Областной конкурс образовательных программ и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися , воспитанниками.
Классный час. Заседание клуба «Следопыты
Виртуальное путешествие «Серебряное ожерелье России»
Номинация: методический материал
Направление: краеведение
Стюбко Надежда Николаевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Покровская СШ»
д.Кресты
д.Кресты
2016 г
Классный час. Заседание клуба «Следопыты»
Тема: Виртуальное путешествие «Серебряное ожерелье России»
Цель: прививать пятиклассникам интерес к истории родного края через знакомство детей с новым культурно-историческим маршрутом Северо-Запада России, в частности с городами Псковской области, которые вошли в этот маршрут.
Задачи: 1) развивать познавательные навыки и творческие способности пятиклассников;
2)совершенствовать исследовательские навыки работы с источниками информации;
3)воспитывать любовь и гордость к родному краю.
Участники: творческие группы, состоящие из пятиклассников , их родителей, друзей
Подготовка : предварительное заседание клуба, распределение индивидуальных маршрутов и изучение информации о выбранных городах Псковской области, оформление сообщения. Заранее готовится ведущий, который контролирует готовность участников, состав групп.
Оформление: на доске карта России, карта Псковской области, бумага серого цвета (под серебро) нарезанная в виде многосторонних фигур, на которых названия областей. Отдельно названия городов Псковской области. Парты расставлены полукругом, чтобы было видно друг друга и доску.
Ход:
Учитель: Ребята, вы слышали такое красивое название «Золотое кольцо России»? А что это такое?. Да, действительно это культурно-исторический маршрут.
- Я знаю, что вас знакомили с ним. Вспомните какие города России вошли в него.(называют)
- А теперь послушайте другое название ( говорю и пишу на доске) не менее красивое «Серебряное ожерелье России» . Давайте сначала разберем слова в названии.
Что такое серебро ? (драгоценный металл)
Что такое ожерелье? (женское украшение)
- Как вы думаете , это будет ожерелье, которым украсят Россию? На самом деле- это новый культурно- познавательный исторический маршрут, который был разработан по приказу премьер-министра Д.А. Медведева по Северо-Западу России в 2013г, а в реализацию он вступил в 2015г.
- Вот посмотрите на карту России, вы уже можете ориентироваться на ней, покажите где северо-запад России. Правильно.
- В «Серебряное ожерелье» вошли 10 областей. Я сейчас буду называть их и прикреплять, а вы слушайте внимательно, и, возможно услышите очень знакомое название. И так, что вам было знакомо в названиях. (Псковская область)
- Ребята, мы с вами должны гордиться этим. Это большая честь. А теперь давайте посмотрим какие города Псковской области были выбраны для этого маршрута. Переходим к карте Псковской области ( называю, прикрепляю). И у нас с вами получилась часть серебряного ожерелья. А теперь я передаю слово ведущему клуба.
Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по городам нашей области и узнаем из ваших творческих сообщений почему о них должны знать все.
- Давайте выберем транспорт . Самый оптимальный вариант – автобус. Прежде чем сесть в автобус вспомним правила поведения в автобусе ( проговаривают) и за это получить проездной билет. Теперь давайте решим, с какого города начнем? Нам надо составить общий маршрут, по которому будем двигаться. (обговаривают, предлагают) У нас с вами получился такой путь следования: из Красногородска ---- Псков-----Изборск----Печоры-----Порхов-----Великие Луки----Красногородск
И, так,отправляемся, мы приехали в Псков- самый главный город области, обзорную экскурсию об этом городе готовила Потапова Ксения и ее творческая группа. Прежде чем она начнет рассказ, давайте вспомним правила поведения на экскурсии: внимательно слушать, не перебивать, по окончании задавать вопросы или наоборот отвечать на них.
Выступление Потаповой Ксении о Пскове. Вопросы после выступления
- Ну что ж, со Псковом познакомились, едем дальше, всего в 30 км от Пскова находится Изборск, один из стариннейших городов – крепостей, а обзор об этом городе подготовил Васильев Михаил и его мама Галина Юрьевна, помогала им в этом наша библиотекарь Николаева В.В.
Выступление Васильева Михаила.
- Далее, по пути нашего следования, мы попадаем в город Печоры. Рассказ об это городе подготовил Богданов Илья , его сестра- студентка , помогал друг Михайлов Илья.
Выступление Богданова Ильи.
- Теперь нам придется преодолеть более длинный путь и мы оказываемся в городе Порхове, а расскажет о его достопримечательностях Тимофеев Илья вместе с мамой.
Выступление Тимофеева Ильи.
- Отправляемся дальше, самый отдаленный от нас город это Великие Луки, рассказ о нем мы услышим от Муравина Дмитрия, помогал ему брат и родители.
Выступление Муравина Дмитрия.
Учитель: И так, ребята, мы вернулись домой. У меня к вам есть вопросы:
В скольких городах мы сегодня побывали?
Перечислите их названия.
Расскажите что вы запомнили о каждом городе.
Я сейчас раздам вам липкие листочки, и вы прикрепите туда, куда вы считаете, что мы в первую очередь должны съездить классом на экскурсию. Ну что ж у нас определилась следующая классная поездка.
Рефлексия: ребята у меня к вам есть еще один вопрос как вы думаете, почему эти маршруты получили не просто названия, а с использованием драгоценных металлов; «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье» ( потому что они дороги для нашего народа, для нашей страны, для нашей родины. Это наша историческая и культурная ценность, это наше достояние, наша гордость, наше лицо). Мы должны с вами сохранять культурные и исторические памятники, знать о них и предавать дальше в поколения.
Итог: Ребята, как вы думаете, информация которую вы получили важная? Могли бы вы рассказать об этом? Кому? Как? Мы с вами можем выпустить газету, повесить на видном месте маршрут «Серебряное ожерелье» и кого заинтересует организовать классный час для других классов.
Д/З: У нас с вами определилась первая поездка – г. Псков. Вам задание: разработайте свой личный маршрут в г.Псков.
4