Классный час на тему:
«День снятия блокады Ленинграда»
Цель: познакомить детей с историческими фактами о блокаде Ленинграда; формировать у обучающихся знаний о героическом прошлом нашего народа, чувства патриотизма и представление о герое; воспитывать уважение к защитникам Родины; чувства сострадания к людям, которые пережили страшное время; продолжать воспитывать такие качества, как: любовь к близким, чувство гордости за членов их семьи, которые пережили Великую Отечественную Войну, которые погибли во время ВОВ.
Материал: иллюстрации по теме, книги, фильм, музыкальное сопровождение.
Ход работы
Учитель:
Сегодня, 27 января - отмечается День воинской славы России, день снятия блокады города Ленинграда.
В далёком 1944 году 27 января советские войска сняли фашистскую блокаду с города, которая длилась 900 дней. 900 самых страшных и ужасных дней и ночей для народа, 900 дней - страданий и боли, 900 дней - как это много…
Ученик читает стихотворение:
Блокадница
Война, блокада, санный путь,
Бредет старуха за водицей.
Шаль прикрывает плат и грудь.
А взгляд ночами этот снится.
Дорога длинная к Неве –
Полжизни прямо и обратно.
Все предоставлено судьбе,
И добредет ли непонятно.
Слеза от холода бежит,
По изможденной черной коже.
Она голодна, не спешит,
Быстрей она уже не может.
Ведет тропинка через мост,
Чернеет трупик из сугроба.
Для многих здесь такой погост,
А вон и два! Замерзли оба.
А дома холод, пустота…
В буржуйке дотлевает пепел.
Сгорела мебель. Нищета.
Лишь лик вождя все так же светел.
А завтра хлебушка дадут,
Но добредет ли, я не знаю,
Но знаю, выстоят! Сомнут, –
Фашистов эту злую стаю!
Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда. Голос жизни»
https://www.youtube.com/watch?v=NouyYNn7wW0
Рассказ учителя:
8 января 1941 года началась блокада Ленинграда. Цель гитлеровских оккупантов было уничтожить город и всех жителей Ленинграда.
Ребята, а вы знаете, что такое блокада? (дети отвечают)
872 дня город был осажден фашистами, но несмотря на ежедневные обстрелы и бомбардировки, на страшный голод, люди боролись за жизнь. Людям пришлось многое преодолевать. Главная цель которых была –выжить. Промышленные предприятия стали оборонной частью города. Рабочие работали на заводах по 10-12 часов в сутки, работали даже дети, они изготавливали снаряды. В блокадном кольце оказалось около 3 млн. жителей города, среди них почти 400 тысяч были дети. Почти все жители города поднялись на защиту своего города. Фашисты ежедневно обстреливали город, наносили массивные удары. Днём они обстреливали город, а ночью сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы с самолетов. Бомбежки и обстрелы были не единственной опасностью в городе.
В городе начинался голод.
Продовольствия катастрофически не хватало, т.к немцы уничтожали склады с продовольственными товарами. Продуктов становилось всё меньше и меньше. Людям приходилось варить суп из столярного клея, они ели всё что можно было есть, лепёшки делали из цветов, на олифе поджаривали хлеб, шкурки животных и т.д. Для того, чтоб прокормить своих детей, матерям приходилось убивать животных. Черный хлеб им выдавали по карточкам в очень маленьком количестве, в размере спичечной коробки-125 грамм., это была норма на весь день.
Представьте, как это мало!
Из городов пытались вывозить женщин и детей, подальше от военных действий. Эвакуация длилась до 1943 года.
Наступали холода. Зима была очень лютая и суровая, на улицах были большие сугробы, всё вокруг заметало. Люди в домах жили без света, тепла, воды, замерзал водопровод и канализация. Согревались они при помощи печек «буржуек», сжигали всё, что можно было: ненужные вещи, книги, мебель, лишь бы только согреть дом. Для того, чтоб набрать питьевой воды им приходилось ходить на берег реки Невы, они спускались к реке, делали в ней прорубь, набирали воду, и под обстрелами возвращались домой. Транспорт в городе не работал, на работу, в заснеженную, холодную зиму люди добирались пешком.
