Классный час по теме
«Коррупция и права человека»
Цель: сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция.
Задачи:
Способствовать формированию правовой культуры обучающихся.
Развивать умение понимать, принимать, уважать других людей.
Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Воспитывать ценностные установки и формировать гражданскую позицию в отношении коррупции.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
2.Постановка темы классного часа.
-Посмотрите на доску. Перед вами изображено облако слов (слайд 1). Прочитайте слова и назовите то, значение которого вы не знаете. Назовите его (коррупция).
-Правильно. Тема нашего классного часа «Коррупция и права человека» (слайд 2).
3.Работа по теме классного часа.
Первичное усвоение новых знаний
-Что такое коррупция? Коррупция - это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ (слайд 3).
-А теперь посмотрим какие виды коррупции существуют.
Виды коррупции (слайд 4):
- Государственная (коррупция госчиновников).
-Коммерческая (коррупция менеджеров фирм).
- Политическая (коррупция политических деятелей).
Виды взяток:
-Индивидуальная взятка (со стороны гражданина).
-Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы).
Просматриваем и обсуждаем вместе - какие виды коррупции и взяток существуют (слайд 5).
-А сейчас внимательно прослушайте стихотворение о взятках и взяточниках.
Вот важный чиновник сидит за столом,
В два счёта решил бы вопрос,
А он намекал, юлил, не спешил,
И денежный ждал поднос.
И посетителя вынудил он,
Чиновника понят намёк,
Деньги - в конверт, конверт - на стол,
И сразу решился вопрос.
Горячее лето, для ВУЗа страда,
Экзамены здесь сдают,
Но чьи - то папа с мамой в обход
Сынка в институт ведут.
Он в школе учился не ахти, кое - как,
Но в ВУЗ ему позарез,
За взятку декану в тот институт
Этот бездельник пролез.
А кто - то умный уже за бортом,
Не будет учиться он,
Тот умный честно хотел поступить,
Не нарушая закон.
А в клинике к доктору сто человек,
Толпится народ и ждёт,
Но кто- то без очереди, дав взятку врачу,
Уже на приём идёт.
На снимок больного доктор послал,
А там никого - тишина.
-Придёте вечером,- ему говорит
В стерильном халате сестра.
-Ах, как же, на вечер? Я не могу.
Что делать? А время идёт.
Чтоб день не губить, он деньги тайком
В стерильный карман кладёт.
Минута, другая, и снимок готов,
Не надо вечера ждать,
Как видите, просто всё и легко,
Если взятку дать…
Превысил скорость пьяный лихач,
Задержан постом ГАИ,
Юлит и вертится этак и так,
Чтоб только не замели.
А пост ГАИ продажным был,
На деньги позарился он,
За взятку он отпустил лихача,
Презрев и нарушив закон.
- Какие непонятные слова вам встретились? (словарная работа)
- Кто в стихотворении брал взятки? (чиновники, полицейские, врачи, ректор)
- Почему и для чего дают взятки?( тем кто занимает определенное положение в обществе, для получения более быстрого результата)
- Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией? (ответы детей)
- Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. В СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление в обществе. Получается это преступление! Коррупция тормозит экономическое развитие страны и ставит под угрозу любые преобразования. А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед!!!
- 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией (слайд 6).
-В чём причины коррупции? (слайд 7)
Жадность, низкая заработная плата, незнание законов.
4.Первичная проверка понимания.
-Послушайте строки из песни О. Газманова « А как мы сможем победить!»
А как мы сможем победить,
если нас легко купить.
Как мы сможем побеждать,
если нас легко продать…
-Согласны ли вы с этими строками, как вы можете их объяснить (ответы детей).
- Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество - это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
5.Первичное закрепление.
«Мозговой штурм»: учащиеся предлагают свои способы ликвидации КОРРУПЦИИ (слайд 8), (Задание обсуждается в парах, выводы записываются на листочки, озвучиваются).
После того, как дети озвучили свои варианты борьбы с коррупцией, на экране появляются варианты борьбы с коррупцией – слайд 9).
1. Повышение заработной платы во всех отраслях, чтобы людям никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.
2. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
3. Ужесточить законы страны в отношении взяточников;
4. Воспитывать в людях чувство совести.
-А сейчас прочитайте стихотворение (слайд 10).
Борьба с коррупцией негласно
Велась повсюду и всегда,
Но лишь не так давно в России
Законный статус приняла.
У власти стоя, не забудьте
Быть честными всегда, во всём,
Иначе в не ладах с законом
Окажетесь прекрасным днем!
-Как вы понимаете смысл этих строк? (ответы детей)
6. Рефлексия (подведение итогов).
-А теперь подведём итог. Что такое коррупция? Какие виды коррупции существуют? (ответы детей)
Коррупция ставит под угрозу любое общество. Ей может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью. Для них важен единственный стимул - желание получить максимальную прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с коррупцией в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих.
На этом наш классный час закончен.