СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Культура речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые моменты для проведения урока. Рассмотрение разных вопросов: как повысить культуру общения, как стать интересным собеседником и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Культура речи".»

Игровые моменты.

«Правильно ли мы говорим?»


1. Подберите синонимы к словам


Смелый – храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победитель – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, справиться, сладить.

Холодный день – промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

 

2. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть – о большом скоплении людей.

Крокодиловы слезы – притворное сожаление.

Краем уха – невнимательно слушать.

Рукой подать – близко.

Как на духу – откровенно, чистосердечно.

Святым духом – неизвестно как, как бы, само собой.

Душа в душу – полное согласие.

Во весь дух – очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится – хилый, слабый.

Не верить своим глазам – удивляться чему-либо увиденному.

 

3. Поставьте правильно ударение в словах:

кварта?л

катало?г

груже?ный

сли?вовый

на?чал, начала?

звони?т

в я?слях

сре?дства

столя?р

нача?в

начался?

догово?р

балу?ю, балу?ешь

дефи?с

све?кла

предложи?ть

мышле?ние

августо?вский.

 




 4. Как повысить культуру речи. 

Классный руководитель: 
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др. 

5. Как стать интересным собеседником. 

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982. 

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать! 

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам морали 

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору 

Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д 


7. Подведение итогов занятия 

Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке 




План дальнейшей работы

1. Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д