Хлеб – всему голова
Цели:
Формирование бережного отношения к главному достоянию человечества;
Заставить задуматься об огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий;
Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;
Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.
Оформление: на центральной стене плакат с изображением каравая, колосья. На столе, накрытом скатертью, каравай, солонка, изделия из муки.
Оборудование: проектор, презентация, каравай, выпечка.
Ход праздника
- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля.(Звучит песня «Русское поле»)
(Слайд 1)
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
-Дрогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук!
(Вручает хлеб - соль гостям праздника.) (Слайд 2)
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле!
- Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
- Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
- Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.
- С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
Хлеб - это жизнь.
Мы золотые зернышки.
Живем лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны. (Слайд 3)
Исполняется песня «Золотое зернышко». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Учитель: А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.
1. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем. (Слайд 4)
2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно -
Сеют сеялки зерно. (Слайд 5)
3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода. (Слайд 6)
4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотистой стеною
И слышит страна, за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Учитель: Дети, расскажите, как из зерна получают хлеб.
Дети: Зерна мелют на мельнице в муку, ее везут на хлебозавод, на пекарни. Там выпекают хлеб, булки, калачи. Все это мы покупаем в магазине.
Учитель: Дети, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки нашего пекаря. Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.
- Сегодня на земле нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
- В Украине очень популярна паляница. (Слайд 7,8)
- В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. (Слайд 9, 10, 11)
- У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки. (Слайд 12, 13)
- Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Это - хлеб.(Слайд 14)
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Это - хлеб.(Слайд 15)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Это - хлеб.(Слайд 16)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Это - хлеб.(Слайд 17)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!
Учитель: Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб».
Учитель: Хлеб... Наскучит ли он?
Дети: Никогда! без него человеку беда.
Учитель: (Слайд 18) В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а учитель читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).
Учитель: «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
- Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
В дыму ленинградское небо.
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
- Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).
Зерна наших дней, светитесь.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы ж - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Учитель: Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори». (Слайд 19)
Учитель: В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди. О хлебе народ сложил много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.
Горька работа, да хлеб сладок.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Пот на спине – хлеб на столе.
Каравай хлеба не свалится с неба.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Не будет хлеба – не будет обеда.
Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.
Хлеб – это рука друга, протянутая в час испытаний.
Много снега – много хлеба.
Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Учитель: А ещё в народе так говорят:
Разломить с кем-то хлеб – породить дружбу.
Поделиться хлебом – быть бескорыстным.
Быть хлебосольным – значит быть гостеприимным.
Зарабатывать свой хлеб – слыть трудолюбивым.
Осыпать молодых хлебом – желать достатка, здоровья, счастья.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной»
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой Родины своей!»
Не хотим мы видеть чёрных
Зёрен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорных,
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах,
Что мы здоровы телом и душою,
За то зерно, что полнит закрома,
Спасибо хлебороб тебе большое.
Когда встречаешь ты рассвет,
Рабочий у станка стоит спокоен
Известно, что без хлеба жизни нет-
Так мир великий видимо устроен!
Инсценировка стихотворения Т. Коломиец “Праздник каравая”.
Учитель: К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим
Все на свете угостим
Вкруг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
Каравай: (вылезает из машины и становится в середину круга, который образуют дети.)
- Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
- Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
- Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
- Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Пекарь: Слава урожаю в зернах!
Мельник: Слава караваю на столах!
Хлебопашец: Слава, слава дружным рукам!
Рабочий: Слава, слава труженикам!
Все дети выстраиваются полукругом.
Девочка: Человек привык трудиться.
Люди пашут, сеют, жнут!
Мальчик: В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд!
Песня “Без труда не проживешь”, муз. Агафонникова.
Тем, кто хлеб печет чуть свет
Шлет пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа «Хлеб - всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава! (Слайд 20)
Учитель: Мы будем благодарны тем людям, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».
Звучит песня «Хлеб – всему голова»
Хлебный колос
Некогда, когда Господь Бог сам жил на земле и сама земля была гораздо
плодороднее, чем теперь, тогда в колосе было не пятьдесят-шестьдесят, а
четыреста-пятьсот зерен. Тогда и зерна на стебле шли снизу доверху, и
весь этот стебель составлял один сплошной колос.
Но, как водится между людьми, в изобилии они не придают значения бла-
годати Божией, и становятся по отношению к ней равнодушными и легкомыс-
ленными.
Однажды шла какая-то женщина мимо хлебного поля, и ее ребенок, бежав-
ший около нее вприпрыжку, свалился в лужу и запачкал себе одежонку. Тог-
да мать сорвала полную горсть чудных колосьев и вычистила ими платье ре-
бенка. Когда Господь, как раз в это время проходивший мимо, увидел, что
она делает, то он разгневался и сказал: "Отныне стебли хлебных растений
не должны более иметь колосьев, люди недостойны ниспосылаемых им благ".
Находившиеся в ту пору вблизи от Господа перепугались, пали перед ним на
колени и молили, чтобы он хоть что-нибудь оставил на конце стебля у хлеб-
ных растений: "Если мы сами даже и недостойны того, то даруй ради ни в
чем неповинных кур, а не то им придется помереть с голоду".
Господь, который уже вперед знал, что куры будут в зерне нуждаться,
снизошел до этой просьбы. Вот на верхушке стебля и до сих пор еще остался
колос в таком виде, как он тогда был.