Люди стали умирать, они не выдерживали холода и голода. Умирали на улице, дома во сне, на работе.3 % населения погибало от бомбежек, остальные 97 % -гибли от голода.
В это время в Ленинграде продолжали работать школы. Дети учились в холодных кабинетах, где стоял жуткий мороз, от которого замерзали чернила и пальцы рук. Ученики от голода и бессилия шатались, умирали в классах и по дороге домой или в школу.
Ученик читает стихотворение:
Я есть хочу, дайте мне хлеба!
Воды хочу, дайте воды!
Я жить хочу, дайте мне жизни!
И умирать я не хочу!
Но, если надо, жизнь отдам я,
И за семью, и за страну,
Ведь ты - страна нас воспитала,
Ведь ты- любовь нам прививала,
Мы Русские по духу люди,
И кровь в нас русская течет,
Но, если надо, жизнь отдам я,
Но только не достанься ты врагу!
В таких нечеловеческих условиях город жил, боролся и не сдавался. Они героически сражались, готовы были отдать жизнь за Родину, за родных и близких.
27 января 1944 года блокада была прорвана. По официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Но ни смотря ни на что, город «герой»-он выстоял и победил, а произошло это, благодаря единству народа, который не предал свою страну и защищал ее изо всех сил.
Подвиг, который совершили люди во время блокады, нельзя ни с чем сравнить, нельзя чем-либо измерить. Его надо помнить всегда, и чтить память героев отдавших свою жизнь.
И по традиции, давайте почтим память героев минутой молчания!
(минута молчания)
Рефлексия.
- Что вам понравилось?
- Что было трудным?
- Какое у вас настроение?
По окончанию классного часа, дети организовывают в классе выставку на тему: «День снятия блокады с Ленинграда»
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Наименование воспитательного мероприятия: классный час «Посвящение в пятиклассники»
Место проведения: учебный кабинет
Дата проведения: 20.01.2022
Класс: 5 количество учащихся: 24
Классный руководители: Синченко Мария Петровна
Определение мероприятия в системе воспитательной работы. Данный классный час входит в систему мероприятий, направленных на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Определение формы: беседа
Конкретные воспитательные задачи и педагогические цели:
Цель: познакомить детей с историческими фактами о блокаде Ленинграда; формировать у обучающихся знаний о героическом прошлом нашего народа, чувства патриотизма и представление о герое; воспитывать уважение к защитникам Родины; чувства сострадания к людям, которые пережили страшное время; продолжать воспитывать такие качества, как: любовь к близким, чувство гордости за членов их семьи, которые пережили Великую Отечественную Войну, которые погибли во время ВОВ.
Материал: иллюстрации по теме, книги, фильм, музыкальное сопровождение.
Форма: классный час
1 этап. Планирование (причины проведения мероприятий)
Данное мероприятие является плановым мероприятием по реализации воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2 этап. Организация подготовки
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы класса. Подобрана литература, музыкальное сопровождение, подобран фильм.
3 этап. Проведение (позиция учителя, уч-ся, родителей)
Мероприятие строилось в диалоге: учитель – ученик, ученик-ученик, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения друг с другом, с учителем и медицинским работником. Старались услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявлялась тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу. На классном часе шло развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
4 этап. Оценка результатов
Мероприятие проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей, подготовлен материал к занятию, была проведена предварительная работа с детьми.
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью. В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия, игра), наглядный, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.
Степень достижения поставленных целей, задач, эффективность данной формы.
Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему классного часа, воспринимали все серьезно и осознанно. Классный час состоялся, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия.
Положительные, наиболее удачные моменты проведения мероприятия
Ребята на классном часу работали активно. На мой взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение детей.
Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения: не было