают, что жадный человек — бережливый, а это хорошо. Обсудите в группах значение этого качества. (Одна группа учеников ищет положительное, другая — отрицательное в этом качестве. Возможные итоги обсуждения: первая группа считает, что у жадных всего много, вторая — у жадных нет друзей; когда делишься, доставляешь радость другому человеку и сам получаешь удовольствие.) Конечно, жадность — отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.
Звучит стихотворение «Жадных нет».
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук...
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало,
Две-три штуки!
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики...
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет?
Замечательно!
Догадываюсь, что всем хотелось бы иметь у себя только положительные качества. В этой связи вспомним слова, сказанные М. Горьким: «Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких — люди все пестрые».
6.Послушайте рассказ В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой». Подумайте, какую бы характеристику дали вы его главному герою. (Чтение по ролям.)
Главный герой - честный, искренний, совестливый, торопливый.
Почему вы так решили? (Ответы учеников.)
Мальчик поступил так, как подсказала ему его совесть. Он преодолел свой страх, стыд, поступил мужественно. Его поступок - почти подвиг!
7.Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».
Помните, что порой судьба зависит от поступка. Все мы «пестренькие». Важно то, какие поступки мы совершаем.
III.Итог классного часа.
Подведем итог. Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением о нас окружающих. Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это поможет нам сделать «Волшебное зеркало».
Вывешивается плакат с именными кармашками для каждого ученика. В эти кармашки любой может положить записку с просьбой, пожеланием, поздравлением для того из одноклассников, кого сам выбрал. Есть на плакате и кармашек с именем учительницы.