Игровые моменты.
«Правильно ли мы говорим?»
1. Подберите синонимы к словам
Смелый – храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.
Победитель – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, справиться, сладить.
Холодный день – промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.
Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.
2. Объясните фразеологические обороты
Иголку негде воткнуть – о большом скоплении людей.
Крокодиловы слезы – притворное сожаление.
Краем уха – невнимательно слушать.
Рукой подать – близко.
Как на духу – откровенно, чистосердечно.
Святым духом – неизвестно как, как бы, само собой.
Душа в душу – полное согласие.
Во весь дух – очень быстро бежать или ехать.
В чем только душа держится – хилый, слабый.
Не верить своим глазам – удивляться чему-либо увиденному.
3. Поставьте правильно ударение в словах:
кварта?л
катало?г
груже?ный
сли?вовый
на?чал, начала?
звони?т
в я?слях
сре?дства
столя?р
нача?в
начался?
догово?р
балу?ю, балу?ешь
дефи?с
све?кла
предложи?ть
мышле?ние
августо?вский.
4. Как повысить культуру речи.
Классный руководитель:
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.
5. Как стать интересным собеседником.
Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.
6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам морали
Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д
7. Подведение итогов занятия
Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке
План дальнейшей работы:
1. Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д