Филиал
ОБЛАСТНОго ГОСУДАРСТВЕННОго бюджетного ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (огБПоу «рпк»)
в г.Касимове
Классный час
КОРРУПЦИЯ ВОКРУГ НАС
для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(группа 4ш)
Касимов, 2019 г.
Цель: сформировать у обучающихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.
Задачи:
Обучающие:
Сформулировать определение понятия коррупция;
Определить причины коррупции в современном мире;
Сформировать представление об антикоррупционной политике;
Изучить существующие способы противодействия коррупции;
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков групповой работы;
Способствовать развитию визуальной памяти и вниманию;
Развивать навыки критического мышления по средствам дискуссии;
Развить умения применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
Воспитание правовой культуры, а так же негативного отношения к коррупции.
Воспитывать у обучающихся уверенность в своих силах;
Воспитывать у обучающихся чувство порядочности по отношению друг к другу;
Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, листы А4, маркеры, задания для работы групп.
План:
Вступительное слово.
Понятие коррупция
История появления коррупции
Причины коррупции
Профилактика коррупции.
Подведение итогов. Рефлексия.
Заключительное слово.
Содержание
Преподаватель: Добрый день! Подарите друг другу улыбку, и настроимся на хорошую плодотворную работу! Итак, посмотрите на экран, прочитайте высказывания известных людей и в течение 1 минуты подумайте, как можно сформулировать тему нашего классного часа.
| Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых. Библия Самое главное при всяком государствен-ном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невоз-можно было наживаться. Аристотель Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды. Люк де Вовенарг |
И прежде чем мы с вами определим какую цель и задачи мы ставим перед сегодняшним классным часом, я бы хотела рассказать вам небольшую сказку.
«Сказка о серьёзном»
Очень давно на земле, когда не было ещё ни государства, ни армии, ни тюрем, ни даже денег жили первые люди. Жили они в гармонии с природой, которая давала им пищу, одежду, жильё. Все люди были равны, среди них не было ни богатых, ни бедных. Мужчины трудились на поле, ходили на охоту, а женщины хлопотали возле очага, готовили пищу, одежду, смотрели за детьми. И вот однажды прознала о такой жизни людей рыжая, коварная и завистливая Коррупция. И решила она погубить людей, но как это сделать она не знала. И тогда она решила проникнуть тайно к людям в дом и даже в их сердца, чтобы изнутри растлевать, разъедать их мысли, чувства, желания.
Выбрала она среди людей того, кого больше уважали за знания, силу и проникла в дом. «Разве ты не хочешь жить лучше своего соседа, занимать лучшую должность и управлять другими людьми?» - внушала зловещим шёпотом Коррупция. Человек потерял покой. Стала мучить его жажда наживы, стремление возвыситься. «Рыжая ржавчина» стала медленно разъедать его душу и сердце.
Человек стал нарушать моральные правила поведения, которые были приняты среди людей. Он за свои знания, силу уже требует себе больше зерна, рыбы, а иногда и тайно от всех берёт лучшую вещь.
Но Коррупция не унимается, она подкупает ещё человека и ещё. И чем больше людей попадает в её льстивые и коварные сети, чем больше среди людей становиться беспорядка, обмана, тем сильнее она становиться.
Стремясь к наживе, личной выгоде, люди убивают своё сердце, свою душу, свободу. Кто и как сможет остановить это зло?
Итак, вы внимательно послушали сказку, а теперь ответьте на мои вопросы:
1.Как описана коррупция?
2.Как давно люди узнали о коррупции?
3.Что делает коррупция с людьми?
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.
Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.
Сегодня мы проанализируем ответы наших респондентов, рассмотрим, что такое коррупция, каковы ее формы и причины, выясним, каким может быть ущерб, который наносит коррупция и стране и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют в мире и России.
«Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"
- слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».
Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.
Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция» (взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.)
Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.
Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.
Это слово вы слышали, слышите, будите слышать, к сожалению, ещё не раз. Все знают, о чём идёт речь, все с ней сталкивались хотя бы раз в жизни. Никому она не нравится. Многие полагают, что в нашей стране коррупция была всегда и избавиться от неё невозможно, что это самая главная причина всех наших трудностей и поэтому бороться с коррупцией надо в первую очередь всем миром.
Понятие коррупция.
Этимологический словарь:
Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Толковый словарь:
Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Коррупция. Исконно русские синонимы этого слова: «мздоимство», «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением».
Одно из наиболее кратких, но достаточно ёмких определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».
Преподаватель:
Вы дали правильное толкование этому слову. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.
Преподаватель:
К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.
Стихотворение «Коррупция-беда!»
Коррупция, коррупция - ужасная беда,
Уж не одно столетие идет с тобой борьба!
Судебник Иван III-го с тобою воевал,
Иван IV Грозный за взятки казнь давал.
Великий Петр жестоко с мздоимством вел борьбу
Правители старались спасти свою страну.
Суровыми законами - сей грех не победить,
Одними наказаньями нам взятки не изжить.
Давайте люди вместе начнем во всем с себя,
Как мы объединимся - беда нам не страшна!
В единстве наша сила, то знают все враги,
Как только станем вместе - коррупция беги!
«Здоровым» наше общество, мы видеть все хотим
И если будем честными, то взятки победим!
Мы сами все решаем, какими в жизни быть,
Себя кто уважает - того не подкупить!
Причины коррупции
Преподаватель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции
Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции.
Причины:
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
Преподаватель задает вопрос: Как вы думаете, кто должен осуществлять профилактику коррупции? (Студенты предлагают свои варианты ответов. Далее учитель выводит слайд, где обозначены меры профилактики коррупции в России)
-антикоррупционное воспитание (в рамках учебных заведений)
-пропаганда (с помощью СМИ)
-формирование правовой культуры и повышение правового сознания
-воспитание гражданской ответственности
Укрепление доверия к власти
-антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, проводимая Министерством юстиции
Задание: Давайте найдём продолжение пословицы.
Закон, что дышло: … куда повернул, туда и вышло.
Один закон для богатых, … другой для бедных.
Рыба … гниет с головы.
Земля любит навоз, лошадь овес, … а воевода принос.
Когда карман сух, … тогда и суд глух.
Лучше бедность, да честность, … нежели прибыль, да стыд.
Подведение итогов.
Преподаватель: Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»
Примерные высказывания:
не давать и не брать взятки;
стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
предавать гласности случаи коррупции.
Мы также можем:
изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
писать об известных случаях коррупции в местную газету;
принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;
изучать данное явление;
Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования.
Список использованной литературы:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.
А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.
Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и
системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.
Гражданское образование: содержание и активные методы
обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.
Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,
Издательство «Проспект», М., 2006.
Интернет-ресурсы:
http://law.edu.ru- юридическая Россия Федеральный правовой портал
За обычное без квалифицирующих отягчающих признаков получение взятки может последовать следующее наказание: Штраф до 1 миллиона рублей; Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет; Штраф от 10 до 50 размеров полученной взятки; Исправительные работы от года до 2 лет; Принудительные работы до 5 лет; Лишение свободы до 3 лет.