СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Камень не вечен. Вечна только человеческая память. Александр и Зоя Космодемьянские»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Камень не вечен. Вечна только человеческая память. Александр и Зоя Космодемьянские»

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Камень не вечен. Вечна только человеческая память. Александр и Зоя Космодемьянские»»

И стория фамилии Космодемьянских

В  селе Осинов-Гай Гавриловского района Тамбовской области в семье потомственных местных священников 8 сентября 1923 года родилась девочка Зоя, а  27 июля 1925 года ее брат – Александр. Их отец  – Анатолий Космодемьянский учился в духовной семинарии, но не окончил её. Женился на местной учительнице Любови Чуриковой.

Ф амилия Космодемьянский относится к самым необычным русским именованиям, которые имеют искусственное происхождение. Поначалу искусственные фамилии служили для идентификации личности безымянных детей. Со временем такие именования распространились среди учащихся семинарий. В некоторых случаях это обусловлено желанием семинарских преподавателей облагородить облик уже существующей русской фамилии семинариста. В семинарской среде даже бытовала поговорка, в которой перечислялись основные источники искусственных фамилий: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство».

Так, фамилия Космодемьянский образована от двух крестильных мужских имен: Косма и Демьян, которые в переводе с греческого означают соответственно «мир, порядок, мироздание» и «покоритель».

Космодемьянские — известный с XVII века священнический род из Тамбовской губернии.

Имена его представителей, впервые встречаются в списках воспитанников Тамбовской Духовной семинарии с 1838 года.

Церковнослужители рода Космодемьянских священствовали в храмах Тамбовского края вплоть до 1919 года, а некоторые из них — и до 30-х годов прошлого века. Как и многих других тамбовских священников, Космодемьянских постигла жестокая участь репрессированных.
Среди этой обширной тамбовской ветви был и Пётр Иоанович Космодемьянский, настоятель Знаменской церкви села Осиновые Гаи Моршанского уезда Тамбовской губернии, дедушка двух Героев Советского Союза.

Он родился в семье священника 22 августа 1872 года и по примеру отца избрал для себя путь духовного служения. В течение многих лет священник Пётр Космодемьянский делил со своим приходом радости и печали, учил грамоте детей (был учителем по всем предметам в церковно-приходской школе), наполняя сердца пасомых милосердием и добротою.

Не один раз о.Пётр входил в каждый дом своего прихода, либо напутствуя уходящего в мир иной, либо разделяя радость создания новой семьи, затем рождения и крещения детей. Люди любили своего батюшку и всегда ждали его с нетерпением. Нередко после его посещения жилища бедняков в каком-нибудь неприметном месте хозяин вдруг обнаруживал деньги, оставленные милосердным священником. Усердные труды батюшки на пользу Матери-Церкви были отмечены в 1916 году грамотой и камилавкой правящего архиерея.

Б лагочестивое семейство о. Петра в 1916 году состояло из жены Лидии Фёдоровны (1874 г. р.) и четырёх сыновей: Анатолия (род. 24 октября 1900 года) — будущего отца Зои и Александра, а в то время воспитанника 4-го класса Тамбовской Духовной семинарии; Алексея (1903 г. р.), воспитанника 1-го класса той же семинарии; Александра (1905 г. р.) и Фёдора (1907 г. р.). Помимо обязанностей, определённых саном, батюшка сеял и убирал хлеб, короче, жил трудами и заботами сельской общины.

Надвигался страшный 1918 год. Год святотатственного убийства Царственной Семьи. Безбожные власти словно объявили настоящую войну Церкви и Народу Божию. Этот год стал годом трагической гибели и сельского священника Петра Космодемьянского.

Поводом для ареста послужило его выступление на сельском сходе в защиту Церкви Христовой от распоясавшихся богохульников. Жестоко избитый на глазах у жены и малолетних детей, священномученик Пётр Космодемьянский был брошен на телегу и вывезен за пределы села. Всю ночь телега с умирающим праведником колесила безлюдными тропами.

И на всём протяжении своего крестного пути священник окровавленными устами шептал молитвы, от которых мучители его испытывали страх и отчаяние.

На рассвете следующего дня полуживой о. Пётр был безжалостно сброшен в Сосулинский пруд…

Тело священника Знаменской церкви было обнаружено пастухами лишь весной следующего 1919 года, когда разлившаяся полая вода бережно вынесла его на берег.

Могила дедушки Зои и Александра Космодемьянских

П о свидетельствам очевидцев, «тело батюшки было совершенно неиспорченным и имело восковой цвет». Как и тело приснопамятной внученьки, умученной оккупантами 23 года спустя.

В октябре 41-го, добровольцем ушла защищать Родину и погибла за неё 29 ноября того же года.




Д обровольцем ушёл на фронт и её брат Саша и пал смертью храбрых в боях за освобождение Кенигсберга в апреле 1945 года.



Имена их стали легендарными.

С удьба потомков Петра Ивановича Космодемьянского известна всей стране: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. Они похоронены рядом, в главном некрополе страны — на Новодевичьем кладбище.

Сталин разрешил Любови Тимофеевне привезти прах сына в Москву и предать земле рядом с Зоей.


Могилы Зои и Александра Космодемьянского на Новодевичьем кладбище